Статьи пост

Пост в Рамадане | Этика и нежелательные действия

egegege

Продолжается цикл переводов книги «Аль-фикхуль Манхаджи». В данном отрывке раскрыт вопрос о суннатах и нежелательных действиях во время поста.

У поста немалое количество этики, далее мы кратко перечислим их:

1. Ускорить разговение.

Желательно постящемуся поспешить с разговением, если он уверен в том, что зашло солнце[1]. Доводом является хадис от Сахль бин Са’да (да будет доволен им Аллаh), что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

عن سهل بن سعد رضي الله عنه أن رسول الله ﷺ قال: «لا يزال الناس بخير ما عجّلوا الفطر» رواه البخاري ومسلم

Смысл: «Не перестанут люди пребывать в благополучии, пока будут спешить с разговением»[Аль-Бухари 1856, Муслим 1098].

Лучше всего разговляться свежими финиками[2]. Если же нет свежих фиников, то сушеными. Если же нет фиников, то тогда водой[3].

В хадисе говорится:

قال النبي ﷺ: «كان يفطر قبل أن يصلي على رطبات، فإن لم يكن فعلى تمرات، فإن لم يكن حسا حسوات من ماء، فإنه طهور» رواه الترمذي وأبو داود

«Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) разговлялся до намаза свежими финиками, если же не находил свежих, то сушеными финиками, если же не находил и их, то разговлялся несколькими глотками воды, поистине она очищающая»[Ат-Тирмизи 696, Абу Дауд 2356].

 2. ас-Сахур.

«ас-Сахур» — это предрассветная трапеза.

Доводом желательности сахура, является хадис:

قال النبي ﷺ: «تسحّروا فإنّ في السّحور بركة» رواه البخاري ومسلم

Смысл: «Ешьте перед рассветом, поистине, в предрассветной еде есть благодать»[Аль-Бухари 1823, Муслим 1095].

Мудростью желательности сахура является придание сил постящемуся.

В хадисе говорится:

قال النبي ﷺ: «واستعينوا بطعام السحر على صيام النهار» رواه الحاكم في مستدكه

Смысл: «Вы иите помощи от сахура для дневного поста»[Аль-Хаким в «Мустадраке» 425/1].

Время сахура длится с полуночи до рассвета[4]. Вознаграждение сахура можно получить, поев мало или много, и даже просто выпив воды[5].

В хадисе говорится:

قال النبي ﷺ: «تسحّروا ولو بجرعة ماء» رواه ابن حبّان في صحيحه

Смысл: «Делайте сахур хотя бы глотком воды»[Ибну Хиббан в «Сахихе»].

3. Откладывание сахура на конец ночи.

Т.е. желательно заканчивать прием пищи и питья, когда до утреннего азана останется немного времени[6].

Доводом этому является хадис:

قال النبي ﷺ: «لا تزال أمتي بخير ما عجلوا الإفطار وأخّروا السحور» رواه الإمام أحمد في مسنده

Смысл: «Люди не перестанут находиться в благополучии до тех пор, пока будут спешить с разговением и откладывать сахур»[Ахмад в «Муснаде» 147/5].

Также в хадисе говорится:

«عن أنس بن ملك رضي الله عنه أن النبي ﷺ وزيد بن ثابت تسحّرا، فلمّا فرغا من سحورهما قام نبي الله ﷺ فصلى. قلنا لأنس: كم كان بين فراغهما من سحورهما ودخولهما في الصلاة؟ قال: قدر ما يقرأ الرجل خمسين آية» رواه البخاري

Смысл: «Передается от Анаса (да будет доволен им Аллаh), что Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) ел перед рассветом с Зайдом бин Сабитом (да будет доволен им Аллаh) после завершения сахура, Пророк (мир ему и благословение) встал и помолился. Асхабы спросили Анаса (да будет доволен ими Аллаh): «Сколько времени прошло между сахуром и молитвой?», Анас (да будет доволен им Аллаh) ответил: «Время, достаточное для прочтения пятидесяти аятов»[Аль-Бухари 556].

4. Удерживать свой язык от ругани, обмана, сплетен, хулы[14].

А также, отказ от (дозволенных) удовольствий[7]. В хадисе от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллаh) передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

عن أبي هريرة رضي الله عنه قال: قال رسول الله ﷺ: «من لم يدع قول الزّور وعمل به فليس لله حاجة في أن يدع طعامه وشرابه» رواه البخاري

Смысл: «Аллаh не нуждается в том, чтобы тот, кто не прекратил лгать и поступать по лжи, оставил свою еду и питье»[Аль-Бухари 1804].

Ты знай, что ругань, обман, сплетни, хула и т.п. сами по себе являются грехом, а то, что касается постящегося (который совершает эти грехи) плюс к тому, что зарабатывает грех, он еще и теряет вознаграждение за пост, хотя пост будет засчитан и обязанность будет исполнена.

Поэтому эти вещи причислили к желательным действиям поста.

5. Совершить полное омовение до рассвета[8], чтобы быть чистым в начале поста.

На действительность поста это не влияет, но все же желательно искупаться до рассвета (утреннего азана).

Доводом этому является хадис, в котором говорится: «Пророк (мир ему и благословение) вступал в утро оскверненным (джунубан) от половой близости, а не поллюции, затем купался и продолжал пост»[Аль-Бухари 1825].

Также желательно искупаться до рассвета женщине, у которой завершились месячные или послеродовые выделения.

6. Воздержание от капиллярного и венозного кровопускания и т.п.

Потому что кровопускание ослабляет организм человека. Также, желательно воздержаться от жевания и пробы еды на вкус, из-за возможности попадания чего-либо вовнутрь[9]. Если же что-либо из пробуемой еды попадет вовнутрь, то пост нарушится.

7. Желательно при разговении[10] прочитать следующее:

اللهم لك صمت، وعلى رزقك أفطرت، ذهب الظمأ، وابتلت العروق، وثبت الأجر إن شاء الله

Транскрипция: «Аллаhумма ляка сумту ва ‘аля ризкъыка афтIарту, заhаба-з-замау вабталятиль-‘урукъ, ва сабаталь-аджру иншаАллаh»[Абу Дауд 2349].

Смысл: «О Аллаh, для тебя я постился, и твоим пропитанием разговелся, ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждет, если будет угодно Аллаhу».

8. Приглашать на разговение.

Желательно накормить тех, кто постился, а если нет возможности, то хотя бы дать финик или воду для того, чтобы они разговлялись этим.

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

قال رسول الله ﷺ: «من فطّر صائما كان له مثل أجره، غير أنّه لا ينقص من أجر الصائم شيء» رواه الترمذي وصحّحه

Смысл: «Тому, кто угостит постящегося ифтаром, запишется такое же вознаграждение, как и тому, кто соблюдал пост. Но при этом ничего не убавится от вознаграждения постящегося»[Ат-Тирмизи 807].

9. Делать побольше садака; читать Коран[11]; обучать Корану[12]; совершать и’тикаф в мечети, особенно в последние десять дней.

От Анаса (да будет доволен им Аллаh) передается:

عن أنس رضي الله عنه قال: «قيل: يا رسول الله فأي الصدقة أفضل؟ قال: صدقة في رمضان» رواه الترمذي

Смысл: «Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует) спросили: «Какая милостыня наиболее достойная?», Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) ответил: «Милостыня, отданная в месяце Рамазан»[Ат-Тирмизи 663].

В хадисе говорится:

أنّ جبريل كان يلقى النبي في كل سنة في رمضان حتي ينسلخ فيعرض عليه النبي ﷺ القرأن» رواه البخاري ومسلم

Смысл: «Поистине Джибриль (мир ему) встречался с Пророком (мир ему и благословение) каждый год в Рамадане пока он не завершался, и Пророк (мир ему и благословение) читал перед ним Коран»[Аль-Бухари 1803, Муслим 2308].

Об и’тикафе мы расскажем в конце раздела поста.

 

Нежелательные действия:

Нежелательным является противоречие вышеупомянутым пунктам. Противоречие же некоторым из них это просто нежелательное действие, как например, откладывание ифтара или же преждевременный сахур, а в некоторых — греховное, как хула, сплетня, обман.   

 

 

 

Продолжение следует, иншаАллагь…


[1] Т.е. если постящийся уверен, что наступило время вечернего (магриб) намаза. В том случае, если человек сомневается в этом, ему запретно разговляться («Фатх-уль ‘Аллям» 54/4).
[2] Т.е. сунной является разговляться финиками, и лучше всего чтобы это были свежие финики, если их нет, то тогда сушеными. Аслу сунна (основа сунны) будет считаться исполненной, если разговляться одним фиником, но самым совершенным будет разговляться тремя или же большим нечетным (витр) количеством фиников («Манхадж-уль Кавим с.406, «И’анату-т-Талибин» 278/2).
[3] Желательно разговляться до намаза, если нет вероятности что это приведет к пропуску коллективного намаза или же вступительного такбира вместе с имамом, в противном случае разговляются после намаза («Фатх-уль Му’ин» с. 273, «Фатх-уль ‘Аллям» 55/4, «Шарх-уль Мафруз» с.598).
[4] До наступления времени утреннего (аль-фаджр) намаза. Принятие пищи или воды, до полуночи не будет считаться как сахур («И’анату-т-Талибин» 277/2, «Фатх-уль ‘Аллям» 58/4).
[5] Является сунной есть во время сахура финики, но аслу сунна (основа сунны) будет считаться исполненной и глотком воды («Тухфат-уль Мухтадж» 519/1, «И’анату-т-Талибин» 277/2).
[6] Лучше всего завершить принятие пищи (сахур), когда до утреннего азана у вас останется времени достаточное для чтения пятидесяти аятов Корана («Манхадж-уль Кавим с.407, «Фатх-уль ‘Аллям» 59/4).
[7] Является сунной постящемуся воздерживать себя от грехов совершаемых языком. Таким образом, постящийся удерживающий язык от греховного получает два вознаграждения: первое, как за совершение обязательного — так как является обязательным сохранять свой язык от греховного, и второе как за совершение желательного, так как для постящегося в Рамадане, плюс к тому что это обязательно, еще и является желательным сохранять язык от греховного, по причине того, что грехи сжигают вознаграждение за пост («И’анату-т-Талибин» 282/2).
[8] Отказ от определенных дозволенных удовольствий относящиеся к комфорту, является желательным действием поста, защита ушей от слушания пения; глаз – от разглядывания узоров и красивых вещей; носа – от ароматных запахов; тела – от изысканной одежды; живота – от употребления вкусной и калорийной пищи во время сахура и при разговении. Потому что это все (удовольствие и отдых) несовместимо с некоторыми мудростями поста. Некоторые алимы говорят, что наименьшее из этого – это регулирование еды в месяце Рамадан («Фатх-уль ‘Аллям» 64/4).
[9] В том случае, если вы обязаны совершить полное омовение, то желательно это сделать до рассвета.
[10] Исключением является, когда есть необходимость, как например, разжёвывание еды для ребенка, если нет никого кто бы мог это сделать за тебя, в этом случае это не будет нежелательным («Шарх-уль Мафруз» с.600, «Хашияту Ширвани» 581/4).
[10] Тут имеется в виду сразу после разговения, а не до разговения и не во время его («Тухфат-уль Мухтадж» 521/1, «И’анату-т-Талибин» 279/2).
[11] В «Хашияте аш-Ширвани» 583/4, пишется ссылаясь на книгу «Нихаят-уль Мухтадж»: «Лучше читать Коран (смотря на него), чем выговаривать наизусть, также, желательно повернуться в сторону киблы и читать его громко, если нет боязни попасть в показуху и если это не мешает, например, молящимся или же спящим».
В книге «Фатх-уль Му’ин» с.275, пишется: «Также, (желательно) побольше читать Коран (в Рамадане), даже на дороге, за исключением тех мест где справляют нужду, и самое ценное время для чтения Корана днем — это после утреннего намаза, а ночью – это время сахура и между магриб (вечерним) и ‘иша (ночным) намазами. Чтение же в ночное время предпочтительнее…».
[12] Т.е. читать другому и чтобы другой читал вам («И’анату-т-Талибин» 283/2).

Яндекс.Метрика