Статьи джанаиз

Форма погребения усопшего

апвпвыпыпы

Четвертым обязательным действием, которое необходимо совершить по отношению к умершему верующему, является его захоронение. Это коллективная обязанность для мусульман.

Минимальный и совершенный варианты

Самой малой и необходимой частью является выкопать яму, которая после захоронения в ней усопшего препятствует распространению запаха от его тела и оберегает его тело от диких животных, т.е., защищает его от того, чтобы хищники раскопали его могилу и съели его тело. Необходимо также положить усопшего в могилу, повернув его в сторону киблы.

Совершенный вариант –тот, в котором, помимо обязательной части, соблюдены еще и желательные действия. 

Далее раскрывается этот вариант.

Погребение на кладбище

Хоронить в специально отведенном для этого месте более предпочтительно, чем в других местах, так как Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, хоронил сподвижников на кладбище Бакиъ, так как там они получают больше дуа от посетителей кладбищ.

Разрешается хоронить дома, выкопав яму, но не предпочтительно. Поистине, Пророка похоронили дома, так как Всевышний Аллаh не умерщвляет Пророков, кроме как на том месте, где они должны быть похоронены. Когда случилось разногласие между сподвижниками насчет места похорон Пророка (мир ему и благословение), то Абу Бакр, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует сказал: 

عن ابو بكر رضي الله عنه: سمعت رسول الله ﷺ يقول: «ما قبض الله نبيا إلا في الموضع الذي يجب أن يدفن فيه، فادفنوه في موضع فراشه»رواه الترمذي وابن ماجه

«Не умерщвляет Аллаh Пророка нигде, кроме как в том месте, где обязаны его похоронить». И вы похороните его на месте, где находится его ложе». И его похоронили в комнате Айши, да будет доволен ею Аллаh[1].

Также, является сунной хоронить на лучших кладбищах, на которых похоронены праведники. Так как Умар, да будет доволен им Аллаh, взял разрешение у Айши, да будет доволен ею Аллаh, чтобы его похоронили рядом с его друзьями: Пророком, да благословит его Аллаh и приветствует, и Абу Бакром, да будет доволен им Аллаh[2].

Желательно хоронить родственников на кладбище ближе друг к другу. Так как Пророк ﷺ поставил рядом с могилой Усман бин Маъзуна, да будет доволен и Аллаh, со стороны головы камень и сказал:

انّ النبي ﷺ قال: «اعلم بها على فبر أخي، لأدفن إليه من مات من أهلي» رواه أبو داود وابن ماجه والبيهقي

«Так я узнаю могилу своего брата, чтобы похоронить рядом с ним усопших из моего семейства»[3].

Запретно хоронить усопшего в том месте (в могиле), где находится другой усопший до того момента, пока от усопшего (который ранее был похоронен) не останется ничего: ни костей, ни кожи. А если все исчезло, то там разрешается хоронить другого усопшего.

В одной нише (ляхд)[4], или в шикке[5], нежелательно без необходимости хоронить двух людей одного пола — например, двух мужчин — или мужчину и женщину, являющихся друг другу махрамами[6]. Запретно хоронить мужчину и женщину без преграды, не являющихся друг другу запретными так утверждает Ибну Хаджар в «Тухфатуль Мухтадже». В «Хашияте ширвани» говорится, что запретно без необходимости хоронить двух людей — если даже они махрамы друг другу — в одном ляхде или шикке.

Хоронить отдельно в двух ляхдах по одному человеку, то это дозволено хоть это и будет в одной могиле.

Но если есть необходимость, такая, как эпидемия или война, то разрешается хоронить несколько усопших, в одной могиле, установив между ними преграды.

Не хоронят неверного на кладбище мусульман, подобно тому, как не хоронят мусульман на кладбище неверных.

Если мусульманин умер в море, к примеру, несколько мусульман плыли на корабле и один из них умер, то тогда, при возможности сойти на берег, они обязаны это сделать, омыть его, покрыть саваном, совершить над ним заупокойный намаз и похоронить. А если не предоставлена такая возможность, например, не видно берега или они боятся за свои жизни, то тогда на них нет обязанности хоронить его на берегу, но они должны его омыть, завернуть в саван, совершить над ним намаз, затем уложить его между двумя досками, привязав к ним, и отпустить в море, в надежде на то, что он приплывет к берегу и кто-то его похоронит, а если не получается, то просто отпускают его в море.

Просторность могилы

Желательно, чтобы глубина была такой, что, если человек среднего роста, спустившись в могилу, поднимет вверх руки, они не выйдут за края могилы (приблизительно 225 см).

И также, чтобы ширина была просторной, особенно чтобы она была широкой со стороны ног и головы. Основой этому является хадис:

عن عاصم بن كليب رحمه الله عن رجل من الصحابة: أن النبي ﷺ قال للحافر: «أوسع من قبل رجليه، وأوسع من قبل رأسه» رواه أبو داود والبيهقي

Саъд бин Калиб рассказал, да смилостивиться над ним Аллаh, от одного из сподвижников, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал копающему могилу: «Расширяйте со стороны ног, расширяйте со стороны головы»[7].

Если почва плотная, желательным является на дне могилы сделать нишу (ляхд) для тела покойного, в которой бы он свободно поместился. Ниша помещается в той из стен могилы, которая находится в стороне Киблы, затем сверху ставятся плиты, во избежание попадания на усопшего земли. 

А если почва мягкая и влажная, то тогда желательно выкопать на дне могилы ямку, подобную канаве, достаточную для помещения в нее тела покойного, с обеих сторон воздвигают стену. Затем туда укладывают тело покойного, направив в сторону Киблы, потолок закрывают каменными или деревянными плитами, щели между плитами закрывают, к примеру кусками из камня и затем засыпают могилу.

Нежелательно без необходимости хоронить усопшего в гробу (табут), но если есть необходимость, как, например, мягкая и сыпучая почва, то тогда нет нежелательности. Не принимается во внимание его завещание, в котором пишется о захоронении его в табуте, за исключением тех вышеупомянутых ситуаций с почвой.

Введение в могилу

Желательно положить усопшего возле могилы до того, как опустить тело в нее, таким образом, чтоб голова находилась на той стороне, где обычно находятся ноги усопшего в могиле. Затем, мягко и не дергая усопшего, головой вперед вводят покойного в могилу.

Передается, что сподвижник Абдулла бин Язид аль-Хитмийю, ввел сподвижника Хариса, да будет доволен ими обоими Аллаh, в могилу с нижней части (с той стороны, где обычно находятся ноги усопшего в могиле) и сказал: «Это из сунны»[8].

В другом хадисе говорится:

عن ابن عبّاس رضي الله عنهما: أن النبي ﷺ «سلّ من قبل رأسه سلاًّ» رواه الشافعي والبيهقي

От Ибну Аббаса, да будет доволен им Аллаh, передано, что Пророк (мир ему и благословение) ввел усопшего головой вперед[9].

Желательно, когда вводят усопшего в могилу, сказать: «БисмиЛляхи ва аля суннати РасулиЛлях», основой этому является хадис:

عن ابن عمر رضي الله عنهما: أن النبي ﷺ كان إذا وضع الميت في القبر قال: «بسم الله، وعلى سنة رسول الله» رواه أبو داود والترمذي

Передается от Ибну Умара, да будет доволен им Аллаh, что Пророк, мир ему и благословение, когда вводил усопшего в могилу, сказал:

«БисмиЛляhи ва гIаля суннати РасулиЛляhи»[10].

Также, является желательным прочитать подходящее дуа для усопшего, к примеру:

«Аллаhуммагъфирляhу вархIамhу, АллаhуммафтахI абваба-с-самаи ли рухIиhи, ва акрим нузуляhу, ва вассигI мудхаляhу, ва вассигI ляhу фи къабриhи»

Желательно, чтобы хоронил усопшего мужчина, не зависимо от того, является усопший мужчиной или женщиной. Основой этому является хадис:

عن أنس رضي الله عنه: «أن النبي أمر أبا طلحة أن ينزل في قبر ابنته أم كلثم» رواه البخاري

Передается от Анаса, да будет доволен им Аллаh, что «Пророк, мир ему и благословение, повелел Абу Талхату спуститься в могилу его дочери Умму Кульсюм»[11]

Причина в том, что для этого нужны силы, и мужчины более подходят для этого.

Для ведения похоронного процесса (опускания усопшего в могилу) предпочтение отдается тому же, кому отдали предпочтение возглавлять заупокойную молитву: сначала идет отец усопшего, затем дедушка (и дальше, прадедушка и т.д.), затем сын, затем внуки (и дальше, правнуки и т.д.), затем брат и т.д. Если у усопшей есть муж, способный это сделать, то тогда в начале идет он, а затем уже отец и т.д. Если у усопшего нет родственников со стороны отца, то похоронный процесс ведут родственники со стороны матери: это отец матери, брат матери, дядя матери. А если и их нет, то благочестивые мусульмане.

Желательно, чтобы количество тех, кто хоронит, было нечетным, один, трое или больше, по обстоятельствам. Так как Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, хоронили Али, Фазль и Усамат, да будет доволен ими Аллаh[12].

Когда усопшего ввели в могилу и до окончания этого процесса, желательно накрыть могилу материей, будь усопший мужчиной или женщиной. В случае, если хоронят женщину, это является более предпочтительным. Основой этому является хадис:

عن ابن عباس رضي الله عنهما: «أن النبي ستر قبر سعد بن معاذ بثوب لما دفنه» أخرخه البيهقي

От Ибну Аббаса, да будет доволен ими Аллаh, что «Пророк, мир ему и благословение, накрыл могилу Саъда бин Муаза, когда его хоронили»[13].

Порядок укладки в могилу

Является обязательным уложить покойного, повернув его в сторону киблы, т.е. на боку, чтобы лицо и грудь были направлены в сторону киблы. Если его не уложили таким способом и закопали, то необходимо обязательно раскопать могилу и повернуть его в сторону киблы, если нет вероятности, что тело изменилось (распалось).

Желательно уложить покойного на правый бок. Если уложили на левый бок, повернув в сторону киблы, то и этого достаточно, но является нежелательным.

Желательным также является подложить под его голову кирпич, камень, или т.п., и приложить его щекой к нему, развязав часть савана. Желательно упереть его ноги и голову к стенке, подобно немного склонившемуся на поясной поклон человеку. Также, является сунной положить кирпич или землю позади спины, чтобы усопший не развернулся на спину. Является нежелательным стелить под покойным что-либо, будь то материал или что-то другое.

После того, как в ляхд уложили покойного и закрыли его плитами, желательно закрыть открытые части плит кусками кирпича, камня или же глиной, чтобы уберечь усопшего от попадания земли. Есть ученые, которые говорят, что это обязательно. Также, желательно, чтобы количество плит было нечетным: три, пять, семь или девять. На могиле нашего Пророка, мир ему и благословение, находятся девять плит, так пишется в книге «Шарх-уль Муслим».

Затем, является сунной взять обеими руками выкопанную землю и три раза насыпать поверх плит со стороны головы усопшего, во время первого раза произнося:

«مِنْها خَلَقْناكُمْ»

«Минhа халакънакум», второй раз:

«وَفِيها نُعِدُكُمْ»

«Ва фиhа нугIидукум», третий раз:

«وَمِنْها نُخْرِجُكُمْ تَارَةً أُخْرى»

«Ва минhа нухрижукум таратан ухра»[14].

Основой этому является хадис:

«أن النبي حثى في قبر ثلاث حيثات من التراب» رواه الشفعي وابن ماجه

Смысл: «Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, засыпал в могилу три пригоршни земли»[15].

В «Хашият Ширвани» пишется, что если прочитать суру «Инна Анзалнаhу» 7 раз на горсть земли и положить ее на грудь покойнику или же в могилу, то этому усопшему не будет мучений в могиле.

В книге «Шарх-уль Мафруз» пишется: «Передается от Дамири, что если прочитать стоя или сидя суры «Саджда», «Ясин», «Ха мим», «Табарака» возле мертвого, во время его захоронения покойного, на четырех углах, то 400 000 ангелов спускаются на него с сотней подносов из блюд.

Наш друг, Асхаб ат-Тумруди, да будет свята его душа, сочинил четверостишие об этом:

«»Ясин» читают возле лица мертвого,

«Мульк» (Табарака) — спереди его ног,

«Саджда» — сзади затылка,

«Ха мим» — (стоя) сзади ног» 

Но простолюдинам, а также остальным не допускается передавать чтение этих сур как что-то обязательное, и это же касается «талкъина». Такое убеждение является заблуждением. Наше убеждение по поводу этого в том, что это одобряемо. Если прочитать их, то это будет благим делом, иншаАллаh, а если нет, то в этом нет вреда»[16].

Затем, лопатами и другими инструментами засыпают могилу.

Желательно после того, как похоронили усопшего, читать талкин[17] за совершеннолетнего[18] усопшего.

Основой этому является хадис от Аби Умамы, да будет доволен им Аллаh:

«Когда я умру, то сделайте в отношении меня то, что повелел нам посланник Аллаhа, мир ему и благословение, в отношении усопших людей. Посланник Аллаhа повелел нам: «Когда кто-то умрет из числа ваших братьев (мусульман), вы осыпьте его могилу землей, и пусть один из вас встанет у его изголовья и затем скажет ему: «О такой-то, сын такой-то!», и в действительности он будет слышать вас, но не сможет ответить вам, и пусть далее он скажет: «О такой-то, сын такой-то» и после этого тот (кто в могиле) сядет. Затем пусть скажет: «О такой-то, сын такой-то», и действительно, он станет говорить: «Направь (наставь) нас, да смилуется над тобой Аллаh», но вы не будете этого чувствовать (слышать). И пусть он скажет: «Скажи то, с чем ты покинул этот мир, свидетельство, что нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаhа, и что Мухаммад – Его раб и посланник. И что ты доволен Аллаhом – как Господом, Исламом – как религией, Мухаммадом – как пророком, и что ты доволен Кораном – как руководителем». Поистине, ангелы Мункар и Накир возьмутся за руки и скажут: «Пойдем, нет нам необходимости сидеть рядом с ним, ему подсказали его довод (доказательства)». Сказал Абу Умамат: «Сказал некий (спрашивающий): «О Посланник Аллаhа! А если его мать будет неизвестной (не известно её имя)?» Он ответил: «Его причислят к его праматери Хава: о такой-то, сын Хава»»[19].

Имам ан-Навави в книге «Маджму» пишет:

«Сказала группа ученых нашего мазхаба, что желательно совершать талкин в отношении мертвого человека после его захоронения. Человеку нужно сесть у его изголовья и сказать: «О такой-то, сын такой-то!»….. И эта (форма) талкина у них является желательной, и из числа тех, кто указал на ее желательность это: Кади Хусейн, Мутаваллий, Шейх Наср аль-Макъдисий, ар-Рафии и др., привел Кади Хусейн от наших ученых Шафиитов о совершении талкина».

Также о том, что это желательно пишет Ибну Хаджар аль-Хайтами в «Тухфатуль Мухтадже», также Ширбини в «Мугниль Мухтадже» и т.д.

Читающий талкин садится, а остальным предпочтительно стоять возле головы, напротив лица усопшего.

Если же усопший не совершеннолетний, то чтение талкина не является желательным.

После того, как прочитали талкин, желательно налить воду на могилу, начиная со стороны головы, заканчивая стороной ног. Аль-Азруи сказал, что предпочтительно, чтобы вода была прохладной и чистой.

Основой этому является хадис:

أن النبي ﷺ: «رش على قبر إبراهيم ابنه ووضع عليه حصباء» رواه البيهقي في «الكبرى»

«Пророк, мир ему и благословение, на могилу своего сына Ибрагима налил воду и поставил камешки»[20].

И далее тем, кто находится на кладбище, желательно задержаться там на время, достаточное для закалывания и разделывания животного, делая усопшему дуа, прося о прощении его грехов и читая тасбит, повернувшись в сторону киблы.

«Тасбит» буквально – «крепко стоять», текст его прост: «Аллаhумма сабитhу г1алаль х1акъи ва лакъинhу х1ужжатаhу».

Чтение других вещей, таких как зикр и азан, не являются сунной, хоть читающие и получат вознаграждение за это. Ибну Хаджар говорит, что чтение азана во время похорон покойного является нововведением, можно посмотреть в книге «Фатав-аль кубра».  

В хадисе от Усмана, да будет доволен им Аллаh, говорится:

عن عثمان رضي الله عنه قال: «كان النبي إذا فرغ من دفن الميت وقف عليه، فقال: استغفروا لأخيكم، واسألوا الله له التثبيت، فإنه الْآن يسأل» رواه أبو داود والبيهقي

«Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, когда завершил похороны усопшего, встал возле могилы и сказал: «Просите прощения грехов за вашего товарища и читайте тасбит, поистине, его сейчас допрашивают»[21].

Также, сунной является прочесть рядом с ним что-нибудь из Корана, предпочтительнее прочитать весь Коран. Ибну Умар, да будет доволен им Аллаh, посчитал желательным чтение начала и конца суры «Аль-Бакара» рядом с могилой[22].

Высота могилы

Могилу засыпают той же землей, которую выкопали и не поднимают землей могилу слишком высоко, но, если поднимется, в этом нет ничего предосудительного.

Желательно поднять могилу на расстояние в пядь для того, чтобы люди узнавали, что это могила и посещали ее, и проявляли уважение, и остерегались раскапывать с целью похоронить на этом месте усопшего. Основой этому является хадис от Жабира, да будет доволен им Аллаh:

عن جابر بن عبد الله رضي الله عنه: «أن النبي ألحد ونصب عليه اللبن نصبا ورفع قبره من الأرض نحوا من شبر» أخرجه ابن حبان

«Пророк сделал нишу (в могиле) установил камень стоя и поднял могилу на уровень пяди»[23].

Предпочтительнее могилу сделать ровной, чем в форме горба.

Является желательным выложить над могилой маленькие камушки[24], также желательно поставить камень или же что-нибудь подобное этому над могилой, с той стороны, где находится голова усопшего. Желательно, чтоб камень был большим. Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, похоронил Усмана бин Мазъуна и поставил камень рядом с его головой[25].

Нежелательно белить и украшать могилу. Запрещается на общем кладбище делать над могилой постройки, в виде комнаты, куполов, выдвигая стены и т.д., так как оно наносит вред остальным мусульманам уменьшая место для захоронения усопших. Также нежелательно делать надписи, хоть даже это будет имя усопшего, так пишет Ширбини в книге «Мугн-иль Мухтадж». Основой этому является хадис от Джабира, да будет доволен им Аллах:

عن جابر رضي الله عنه قال: «نهى رسول الله أن يجصّص القبر، وأن يبنى عليه، وأن يقعد عليه، وأن يكتب عليه» رواه مسلم وأبو داود والترمذي والنسائي وابن ماجه

«Пророк предостерегал от того, чтоб белили могилы, делали над ними постройки, сидели и писали что-то на них»[26].

В «Тухфатуль Мухтадже» пишется, что желательно написать имя, но не более, для того, чтобы люди узнавали могилу, особенно на могилах алимов, авлия и благочестивых людей.

Также является сунной оставить на могиле зеленую ветку. В хадисе от Ибну Аббаса, да будет доволен им Аллаh, передается:

عن ابن عبّاس رضي الله عنهما عن ﷺ أنه مرّ بقبرين يعذبان فقال: «إنّهما ليعذّبان وما يعذّبان في كبير أمّا أحدهما فكان لا يستتر من البول، وأمّا الأخر فكان يمشي بالنّميمة ثمّ أخذ جريدةً رطبةً فشقّها بنصفين ثمّ غرز في كلّ قبرٍ واحدةً فقالوا: يا رسول الله لم صنعت هذا فقال: «لعلّه أن يخفّف عنهما ما لم ييبسا» أخرجه البخاري

«Посланник Аллаhа (мир ему и благословение), проходя мимо двух могил, сказал: «Поистине, их подвергают мучениям за тяжкие грехи, которые вы считаете незначительными: что касается одного из них, то он не очищался от мочи, а другой — распространял сплетни». Сказав это, он повелел принести пальмовую ветвь, разломал её на две части и воткнул половинки на могилы этих людей. Его спросили: «О, Посланник Аллаhа, зачем ты сделал это?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Надеюсь, что это облегчит их страдания, пока ветки не засохнут»[27].

Разрешается хоронить усопшего в ночное время.

 

Вся хвала Аллаhу, Господу миров[28].

 


[1] Тирмизи, достоверный хадис 98/4, Ибну Маджа 521/1
[2] Бухари 469/1
[3] Абу Дауд 189/2, Ибну Маджа 498/1, Байхаки 412/3
[4] Ниша (ляхд) для тела покойного на дне могилы, в которой бы свободно поместился умерший. Ниша помещается в той из стен могилы, которая находится в стороне Киблы, затем сверху ставятся плиты во избежания попадания на усопшего земли.
[5] Ямка подобная канаве, на дне могилы достаточное для помещения в него тела покойного, с обеих сторон воздвигают стену. Затем туда укладывают тело покойного, направив в сторону Киблы, потолок закрывают каменными или деревянными плитами.
[6] Те, на которых запретно жениться и выходить замуж
[7] Абу Дауд, 219/2, Байхаки 414/3, иснад сахих
[8] Абу Дауд 190/2, иснад сахих
[9] Байхаки 54/4, имам Шафии в «Умме» 241/1
[10] Абу Дауд 191/2, Тирмизи 146/4, хороший хадис
[11] Бухари 450/1
[12] Абу Дауд 190/2, Байхаки 53/4
[13] Байхаки 54/4
[14] Сура «Таха», аят 55
[15] Ибну Мажах 499/1
[16] «Шархуль Мафруз» с. 498
[17] Талкин в отношении усопшего – это обряд, во время которого некий мусульманин становится (присаживается) у изголовья могилы мусульманина после его захоронения и обращается к нему, напоминания о свидетельстве, что нет бога (достойного для поклонения), кроме Аллаhа, и что Мухаммад – посланник Аллаhа. А также он напоминает о некоторых столпах веры: смерть – это истина, Рай – это истина, Всевышний Аллаh воскресит всех людей, чтобы тем самым он смог ответить на вопросы ангелов Мункара и Накира. У талкина нет строго определённой формы, всякое обращение, что подходит по смыслу, называется талкином.
[18] Т.е. достигший полового созревания или тот кому 15 лет хоть тот и не достигший полового созревания
[19] Ат-Табарани
[20] Байхаки в «Кубра» 411/3
[21] Абу Дауд 192/2, Байхаки 56/4
[22] Байхаки 56/4
[23] Ибну Хиббан 6635
[24] Основой этому вышеупомянутый хадис: «Пророк, мир Ему и благословение, налил воду на могилу своего сына Ибрагима и поставил камешки»
[25] Абу Дауд 189/2, Ибну Мажах 498/1, Байхаки 412/3
[26] Муслим 37/7, Абу Дауд 193/2, Тирмизи 155/4, Насаи 72/4, Ибну Мажах 498/1
[27] Бухари 215
[28] Статья составлена по материалам книг: «Мугн-иль Мухтадж» 983-984/1, «Шарх-уль Мафруз» с. 493-501, «Ианату-т-Талибин» 158-161/2, «Хашият Ширвани» 182-209/4, «Муътамад» 633-641/1

comments powered by HyperComments
Яндекс.Метрика