Статьи никях

Идда женщины | Часть вторая

аввпвпвпвпв

Предыдущая часть

Продолжаем разбирать важную тему соблюдения идды – срока, который женщина выжидает после расставания с мужем. В предыдущей части были раскрыты условия соблюдения идды после смерти мужа. Здесь поговорим о случаях выжидания срока после развода.

Идда, связанная с разводом:

Шариатское постановление относительно идды разведенной женщины делится на  два вида: разведенная до половой близости с мужем, и после близости.

  • Разведенная до половой близости с мужем:

Когда муж расстается с женой путем расторжения брака или развода до совершения половой близости, она не обязана соблюдать какую-либо идду, следуя словам Всевышнего:

«О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок. Одарите их и отпустите их красиво»[1]

Выше указанное не относится к той, у которой умер муж до совершения половой близости, так как она обязана соблюдать идду, связанную со смертью мужа и не обязана соблюдать идду развода, потому что женщина, у которой умер муж до ее половой близости с мужем, удостаивается того, чтоб ей выплатили из имущества мужа положенное ей приданное (калым), подобно той, у которой имелась половая близость с мужем.

Шариатское решение относительно идды не меняется при уединении мужа и жены без половой близости.

  • Разведенная после половой близости:

Когда пары расстаются после половой близости, разницы нет, состояли они в действительном браке, в недействительном, или же после совершения полового акта по ошибке с посторонним человеком (разъяснение в 1 части), женщина обязана соблюдать идду. Не имеет значения, был ли акт дозволенной половой близостью, совершенной не во время менструального цикла, или же недозволенной, совершенной во время менструального цикла, или во время совершения хаджа, когда женщина находится непосредственно в совершении обрядов хаджа.

Также, не имеет значения, что послужило причиной для расставания, будь то путем развода, путем расторжения брака из-за изъяна одного из супругов, выявлением молочного родства или же клятвенным заверением (лиан).

Также, женщина должна соблюдать идду, вне зависимости от того, подлежит развод возврату или нет (так как, если муж дал один или два развода, то развод подлежит возврату, т.е., он имеет право вернуть жену без обновления брака, а если дал три развода, то он не подлежит возврату).

Также, не рассматривается состояние того, кто имел с ней половую близость: будь он душевно больным или полноценным человеком, по своей воле он это совершил, или же его заставили, совершеннолетний он или несовершеннолетний, даже если он кастрированный. Была ли женщина в состоянии беременности или нет, взрослой или маленькой, душевнобольной или полноценно разумной — она обязана соблюдать идду, если даже сама введет сперму мужа в себя, потому что забеременеть таким путем более вероятно, чем черезполовой акт. Во всех выше указанных пунктах, идда является обязательной, как ибадат (богослужение), даже если выяснится что она не беременна.

Доводом всего вышеуказанного является то, что Всевышний Аллах обобщает аят:

«Разведенные женщины должны выжидать»[2]

А та, которая не имела половую близость, не обязуется соблюдать идду, и отсюда можно понять, что просто уединение не рассматривается.

Разновидности идды женщины, разведенной после половой близости

Идда женщины, разведенной после половой близости, различается относительно ее состояния, т.е., беременна она или нет.

  • Идда разведенной беременной женщины

Когда муж расстался с женой путем развода или другим путем (кроме смерти), и жена во время расставания находилась в состоянии беременности, то ее идда заканчивается завершением беременности, согласно словам Всевышнего:

«Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени»[3]

Так как целью соблюдения идды является установление наличия или отсутствия у нее беременности, и это подтверждается рождением ребенка.

Одним из условий завершения идды беременной женщины рождением ребенка является допустимость происхождения ребенка от мужа, который дал развод, хотя бы приблизительно. Поэтому, если муж скажет, что это его ребенок, то так и посчитают. Если же невозможно допустить, что ребенок принадлежит мужу, после которого она выжидает срок идды, то завершением этой беременности ее идда не заканчивается. Подобное возможно, когда мужем является маленький мальчик, у которого не бывает семяизвержения, или же если муж не имеет полового органа, также, если она родит после развода до истечения шести месяцев с момента заключения их брака, или же они вообще не сходились после заключения бракаи муж дал ей развод, после чего родился ребенок.

Другим условием является полное очищение ее матки. Ее идда не заканчивается при наличии в утробе двух или более детей, рождением одного из них.

 

 

Источник: «Мугн-иль Мухтадж» 384/3, «Мухаззаб» 531/4, «Мажмуъ» 391/19

Следующая часть


[1] «Аль-ахзаб» аят 49
[2] «Аль-Бакара» аят 228
[3] «Ат-Талак» аят 4

Идда женщины | Часть третья | Almasjid
2016-02-22 12:29:21
[…] Предыдущая часть                                                                                                                                            Источник: «Мугн-иль Мухтадж» 386/3, «Мухаззаб 535/4, «Мажмуъ 408/19, Махали 72/4 […]
Идда женщины | Часть первая | Almasjid
2016-02-08 17:10:03
[…] Следующая часть […]
Яндекс.Метрика