Статьи пост Статьи разное

День Ашура

%d8%a8%d8%a8%d8%a8%d8%a8%d9%89%d9%89

Мухаррам является первым месяцем года по мусульманскому календарю. Это один из четырёх запретных для войн, кровной мести и тому подобного месяцев. О высоком достоинстве месяца Мухаррам говорится в Коране и Сунне. Поэтому каждый мусульманин должен стараться провести этот месяц в служении Всевышнему.

Имам Газали, да будет доволен им Аллагь, в книге «Ихья» пишет, что если провести месяц Мухаррам в ибадате, то можно надеяться, что его баракат распространится и на остальные месяцы года.

Мухаррам является самым высокочтимым из месяцев после Рамадана. Затем, идет месяц Раджаб, затем Зуль-Хиджа, затем Зуль Каада, затем Шаабан[1].

Месяц Мухаррам содержит и священный день Ашура. Ашура или десятый день благословенного месяца Мухаррам — это великий день для мусульман.

На этот день приходится сотворение Всевышним Аллахом Небес, Земли, Арша, Курса, ангелов, первого человека – Адама, мир и благословение ему. Конец света также наступит в день Ашура. На день Ашура приходятся также переселение Адама, мир ему, в Рай и принятие от него покаяния. На день Ашура также приходится множество счастливых случаев, связанных с пророками. В этот день корабль Нуха (Ноя), благословение ему, причалил к горе Джуди после Потопа; родился пророк Ибрахим, благословение ему; вознеслись на небо пророки Иса и Идрис, благословение им; спаслись пророки Ибрахим, благословение ему, от огня язычников, Муса, благословение ему, и его последователи — от преследования, и утонул фараон; Юнус, благословение ему, вышел из чрева рыбы; произошло исцеление от болезней Аюба, благословение ему; встретился с сыном Якуб, благословение ему; Сулейман, благословение ему, стал царём; Юсуф, благословение ему, вышел из тюрьмы[2].[3]

Все ученые сошлись в том, что пост в этот день, является желательным, но не обязательным. Доводом этому приводится хадис Пророка, мир ему и благословение: «Поистине, этот день – день Ашура, на вас не возложено поститься в этот день, кто желает – пусть постится, а кто не желает, может и не поститься»[4]. Также есть хадис, переданный от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллагь, где говорится: «Вы поститесь в день Ашура – день, в котором постились Пророки, мир им»[5]. Следующий хадис, где указывается на желательность поста в день Ашура, в котором Посланник Аллагьа, мир ему и благословение, говорит: «Я надеюсь на Аллаха, что посты дня Ашура смоют грехи предыдущего года»[6].

Также желательно поститься и в девятый день месяца Мухаррам, который называется Тасу’аъ, следуя хадису, который передаётся от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен ими обоими: «Когда Посланник Аллаха, держал пост в день Ашура и приказал другим поститься в нём, они сказали: «О, Посланник Аллах, (но ведь) этот день почитают иудеи и христиане». И Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «На следующий год, если пожелает Аллах, мы проведём в посте девятый день». Ибн Аббас, да будет Аллагь доволен ими обоими, сказал: «Но следующий год не наступил, пока Посланник Аллагьа, мир ему и благословение, не перешел в иной мир».

Держать пост обоих дней (9 и10) месяца Мухаррама, желательно вместе с одиннадцатым днем этого же месяца. О желательности поста и в одиннадцатый день сказал имам Шафии в книге «аль-Умм», ссылаясь на хадис, переданный имамом Ахмадом, Байхаки, а также самим Шафии, все они привели этот хадис от Ибн Аббаса, да будет Аллагь доволен ими обоими, где говорится: «Поститесь в день Ашура и, не уподобляясь иудеям, соблюдайте пост, в предыдущий и последующий (ему) дни»[7], то есть, девятого и одиннадцатого числа. Еще одна мудрость соблюдения поста в одиннадцатый день – это мера предосторожности, вдруг мы ошиблись с определением начала этого месяца, также, как и соблюдение поста девятого числа является подобной мерой предосторожности. Так как ошибка может быть в преждевременном определении дня Ашура (на день раньше) или позже своего времени (днем позже).

В книге «Умм» пишется что нет ничего порицаемого в соблюдении поста только в день Ашура, без поста девятого и одиннадцатого, то есть, в этом нет нежелательности (караха)[8].

Также одним из желательных (суннат) поступков в этот день является проявление щедрости к своей семье, чтобы Аллах проявлял к нему щедрость целый год. В хадисе говорится: «Кто проявит в день Ашура щедрость к своей семье, к тому Аллагь будет щедрым целый год»[9].

А насчет хадиса об использовании сурьмы в этот день, Хаким сказал, что это отвергнуто, а Ибн Хаджар сказал, что хадис выдуманный[10].

Также, есть дуа, читаемое в день Ашура, которое передается от некоторых ученых. Но оно не является переданным от Пророка, мир ему и благословение. Приводится в книге «Нихаят аз- Зайни»[11], что Аджхури сказал:

«Тот, кто прочитает в день Ашура 70 раз: «ХIасбуналлагьу ва нигIмаль вакилю нигIмаль мавля ва нигIма ннасиру», того Всевышний убережет от бедствий на весь год»[12] .

 

Хвала Аллаху – Господу Миров[13].

 


[1] «Буджайрами аляль Хатиб» 157/3
[2] «Ианату-т-Талибин» 302/2
[3] В некоторых книгах есть разногласия.
[4] Аль-Бухари №2003, Муслим №1129
[5] Ибн Аби Шайбат «Аль-джами аль-Сагир» №9446
[6] Муслим №1162
[7] Муснаду лиль-имами Ахмад 1\241; Ас-сунануль Кубра 4\287
[8] «Фатх-уль Муин» с. 280
[9] Аль-Му’джам аль-Кабир 10\77
[10] «Ианату-т-Талибин» 301/2
[11] «Нихаятуль Зайни» с. 196
[12] حَسْبُنَا الله وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ الْنَّصِـيرٌ
[13] Статья составлена по материалам книг: «Хашият Тармаси» 787-790/5, «Ианату-т-Талибин» 301-301/2, «Фатх-уль Муин» с. 279-280

Яндекс.Метрика