Статьи джанаиз

Форма омывания усопшего

апаыпыпы

Омыть усопшего[1], обернуть его в саван[2], совершить над ним джаназа (заупокойный) намаз[3] и похоронить его[4], является коллективной обязанностью, по единогласному мнению, ученых, даже если он утонул в воде. Речь идет о тех людях, которые узнали о его смерти, его родственники или же другие люди. Если омывание усопшего совершит один из них, даже если это ребенок мумайиз[5], также и мажнун (одержимый), как передается в «Мажмуъ», то со всех остальных эта обязанность спадает, в противном же случае все впадают в грех.

Существует два вида омывания усопшего: минимальное и максимальное.

Минимальное – это омывание усопшего, ограниченное только обязательными действиями. Обязательное действие – это удаление с тела нечистот (если они есть), доведение чистой воды до всех частей тела, включая волосы, их основание, кожу под ногтями, также обязательно довести воду до места под мясом необрезанного человека. Если это не получается, кроме как прибегнув к порезам, делают таямумм[6].

Неважно, является ли омывающий верующим или неверным, и омывают ли покойника с намерением или без[7], так как главной целью является чистота.

Максимальное – это омывание усопшего, вместе с обязательной частью включающее в себя желательные действия и этику.

Подробнее об этом.

Сунной является омывать усопшего в рубахе[8] (потому что это более закрывает его), и чтобы рубаха была тонкой, которая не препятствует проникновению воды. Нашего Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует) тоже омывали в рубахе[9].

И моют его просунув руки через рукава рубахи, в том случае если рубаха большая, а если нет, то делают надрезы снизу рукав.

А если не получилось омывание в рубахе из-за отсутствия ее или же из-за того, что она слишком облегающая, тогда обязательно прикрывают материалом часть тела между пупком и коленями, а затем приступают к омыванию. Сунной является прикрыть и остальные части тела. Также сунной накрыть материалом и лицо усопшего[10].

Сунной является и омывание в отдельном помещении, где присутствуют только моющий и помощник, потому что может выявиться такое, что стоит скрыть. К примеру, у усопшего может в одном месте собраться кровь или шея искривиться, а незнающий человек, увидев это, может подумать, что это наказание от Аллаhа.

Если обмывающий увидел на теле усопшего что-либо хорошее, как например, нур (свет) на лице усопшего или приятный запах, то об этом желательно рассказать, а в том случае если увидели неприятное, как почернение лица и т.д., то обязательно скрыть это.

В хадисе от Абу Хйрайры, да будет доволен им Аллаh, говорится:

عن أبي هريرة رضي الله قال: قال رسول الله ﷺ: «من ستر مسلما ستره الله في الدنيا ولأخرة» رواه مسلم

Смысл: «Тот, кто скроет недостатки мусульманина, Аллаh скроет его недостатки на этом и на том свете»[11]. 

Вали[12] может присутствовать, если даже он не омывает и не помогает. Самым предпочтительным является, как говорится в книге «Аль-Умм», чтобы тело омыли в закрытом помещении, где есть покров.

Предпочтительно омыть тело на возвышенном месте или на кровати, которая приготовлена специально для этого, во избежание попадания брызг воды на усопшего. Передается, что Пророка (мир ему и благословение) тоже омыли на кровати (сарир)[13].

Желательно чтобы обмывающие во время всего процесса были в перчатках или же намотав на руки какой-нибудь материал, чтобы не касаться тела усопшего.

Моющему и помощнику обязательно нужно притупить взор при виде того, что находится между пупком и коленями усопшего. Является сунной омывающему и помощнику притупить взор при виде других мест, помимо того, что между пупком и коленями. Запрещается смотреть на остальные части тела, кроме того, что между пупком и коленями, со страстью. Разрешается смотреть, когда есть необходимость, например, для того, чтобы различить усопших, в этом случае данное действие разрешается.

Однако, запрет взора на то что между пупком и коленями не относится к мужу и к жене, если взгляд без страстей, а если со страстью, то и им является запретным. Прикосновение к усопшему подобно взору, исходя из вышеперечисленного.

После того, как моющий уложил усопшего на место омывания, желательно левой рукой мягко приложив усилия надавить на грудь и таким образом провести вниз по животу для того, чтобы вышло то, что внутри. Это делается для того, чтобы после омывания и заворачивания в саван ничего не выделилось.

В том случае, если после омывания выйдет нечистота из половых органов, омовение не нарушается, т.е. нет нужды ее возобновлять, но является обязательным омыть эти места, очистив от нечистот, даже если это получилось после одевания савана, как об этом говорит Ибну Хаджар. Бужайрами же пишет, что если нечистоты вышли до совершения намаза, то является обязательным убрать нечистоты, если же после намаза, то является сунной[14].

Дальше делается это следующим образом: немного склонить назад и опереть спину усопшего на свое правое колено, приложив свою правую руку ему на затылок и большой палец на углубление в шее.

Затем его укладывают на спину и омывают половые органы (спереди и сзади) и удаляют нечистоты, которые есть вокруг, для этого на левую руку наматывают тряпку (в наши дни можно использовать перчатки), чтобы не касаться половых органов. В процессе омывания используют благоухания, чтобы скрыть неприятные запахи, и помощник наливает во время этого процесса много воды. Сунной является, чтобы с момента смерти рядом с телом находилось благоухания, чтобы преобладал приятный запах.

Является сунной обматывать руку для омывания от нечистот и грязи, которые есть и на других частях тела, и при этом используют другую тряпку[15].

Затем, обернутым в ткань указательным пальцем левой руки проводят по зубам. Ткань должна быть мокрой, но мы не открываем рот, чтобы внутрь не попала вода, чтобы тем самым не ускорить распад тела. Мизинцем левой руки чистят нос и выводят из него то, что в нем находится (грязь).

Затем, тонкой палочкой убирают грязь под ногтями ног и рук, если они имеются.

Потом покойнику, подобно живому, совершают омовение, совершив полоскание рта и носа, немножко приподняв голову, опять же, чтобы вода не попала внутрь. Является обязательным сделать намерение для омовения. Намерение делается так: «Я намерился совершить желательное (сунна) омовение для этого усопшего».

После этих процедур сидром (листья дикой ююбы) или другими средствами, такими, как мыло и т.д., омывают голову, затем бороду усопшего, но не наоборот, чтобы вода не потекла до бороды, и тем самым снова не возникала необходимость обновлять омывание. Потом расческой расчесывают волосы на голове и бороду.

Далее, моют правую сторону тела, затем левую. После этого усопшего поворачивают на левый бок и, начиная с затылка, моют правую сторону, затем поворачивают на правый бок и моют левую сторону[16], запрещено укладывать усопшего на живот лицом вниз.

Омывая тело в первый раз желательно использовать воду, смешанную с небольшим количеством сидра (ююба) или же мыла, которое не меняет цвет, вкус и запах и это будет считаться одним омытием. Желательно также омыть второй и третий раз чистой водой с содержанием небольшого количества камфара. Не разрешается добавлять камфару, когда омывают паломника, умершего до завершения хаджа.

Обратите внимание!

Омывая в первый раз, если количество сидра или же мыла много, такое которое меняет одно из трех качеств, то в этом случае, одним омытием будет считаться только то омытие, которое сделано после того, как смыли мыльную воду, т.е. получается четыре омытия: омытие с мылом, затем ее смывание, затем чистой водой – и это считается первым омытием, затем еще двумя омытиями с добавлением небольшого количества камфора.

Является сунной использовать при омывании холодную и соленую воду[17], так как такая вода замедляет процесс распада тела. Но, если нужда требует теплую воду, например, при холодной погоде или же если грязь не смывается холодной водой, то в этих случаях использование теплой воды становится предпочтительным (авля). Но ее не стоит нагревать чрезмерно, чтобы не вести к распаду тела.

Не подобает омывать усопшего водой замзам.

Предпочтительно, чтобы сосуд, откуда берется вода для омывания усопшего, был подальше от моющих, чтобы туда в процессе омывания не попадали брызги.

Является сунной после завершения омывания приступить к тщательному обтиранию усопшего, чтобы саван не впитал влагу, и чтобы это не привело к распаду тела. В этом есть различие мертвого и живого, которому желательно оставлять вытирание после купания. Желательно, чтобы вытирание было совершено после смягчения суставов по завершении купания, чтобы суставы остались мягкими.

Нежелательно убирать волосы и ногти усопшего, даже если он удалял их при жизни, а следует захоронить вместе с ним, потому что части, отделившиеся от усопшего, почитаются. Не стоит пренебрегать почитанием даже когда он умер. Также, усопшему не делается обрезание, если он не был обрезанным.

Если же волосы запутались так, что препятствуют тому, чтобы вода доходила до кожи, и мы не можем этому воспрепятствовать, кроме как удалив волосы, то в этом случае мы обязаны это сделать.

Что касается паломника, который умер до завершения хаджа, то мы обязаны сохранить ему состояние хаджа, т.е., запрещено делать что-либо, что запрещено паломнику. Женщине, находящейся в состоянии идда[18], которой запрещено использование приятного запаха, не наносятся благовония, так как во время идды она тоскует по мужу, и этот запрет уходит посредством смерти, то есть, если она умерла в период идды, для ее омывания можно использовать благоухания (камфара и т.д). 

Если не получается омыть усопшего, к примеру, из-за отсутствия воды или же из-за того, что тело разлагается на куски при обмывании, то обязательно сделать таяммум.

Также обязательно сделать таямумм, если для омывания женщины или мужчины нет никого, кроме посторонних мужчин или женщин, то в этом случае обязательным является совершение таяммума. Для таяммума не обязательно делать намерение, но является сунной.

 

Хвала Аллаhу – Господу миров[19].

 


[1] Если он мусульманин и не шахид
[2] Даже если тот является неверным
[3] Если тот мусульманин и не шахид. В общем: над неверным запретно совершать джаназа-намаз, разрешается его омыть, и обязательно обернуть его в саван, если тот не является воюющим против мусульман (Хашият Тармаси)
[4] Если он мусульманин
[5] Мумайиз ( المميّز ) – это ребёнок, не достигший совершеннолетия. Он назван мумайизом (различающим) потому что в состоянии уже различать, понимать речь и отвечать на вопросы. Некоторые ученые сказали, что момент становление ребёнка мумайизом зависит не от возраста, а от приобретения им соответствующих качеств.
[6] «Ианату-т-Талибин» 125/2
[7] Но является желательным тому кто омывает сделать намерение. Намерение делается так: «Я намерился совершить обязательное купание этого усопшего» («Тухфатуль мухтадж» 19/4)
[8] Длинная рубаха без воротника и с вырезом для головы
[9] Абу Дауд, иснад сахих
[10] «Ианату-т-Талибин» 125/2
[11] Муслим 2699
[12] Самый близкий наследник
[13] ат-Табарани в «Муъжам-уль Кабир» 306-307/24
[14] «Ианату-т-Талибин» 127/2
[15] Но в наши, если надето резиновая перчатка, достаточно просто ее помыть
[16] Нет нужды омывать голову так как ее уже омыли
[17] Имеется ввиду морская вода, а не вода в которую добавили соль
[18] Идда — период выжидания после развода или кончины мужа.
[19] Статья составлена по материалам книг: «Манхадж-уль кавим» с. 341-346, «Хашият Тармаси» 634-681/4, «Ианату-т-Талибин», 125-127/2, «Мугн-иль Мухтадж» 494-497/1.

comments powered by HyperComments
Джаназа-намаз по покойному - Almasjid
2015-04-07 21:42:04
[…] Форма омывания усопшего. […]
Форма погребения усопшего - Almasjid
2015-05-07 15:43:44
[…] Форма омывания усопшего […]
Яндекс.Метрика