Статьи пост

Действия нарушающие пост | Часть первая

sfsfsfsfs

Месяц обязательного поста начался, а вместе с ним начался и поток вопросов о том, что нарушает, а что не нарушает уразу. Хотя тема достаточно хорошо раскрыта учеными и проповедниками, тем не менее, мы все чаще слышим просьбы о разъяснении. Что ж, как говорится, повторение – мать учения! Далее наш читатель сможет ознакомиться с причинами, которые нарушают пост.

1. Еда и питье:

Наша умма единогласно сошлась на том, что еда и питье является харамом для постящегося, и что они нарушают пост при осознанном употреблении. Оставление еды и питья и является основной целью поста, согласно словам Всевышнего:  «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи»[1]. Если постящийся поест или попьет, помня, что он находится в посте, зная, что это харам, добровольно (не принудительно), то его пост нарушается.

Если между его зубами оказались остатки пищи и после того, как слюна коснулась этой пищи он не смог разделить ее от слюны и выплюнуть, то его пост не нарушается, потому что у него для этого есть оправдание. А если он проглотит его, будучи в силах вытащить ее оттуда и выплюнуть вместе со слюной, то его пост нарушается, так как для него в этом случае нет оправданий.

Если в глотку постящегося нальют воду насильно, во время сна или когда он без сознания, то это не нарушает его пост, так как от него исходит ни действие, ни намерение. Также, если его принудительно заставят поесть или попить, то его пост не нарушается, потому что у него не было выбора.

Если постящийся поест или попьет по забывчивости (т.е., забыв, что он постится), то его пост не нарушается. В этом мы опираемся на то, что передал Абу Хурайра от Пророка, мир ему и благословение: «Кто забудет, что он находится в посте и поест или попьет, пусть завершит свой пост (т.е., доведет его до конца). Поистине, Аллагь накормил его и напоил»[2]. Он не должен возмещать этот пост или выплачивать за него кафарат (налог) также согласно хадису, переданному от Абу Хурайры, в котором Посланник Аллагьа, мир ему и благословение, сказал: «Кто совершит в месяц Рамадан по забывчивости действие, которое нарушает пост, то он не должен возместить этот пост или выплатить за него кафарат»[3]. И не имеет значения, много он поест (по забывчивости) или мало, так как в хадисе это обобщается.

Если же он поест или попьет, не зная, что это является харамом, будучи новообращенным мусульманином или выросшим в далекой от цивилизации пустыне, так, что не мог узнать, что это является харамом для постящегося, то это тоже не нарушит его пост. А если он находится среди мусульман и маловероятно, что он мог бы остаться неосведомленным в таких элементарных вопросах, как то, что еда или питье нарушает пост, то его пост нарушается, так как он проявил небрежность.

В случае, если постящийся поест ночью, думая, что рассвет еще не наступил, а оказалось, что в это время рассвет уже наступил, или же ближе к ифтару (разговению) он подумал, что солнце уже полностью село, а оказалось, что наоборот, пост такого человека считается недействительным и он обязан его возместить.

2. Проникновение внутрь человека чего-либо через естественные отверстия

Под словом «чего-либо» подразумевается то, что можно увидеть невооруженным глазом, каким бы маленьким это ни было, даже если оно размером с кунжут. Или же это то, что мы обычно не употребляем, как, например, мелкие камушки, нить и т.д. Но это не распространяется на запах, которого человек вдохнул и на действие горячей или холодной воды, которые человек просто почувствовал.

Внутрь человека – это череп, включая ноздри и то, что ниже начала глотки: желудок, кишечник и т.д. К этому не относится то, что попало вовнутрь человека через рану на закрытом месте тела[4], например, если поставить или посыпать лекарство на рану, которая находится на бедре, голени, руке и т.д. Даже если оно попадет в костный мозг, то это все же не нарушает пост. Также не нарушает пост, если в закрытое место вонзить что-либо твердое.

Естественные отверстия – это рот, уши, половой орган (мужской и женский) и задний проход.

Когда через одно из упомянутых естественных отверстий намеренно и произвольно вовнутрь постящегося человека попадет что-либо, его пост нарушается, и он обязан возместить его. Если при вдыхании запаха через ноздри в голову попадает что-либо, то пост нарушается.  Если в полость живота постящийся введет что-либо – пищу или питье, – то пост нарушается. Капля, попавшая вовнутрь уха, тоже нарушает пост, а капли для глаз не нарушают, даже если от этих капель (в глаз) в горле появляется своеобразный привкус, так как то, что достигает горла – это то, что пропиталось через поры. И это закрепляет то, что Пророк, мир ему и благословение, подкрашивал глаза сурьмой, будучи постящимся[5]. Также, если масло пропитается через поры кожи, то тоже пост не нарушается. К этому же относится случай, когда искупался холодной водой так, что почувствовал холод изнутри тела. Также, пост не нарушают подкожная, внутримышечная и внутривенная инъекции.

Условием нарушения поста посредством вышеупомянутых причин является наличие намеренного действия. Если постящийся человек совершил действие ненамеренно, то его пост не нарушается. Например, если постящемуся человеку в рот попадет муха, комар, пыль от муки или дорожная пыль, и он поневоле проглотит это, то пост не нарушается, даже если у него была возможность уберечься, привязав ко рту какую-нибудь материю, так как в этом есть немалые затруднения.

Пост человека не нарушает глотание слюны, которая находится у него во рту, а если он проглотит ее после того, как слюна вышла из полости рта, например, если постящийся человек намочит своей слюной что-либо, вытащит изо рта, а потом поставит обратно и проглотит, то его пост нарушается. Если с его слюной смешается нечистота, к примеру, кровь из десен, и он, не сполоснув рот водой, проглотит эту слюну, то его пост нарушается. Если же он соберет много (чистой) слюны во рту и проглотит, то пост не нарушается.

Если человек во время поста сделает мазмазат[6] и истиншак [7] и вода попадет вовнутрь, если он при этом не проявит тщательность, то его пост не нарушается. А если он тщательно сделает мазмазат или истиншак, будучи постящимся, то его пост нарушится. Тщательность в этих обоих действиях является запрещенной для постящегося человека, так как есть слова Пророка, мир ему и благословение, которые он сказал Лакиту бин Сабират: «Когда ты будешь делать истиншак при омовении, то делай тщательно, кроме того случая, когда ты постишься»[8].

Также, если постящийся человек искупается для охлаждения, или сделает мазмазат и истиншак в четвертый раз в одном омовении (где суннатом является сделать три раза, а четвертый раз уже является лишним) и при этом проявит чрезмерность, сделав это тщательно, посредством которого ему вовнутрь попадет вода, то его пост нарушается.

Клизма нарушает пост, будь то в малом количестве или большом, дойдет она до желудка или нет, при любой ситуации клизма нарушает пост. Также, если вода попадет в отверстие головки мужского полого органа или в женский половой орган, то пост нарушается, если даже она не дойдет до мочевого пузыря. К этому же относится, если в отверстие головки просунуть что-то или в женский половой орган ввести палец или что-либо другое, то это тоже нарушает пост.

3. Вызывание рвоты и глотание мокроты

Если постящийся человек произвольно вызовет рвоту, пальцами в рот или сделает то, что вызовет рвоту, то его пост нарушается. А если рвота непроизвольная, то пост не нарушается, ссылаясь на хадис, переданный от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллагь, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Кто, будучи постящимся, вызовет рвоту, то пусть он возместит этот пост, а кто непроизвольно вырвет, то он не должен возмещать его»[9].

Если постящийся человек отхаркнет мокроту из дыхательных путей и потом проглотит ее, или втянет слизь из носа к носоглотке и также проглотит ее, то этим его пост нарушается. А если их вытянуть и выплюнуть, то пост не нарушается. Если мокрота или слизь сами выйдут, например, из-за кашля, то это не вредит посту. Если слизь из носа окажется в границах ротовой полости (выше носоглотки) так, что можно ее сплюнуть, то необходимо обрубить ее концы и выплюнуть, а если человек, будучи в силах, не сделает этого, то его пост нарушается.  Если она не дойдет до границы ротовой полости[10]или окажется там, и он не сможет ее выплюнуть, то это не нарушает пост.

 

 

Источник: «Мугн-иль Мухтадж», «Махалли», «Мажмуъ», раздел поста

 


[1] «Аль-Бакара», аят 187
[2] Бухари, 2\682, №1831; Муслим, 2\35, №1155
[3] Дарукутни, 2\178
[4]  К закрытому месту тела относится, места под мясом которого не находится пустота, например: бедра, ягодичные мышцы, колено, голень, рука и.т.д. К ним не относятся такие части как: живот, череп и т.д.
[5] Аль-Байхаки, 4\262
[6]  Ополаскивание рта водой
[7] Ополаскивание носа водой
[8] Абу Давуд, 1\552
[9] Абу Давуд, 1\555, Тирмизи, 3\409
[10] Граница ротовой полости начинается с места произношения буквы «ха»

Яндекс.Метрика