Статьи никях

Идда женщины | Часть пятая | Место пребывания

ывыыыаыаы

Предыдущая часть

Из обязательств по отношении к женщине, выдерживающей срок идды — предоставление ей места жительства,  независимо от того, какой вид идды она выдерживает: связанный с разводом или со смертью.

  • Место жительства, полагаемое выдерживающей срок идды женщине, связанного с разводом:

Муж, который дал развод жене или расстался с ней по какой-либо другой причине, обязан обеспечить ее местом жительства, независимо от того имеет он права ее вернуть (если он дал 1 или 2 развода)  или нет, также вне зависимости от того беременна она или нет, следуя словам Всевышнего «Поселяйте их там, где вы живете сами — по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, желая стеснить их….»[1]. Аллах обязал поселять разведенных  выдерживающих срок идды женщин  там же, где проживают  мужья.

О самих же разведенных женщинах Аллах говорит «О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость»[2]. Этот аят вбирает в себя подлежащих возврату женщин и не подлежащих.

Безусловно, женщина, выдерживающая срок идды, обязана находится в том месте, где находится муж, если место его жительства подобает ему, также это место должно быть местом, где она находилась во время самого развода. Ни у мужа и ни у кого-либо другого нет полномочий выселять ее оттуда и ей не разрешается выходить из дома, даже с разрешения [бывшего] мужа, кроме как по острой нужде. Причиной тому является то, что идда является правом Всевышнего и оно не утрачивается при взаимном соглашении обеих супругов. В довод этому приводятся слова Всевышнего «Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них»[3].  

Разрешено женщине, получившей все три развода, которой не полагается материальное обеспечение, выходить днем для покупки всего необходимого, а также ночью для исполнения иных своих нужд. Также ей разрешено выходить к соседке, чтоб побеседовать с ней, спасаясь от одиночества, при условии, что она вернется домой и ночевать будет у себя дома, ссылаясь на то, что передал Джабир, да будет доволен им Аллагь:

Развелась его тетя (сестра матери) окончательным разводом и как-то она вышла собрать свои финики. По пути она встретилась с одним человеком , который сказал, что ей непозволительно выходить из дома. После этого случая она пошла к Пророку, мир ему и благословение, и поведала ему о случившемся на что он ответил «Ты выйди и собери свои финики, быть может ты отдашь с них милостыню (садака) или решишь оказать еще какое-нибудь хорошее дело»[4]. По причине того, что она получила окончательный развод, ей разрешено выходить днем по своим нуждам.

Что касается женщины, не получившей все три развода или получившей, но находящейся в состоянии беременности, т.е. той, кому полагается материальное обеспечение от мужа (бывшего), то она имеет право выходить из дома, но только по разрешению мужа или по острой нужде, так как ее обеспечение лежит на муже.

Разрешено женщине, выдерживающей срок идды, независимо от того, какой вид идды она выдерживает, переходить из указанного ей места жительства на другое по обоснованным причинам, таким, как опасность разрушения дома или опасность потопа, также опасность ее гибели или совершения чего-либо непристойного. Также к обоснованным причинам относятся причинение ею вреда соседям или же причинение вреда ей соседями или родственниками мужа. В таком случае она переселится в ближайшее удобное ей место, на что  указывают слова Всевышнего «Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость»[5].

Примечание:

Не разрешено мужу пребывать рядом с разведенной женой, будь это окончательный развод или подлежащий возврату. Также ему не разрешено заходить в дом, в котором она выдерживает срок идды, так как это приводит к уединению, которое является для него запретным, и этим он наносит ей вред. Говорит Всевышний  «Не причиняйте им вреда, желая стеснить их»[6]. Если же в этом доме находится ее махрам (близкий родственник, за которого она не имеет право выйти замуж) мужского или женского пола, или его махрам–женщина, или его другая жена, или посторонняя женщина, то ему разрешено заходить в этот дом или проживать в нем, так как в таком случае снимается запрет, но это будет нежелательно (макрух), так как есть опасность его взоров на нее. Ему также не запрещено находиться в этом доме, если между ними находится перегородка, отделяющая их друг от друга, или они находятся на разных этажах.

Если женщина рассталась с мужем по причине расторжения брака из-за недостатка в одном из супругов или из-за того, что один из супругов принял Ислам, в то время, как они оба не были мусульманами, или же наоборот, один из них отступил от веры, в то время, как они оба были мусульманами, или из-за того, что между ними оказалось молочное родство, то такой женщине также полагается предоставить место жительства, так как она приравнивается к расставшейся путем развода.

  • Место жительства, полагающееся для проводящей идду, связанную со смертью мужа:

Когда умирает муж, жене полагается место жительства до окончания срока идды, ссылаясь на то, что передала Фураят бинт Малик, что ее мужа убили, и сказал ей Пророк, мир ему и благословление «Выжидай идду здесь (дома у покойного мужа) до тех пор, пока не истечет срок» и она провела там свою идду на протяжении четырех месяцев и десяти дней.

 Если жена находится в собственном доме мужа, то она обязана проводить идду именно там. А если у него нет собственного дома, то он должен дать ей средства на съем жилья. В случае если муж умер, эти средства, которые выделяются на съем жилья вдовы, должны выделяться в первую очередь, до распределения имущества по наследству или по завещанию. Если у покойного не окажется никакого имущества, то эти средства ей выплачиваются с общей казны мусульман.

Вдова покойного будет проводить идду в доме, где она находилась женой покойного и ей можно выходить днем по своим нуждам, с условием, что будет ночевать дома, так же как и разведенная окончательным разводом. Ей так же можно переселиться в другое место по веским причинам, которые мы упоминали выше.     

 


Источник: «»Мугн-иль Мухтадж» 402/3, «Мажмуъ» 11/20, «Махали» 54/4

 


[1] «Ат-Талак», аят 6
[2] «Ат-Талак», аят 1
[3] «Ат-Талак», аят 1
[4] Муслим, №1483
[5] «Ат-Талак», аят 1
[6] «Ат-Талак», аят 6

Идда женщины | Часть четвертая | Материальное обеспечение | Almasjid
2016-03-11 17:54:52
[…] Следующая часть […]
Яндекс.Метрика