Нравственность

Этика воспитания детей в исламе

dfsdfsfsfs

В наше время воспитание ребенка по нормам Ислама — очень редкое явление и основной причиной этому является то, что воспитание детей очень трудное и кропотливое дело, для которого требуются куча времени и нервов, а также самое важное качество воспитателя – стойкость в религии и беспрекословное следование ее повелениям.

Глупо будет отрицать, что воспитание детей зависит от поведения самих родителей, так как их основными идеалами являются они. В данном вопросе очень актуальными являются слова Имама аль-Газали, да будет доволен им Аллаh: «Язык деяний красноречивее, чем язык слов. Природа человека более склонна наблюдать за действиями людей, а не следовать за словами».

Чтобы ознакомится с некоторыми аспектами истинного, исламского, воспитания, мы приведем текст из книги «Шарх-уль Мафруз», автором которой является великий Дагестанский ученый, в свое время являвшемся писарем имама Шамиля, Мухаммадтаhир аль-Карахи, да будет доволен ими Аллаh.

И так, в ней пишется, следующее:

«У воспитания несколько разновидностей: угроза (наказанием), битье, лишение благ, снисходительность, дарование подарков.

И между сущностями разных людей есть разница: некоторых можно привести к послушности только путем грубости и жесткости, а если же проявить к нему мягкость и добро, то это портит его, а некоторые — наоборот.

Знай, что Аллаh доверил ребенка его родителям, и этот ребенок является чистым, с врожденной природой Ислама, сокровищем, которое поддается обработке и может принять любую форму. Если родители в его воспитании будут строго следовать следующим правилам, то все они получат радость в обоих мирах. Если же они пренебрегут этими правилами, то будут в ответе за ребенка в День суда и будут наказаны из-за него. По этому поводу передается хадис: «Первыми, кто будут приставать к человеку в Судный день — это его жена и дети. Они встанут перед Всевышним Аллаhом и скажут: «О, наш Господь, возьми с него то, что принадлежит нам по праву, поистине, он не научил нас тому, в чем мы были невежественны, он кормил нас из харама и мы не ведали об этом», и Аллаh отомстит ему за них».

Частями этики воспитания является:

1. Кормить его (ребенка) из дозволенного (халяль). Говорится, что еда — это семена деяний, и если семена будут порочными и испачканными, то урожай не будет благоприятным. Иногда такие семена могут привести к гибели саму землю и сделать ее непригодной навсегда. Это нам разъясняет хадис Пророка, мир ему и благословение, где говорится: «Бойтесь (попадания) харама при строительстве (дома), поистине, это (харам) основа для разрушения»[1].

2. Когда ребенок заговорит, тогда научить его:

— Словам «Ля иляhа илля Ллаh», и повторять эти слова перед ним семь раз.

— Потом научить его следующим аятам из Корана: 116 аят из суры «аль-Муъминун»; «Аят уль-Курси»; 22-23 аяты из суры «аль-Хашр»; 110 аят из суры «аль-Исра».

Также родители должны вложить в своего ребенка отвращение к следующим вещам: есть слишком много (чревоугодничество) и разговаривать слишком много (многословие).

Нужно приучать его есть мало и молчать, особенно рядом со взрослыми людьми, стариками, приучать любить грубую пищу и белую одежду. Также нужно отвращать его от повествования рассказов грешных, плохих людей, доводить до него рассказы о состояниях праведников и хороших людей. Надо предостерегать его от плохих сверстников, развлечений (плохих и бесполезных), пустословия, от оскорблений и ругани, стимулировать его отдавать (что-либо), а не брать, приучать его к спорту, ходьбе и вообще к движению, чтобы он не стал лентяем. Особенно его нужно приучать упоминать Аллаhа и читать Коран.

Когда ребенок станет разумным, нужно научить его Корану и другим необходимым наукам. И во время учебы между уроками надо разрешать ему время от времени играться, чтобы он взбодрился и оживился, так как неотрывное учение умертвляет сердце и губит проницательность.

3. Также из этики является закрыть глаза на дурную черту характера ребенка, тем более, если он пытается ее скрыть, а если и во второй раз увидит от него это, то нужно упрекнуть его за это скрытно и указать на его важность и значение. И ни в коем случае нельзя упрекать постоянно, ибо, слушать упреки и порицания для него станет легким и обычным делом. Его сердце не воспримет речь всерьез, если постоянно порицать его. Нельзя его часто упрекать за проступок, только время от времени. Также нужно научить его хорошему на это время ремеслу, поистине, ремесло — гарантия от бедности.

Дополнение:

Некоторые из табиинов сказали одному человеку: «Не допускай, чтобы твой сын занимался двумя видами торговли и двумя ремеслами. Те виды торговли: продажа еды и продажа савана, так как, в первом случае, он будет желать поднятия цен и подорожания товара, а во втором случае — будет желать людям смерти. А два ремесла, о которых речь: мясник, так как от него черствеет сердце, и красильщик (тканей), так как он будет украшать все золотом и серебром». Это приводится в книге «Ихья».

Примечание:

Можно привлечь своего сына (дочь) к разным услужениям в тех моментах, где им это станет обучением, хорошим воспитанием и позволит иметь от этого другую пользу. И в таких моментах можно их бить за ослушание.

4. Также из этики воспитания детей является строить совместную (с детьми) жизнь на мягкости и снисходительности, обращаться к ним просто и непринужденно, подходить к ним с весельем и оживленностью, играться с ним в рамках дозволенного.

5. Делать своему ребенку только хорошее ду‘а, и никогда плохое, так как Аллаh может на него ответить, и тогда это может его погубить. Как-то один человек пожаловался ‘Абдуллаhу бин аль-Мубараку на одного из своих сыновей, тогда ‘Абдуллаh спросил у него: «Ты сделал ему плохое ду‘а?», на что тот ответил: «Да, делал», тогда он (‘Абдуллаh) сказал ему: «Ты и погубил его».

Тот, на чью долю выпал ребенок-сирота, пусть воспитывает его, как своего ребенка, будь он родственником или же чужим, так как вознаграждением за такую добродетель является рай, даже если он будет его содержать с его же (ребенка) средств.

Когда с рынка будешь брать подарки детям, то начни с девочек, поистине, у них мягкое и слабое сердце, но только их нужно предостерегать и отдалять от ношения блестящей одежды.

Пусть человек не проявляет радость, если родится сын, а если родится дочь, то пусть не проявляет печаль, так как он не знает, в ком из них благодать (баракат). Пусть же при ее рождении проявляет радость, отличаясь этим и противореча аhлю-ль джаhилия (люди, жившие в доисламское время). Посланник Аллаhа, мир ему и благословение, сказал: «Кто бы ни имел трех дочерей или трех сестер, вреду которых он будет проявлять терпение, того Аллаh введет в Рай за то, что он проявил к ним милость»[2], также и две, и одна дочь.

Не желай зла чужому ребенку, так как вред от этого вернется только к твоему.

Говорится, что, когда братья Пророка Юсуфа, мир ему, сделали с ним то, что они сделали, из-за этого их детей (потомков) пленил Фараон.

Не печалься своенравным, плохим и пылким характером ребенка в детстве, так как это указывает на его остроумие, когда повзрослеет»[3].

Дополнительно:

Также родители или дедушка или бабушка (со стороны отца или матери) обязаны повелевать ребенку-мумайизу (мальчику или девочке)[4], которому исполнилось семь лет (по лунному календарю) совершать намаз, даже устрашая его, если понадобится[5]. Если кто-либо из них (отец, мать, бабушка или дедушка) сделает это, того будет достаточным, т.е., остальные не попадут в грех, если не будут повелевать[6].

Если нет родителей, тогда обязанность переходит: на опекуна (васи); на того, кому доверили ребенка (вади‘); и на близких родственников. Если их нет, тогда на имама, а если и имама нет (занят), то тогда на мусульман этого города (села).

Если отсутствует одно из двух условий, т.е., если ребенок мумайиз, но ему нет семи лет, или ему есть семь лет, но он не мумайиз, то не является обязательным повеление ему совершать намаз[7].

Обязательно бить ребенка за оставление намаза в десятилетнем возрасте[8]. Это является воспитанием и приучением его к намазу, об этом говорится в хадисе:

لما روي سبرة الجهني رضي الله عنه قال: قال رسول الله ﷺ: «مروا أولادكم بالصلاة وهم ابناء سبع، واضربوهم عليها وهم أبناء عشر» رواه أبو داود والترمذي

От Сабрат аль-Жуhани, да будет доволен им Аллаh, передается, что Пророк, мир Ему и благословение, сказал: «Повелевайте своим детям совершать намаз, когда им исполнится семь лет, и бейте их за оставление молитвы, когда им исполнится десять»[9].

Плата за обучение ребенка, даже если это желательные знания, осуществляется из имущества самого ребенка, а если у него нет таких средств, то это лежит на его отце, а потом на матери.

Также, необходимо обучить ребенка тем вещам, в которых нуждается совершеннолетний мусульманин и которые выводят человека из религии, если отрицать их. Из них: знание того, что Пророк, мир ему и благословение был белым, что он родился в Мекке и стал посланником в ней, переселился в Медину и ушел из жизни там же, и там был похоронен, и другие его качества, которыми он, мир ему и благословение, отличался от других[10].

 

 

 


[1] Аль-Байхаки в «Шу‘аб-уль иман» 7/394.
[2] Аль-Байхаки 8677; ат-Табарани в «Аль-Кабир» 17/299.
[3] «Шарх-уль Мафруз» с. 229-233.
[4] Мумайз – это ребенок, не достигший половой зрелости, но способный, самостоятельно, есть, пить и справлять нужду. Или тот, кто способен отличать полезное от вредного («Тухфат-уль Мухтадж» 161/1).
[5] Например, говоря ему, что если он не совершит намаз, то он побьет его и т.д. («Хашият-т-Тармаси» 330/2).
[6] «Тухфат-уль Мухтадж» 160/1, «Хашият аш-Ширвани» 59/2.
[7] «Тухфат-уль Мухтадж» 160/1, «Хашият-т-Тармаси» 328/2.
[8] Бить следует не сильно, так, чтоб не наносила сильную, нестерпимую боль («Тухфат-уль Мухтадж» 161/1).
[9] Абу Дауд 115/1, ат-Тирмизи 445/2.
[10] «Шарх-уль Мафруз» с. 233.

Яндекс.Метрика