Статьи никях

Идда женщины | Часть первая

ывывывыаы

В шариате идда – это определенный временной срок, который женщина выжидает для определения возможной ее беременности и установления последующего отцовства ребенка. Говоря коротко: идда – это выжидание женщиной срока после расставания с мужем.

Идда является одним из многих признаков бракосочетания, она соблюдается, если между мужчиной и женщиной была близость, будь то посредством бракосочетания или же если мужчина по ошибке совершил половой акт с посторонней женщиной, думая, что она его жена – в подобном случае эта женщина тоже обязана соблюдать идду.

Идда утверждена в шариате точными изложениями Корана, хадиса и единогласным решением алимов.

Коран

В достопочтенном Коране немало аятов, которые указывают на установление идды в шариате, из них:

«Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени» («ат-Талак» аят 4)

Также Всевышний говорит: «Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций» («Аль-Бакара» аят 228)

Также: «Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций» («Ат-Талак» аят 4)

Также:  «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней» («Аль-Бакара» аят 234)

Хадис

Передано много хадисов про идда, большинство из них мы позже приведем, один из них:

От Умму Сальмат, да будет доволен ею Аллах, приводится, что она сказала: «Убили мужа Субайъат аль-асламият, когда она была беременной, и спустя сорок ночей она родила, после, ее засватали и Пророк, мир ему и благословение, взял ее в жены» (Бухари 1864/4, Муслим 108/10, Ахмад 246/6).

Единогласное мнение

Сподвижники и их последователи-алимы пришли к единогласному мнению, что идда для женщины указана в шариате, и ни один не воспротивился этому мнению.

Мудрость

Причиной установления идды является расставание жены и мужа путем развода, а также подобными путями, или же смертью мужа. А определяется это (мудрость соблюдения идды) важностью и святостью брачных уз, их важностью в шариате и в жизни всего человечества в целом. То бракосочетание, через которое реализуются жизненно важные явления, сохраняет потомство и не допускает их смешения, так как каждый из родителей и детей знает, кто им принадлежит, и кому они принадлежат, а также соблюдаются права мужа, детей и второго брака.

Разновидность идды:

Идда, которую женщина обязана соблюдать, делится на два вида:

1 — Идда после смерти мужа.
2 — Идда после развода.

Некоторые решения стали общими для обоих видов идды, а в некоторых решениях они разнятся. Далее мы разберем каждый из них.

Идда после смерти

Женщина, у которой умер муж, обязана соблюдать идду, имела она близость с покойным мужем или нет, ссылаясь на слова Всевышнего:

«Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней» («аль-Бакара» аят 234)

Этот аят обобщает всех женщин и это касается каждой женщины, будь она маленькой девочкой или взрослой женщиной, разумной или душевно больной, имела она половую близость с мужем или нет, беременная или нет, но, все-таки, идда беременной, у которой умер муж, отличается от идды небеременной.

1. Идда беременной женщины, у которой умер муж:

Если женщина находилась в беременности в момент смерти мужа, то ее идда заканчивается родами этого ребенка, независимо от того, долго длилась беременность или нет, на счет этого Всевышний Аллах говорит:

«Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени» («ат-Талак» аят 4)

А также ссылаясь на предыдущий хадис от Умму Сальмат, этот же хадис приводится другим  источником: «Субайъат аль-Асламият переждала послеродовые выделения после смерти ее мужа и пришла к Пророку (мир ему и благословление) попросить, чтоб Он взял ее в жены, Пророк (мир ему и благословления) принял ее и женился». (Бухари 2038/5)

Также сутью идды является проверка наличия беременности у женщины, и это уясняется после того, как она родит, с условием, что матка ее очистится полностью. К примеру, если у нее в утробе больше одного ребенка, то для того, чтобы закончилась идда, обязательно, чтоб все вышли, очистив при этом всю матку. А если она родит одного, а другие останутся в утробе, то на этом идда не заканчивается, пока она не родит остальных, даже если родился мертвый ребенок. Хотя  для идды недостаточно, чтобы вышел сгусток крови, но достаточно, если выйдет образовавшийся кусок мяса с силуэтом человека, если наличие силуэта подтверждают люди, имеющие опыт в этой области или специальный врач. Также достаточно, если этот кусок не имеет четкого силуэта и специалисты утверждают, что он имеет человеческую основу, и если бы он остался, то принял бы человеческий облик.

2. Идда небеременной женщины, у которой умер муж:

Поистине, идда после смерти мужа для небеременной женщины составляет четыре месяца и десять дней вместе с ночами, имела она близость со своим покойным мужем, или нет, будь она маленькой девочкой или взрослой женщиной, чиста она от менструаций или же они у нее идут, будь она женой маленького мальчика или мужчины, не имеющего полового органа и ему подобных – все это значения не имеет. Всевышний говорит: «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней» («Аль-Бакара», аят 234)

Началом времени идды является момент смерти мужа.

Если муж дал жене один или два развода, при которых он может ее вернуть до истечения ее идды, и умер до конца ее идды, то жена не продолжает идду развода, а с момента смерти мужа начинает идду, связанную со смертью мужа, т.е., четыре месяца и десять дней, так как она является его потенциальной женой. Если же она на момент смерти была беременна, то в этом случае, ее идда заканчивается с рождением ребенка, и в связи с тем, что она считалась его женой, она обязана находится в трауре, но все это время она не будет обеспечиваться материально из его имущества, как его жена.

Если же муж до своей смерти дал жене три развода, при которых он не может ее вернуть или обновить брак после окончания идды, то идда, связанная с разводом, не переходит на идду связанную со смертью мужа. Потому что она не является его потенциальной женой, и она не обязана носить траур. А если же она беременна, полагается ее обеспечивать до конца ее беременности.

3. Идда женщины, у которой муж пропал без вести, или же ушел по собственному желанию

Тут речь идет о человеке, который пропал, или ушел, и от которого нет никаких вестей, нет никакой информации, и все уже подумали, что он умер. Но все же, шариатом он будет считаться живым и все его имущество, как и прежде, будет считаться принадлежащим ему, жена остается на его попечительстве и не имеет право выйти за другого, пока не выяснится его точная смерть, или не выяснится, что он дал ей развод. А если выяснится, то после этого она будет соблюдать соответствующую идду, согласно хадису, который привел имам Шафии от Али, да будет доволен им Аллах, что он сказал:

«Женщина, у которой пропал без вести муж, находится в беде, пускай она проявит терпение и не выходит замуж, пока она не узнает о его смерти» (Имам Шафии в «Бадаиу Сунан» 407/2, Байхаки 444/7).

Также она может ждать, пока не пройдет столько времени, что мысль о том, что он мог бы прожить дольше, казалась бы маловероятной, а все это время ее обеспечение находится в его имуществе. После этого выносится решение, что пропавший умер, и его имущество распределяют между его наследниками. А жена проводит указанное время в идде, связанной со смертью мужа, т.е., четыре месяца и десять дней, и после этого выйдет за другого, если пожелает, именно таким образом вынес решение и Умар ибн аль-Хатаб, да будет доволен им Аллах (Имам Малик в «Муватта» с. 355, Байхаки 445/7)

Если пропавший объявится, то он на свою жену будет иметь полное право, согласно всему, что мы привели выше. Если же она в период его отсутствия вышла замуж за другого, то их брак расторгается, и после расторжения она должна соблюдать идду, связанную с разводом – три очищения или три месяца, – и только после этого муж имеет право к ней приблизиться. 

Следующая часть

 

Источник: «Мугн-иль Мухтадж» 397/3, «Мухаззаб» 545/4, «Мажмуъ» 442/19, «Махали» 51/4

Almasjid
2016-02-08 10:50:41
[…] Предыдущая часть […]
Яндекс.Метрика