Статьи разное

И’тикаф

rgrgrtgrtr

Значение слова «И’тикаф»

Лексическое значение слова «и’тикаф»: это стоять на чем-либо и придерживаться его.

В шари’ате – это находиться в мечети с определенным намерением.


Доводы

Основой установления и’тикафа шари’атом является аят Корана:

قوله تعالى: (ولا تباشروهنّ وأنتم عاكفون في المساجد) البقرة: ١٨٧

Смысл: «Не вступайте с ними (с женами) в близость, когда вы пребываете (совершаете итикаф) в мечетях» [«Аль-Бакара», аят 187]

Также хадис, переданный от ‘Айши (да будет доволен ею Аллаh):

عن عائشة رضي الله عنها «أنّ النبي ﷺ كان يعتكف العشر الأواخر من رمضان. ثم اعتكف أزواجه من بعده» رواه البخاري ومسلم

Смысл: «Пророк (мир ему и благословение) усердствовал в и’тикафе в последние десять дней месяца Рамадан, пока не ушёл в мир иной, затем его (мир ему и благословение) жены начали совершать и’тикаф» [Аль-Бухари 1922, Муслим 1172].

И’тикаф известен и среди предыдущих общин, доводом этому является хадис:

قوله تعالى: (وعهدنا إلى إبراهيم وإسماعيل أن طهّر بيتي للطائفين والعاكفين والرّكّع السّجود) البقرة: ١٢٥

Смысл: «Мы повелели Ибраhиму (мир ему) и Исма’илу (мир ему) очистить Мой Дом (Ка’бу) для совершающих обход, пребывающих (совершающих итикаф), кланяющихся и падающих ниц» [«Аль-Бакара», аят 125].


Мудрость и
тикафа

Мусульманину время от времени нужно пытаться удерживать себя от удовлетворения дозволенных прихотей нафса (эго), и полностью отдать ее на покорность своему Создателю, заняться выполнением поклонений, чтобы приучить ее к любви к Аллаhу, чтобы он с желанием оставил запретные виды страстей, прихотей, наносящие вред. Нафс является повелевающим зло, страстно стремящимся к грехам.

В аяте Корана говорится:

قوله تعالى: (إنّ النّفس لأمارة بالسوء إلا ما رحم ربّي) يوسف: ٥٣

Смысл: «…ведь нафс человека повелевает зло, если только мой Господь не проявит к ней милосердия» [«Юсуф», аят 53].

Чем больше ты увлекаешься развлечениями этого мира, тем сильнее они тянут тебя к себе, и заставляют твой нафс чувствовать потребность в них, и ничто не способно удержать или отвратить тебя от них, кроме как воспитав себя подобной практикой, уединяясь для выражения любви к Аллаhу, и оставляя запретное.

Поэтому был вменен и’тикаф для того, чтобы человек собрался с мыслями, очистил сердце, воспитал себя умеренности в дозволенных видах страстей и прихотей тела, отдалился от грехов и различных запретных деяний.

 

Шариатское решение и’тикафа

И’тикаф является желательным действием в любое время, но в месяце Рамадан он более желателен, и настоятельной сунной является в последних десяти днях Рамадана. И’тикаф становится обязательным, если человек даст обет (назру) его совершить. Исходя из вышеперечисленного у и’тикафа три решения:

1. Желательность, и это касается любого времени.

2. Настоятельная желательность, и это касается последних десяти дней месяца Рамадан. Причиной этому является то, что в одной из этих ночей находится священная ночь «Ляйлят-уль кадр». Поистине, эта ночь является ценнее ночей целого года, как в аяте Корана говорится: «Ночь предопределения лучше, чем тысячи месяцев»[«Аль-Кадр», аят 3], т.е. деяния, совершённые в эту ночь, лучше, чем деяния, совершённые на протяжении тысячи месяцев, в которых нет этой ночи. Большинство ученых утверждают, что ночь «Ляйлят-уль Кадр» находится в последних десяти ночах Рамадана.

3. Обязательность, это когда человек обязал себя (сделал назру) совершить и’тикаф.

 

Условия

И’тикаф считается действительным при соблюдении двух основных условий:

Первое условие: намерение[1].

Оно делается в начале, намереваясь находиться в мечети на определенное время для поклонения, следуя сунне[2]. Если человек зашел в мечеть по причинам мирского характера или он не сделал намерение, то его нахождение в мечети не считается и’тикафом.   

Второе условие: находиться в мечети.

Время нахождения в мечети должно быть длительностью, которое обычно считается и’тикафом[3]. Также, человек должен быть тем, кому разрешается находиться в мечети: женщина должна быть чиста от менструальных циклов и послеродовых выделений; не допускается и’тикаф в состоянии джунуб (состояние, требующее совершить полное омовение); на человеке не должно быть нечисти, которая может испачкать мечеть.

Если человек, находящийся на и’тикафе, выйдет из мечети без уважительной причины, то его и’тикаф нарушается. И’тикаф не будет нарушен, если выйти по уважительной причине и зайти обратно[4]. Это решение касается того, кто намерился на непрерывный и’тикаф[5].

Для действительности и’тикафа не является условием соблюдения поста, но является желательным[6]. Доводом этому является хадис от Ибну ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллаh), что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

عن ابن عباس رضي الله عنهما: إن النبي ﷺ قال: «ليس على المعتكف صيام إلا أن يجعله على نفسه» رواه الحاكم

Смысл: «Нет на том, кто находится в и’тикафе соблюдение поста, кроме как если он сам не будет соблюдать его» [Аль-Хаким 439/1].

 

Обязательный итикаф

Это третий вид и’тикафа, который мы упомянули ранее.

Если мусульманин даст обет Всевышнему, что будет соблюдать и’тикаф беспрерывно в течение некоторого времени, то ему не разрешается покидать мечеть, кроме как по необходимой нужде, например, сходить в туалет, совершить омовение и т.д. Тот, кто выйдет по такой нужде, на нем нет греха, и он не обязан начинать и’тикаф заново.

Будет грехом и и’тикаф обязательно начать заново в том случае, если человек вышел не по уважительной причине или без крайней необходимости, например, вышел погулять.

Если человек дал обет исполнить и’тикаф, соблюдая пост, – поскольку такой и’тикаф ценнее, – вменяется в обязанность его исполнить, постясь.

Давшему обет находиться в и’тикафе в определённой мечети разрешается менять место нахождения, переходя в другую мечеть. Если был дан обет пребывать в одной из трех мечетей: «Масджид-уль Хараме», в мечети Пророка (мир ему и благословение) или в мечети «аль-Акса», то давший обет обязуется находиться именно там, поскольку эта мечеть (одна из трех) дороже, чем любая другая.

Но разрешается из мечети Пророка (мир ему и благословение) перейти в мечеть аль-Харама, но наоборот не разрешается, также разрешается из мечети аль-Акса перейти в мечеть Пророка (мир ему и благословение), наоборот же не разрешается.

 

Этика итикафа

1. Желательно тому, кто совершает и’тикаф, совершать поклонение, такие как чтение зикра, чтение Корана, изучение знаний, так как это вещи, способствующие достижению цели, к которому ведет и’тикаф.

2. Соблюдать пост, потому как и’тикаф соблюдаемый во время поста ценнее, и больше способствующий удержанию от желаний нафса, очищению сердца и помогающий собраться с мыслями.

3. Чтобы и’тикаф был в мечети, в которой совершается пятничный намаз.

4. Не говорить ничего, кроме благого, не ругаться, не сплетничать, не хулить и не пустословить[7].

 

Нежелательные действия

1. Капиллярное и венозное кровопускание. Это в том случае если вы уверены, что не испачкаете мечеть, в противном случае, является запретным.

2. Уделять больше внимание работе[8]. Также продавать или покупать, хоть и в малом количестве.

 

Действия, нарушающие итикаф[9]   

1. Половой акт, хоть даже и без семяизвержения[10].

В аяте Корана говорится:

قوله تعالى: (ولا تباشروهنّ وأنتم عاكفون في المساجد) البقرة: ١٨٧

Смысл: «Не вступайте с ними (с женами) в близость, когда вы пребываете в мечетях»[«Аль-Бакара», аят 187]

Прикосновения, как поцелуи и обнимания, не нарушают и’тикаф, до того момента пока не получится семяизвержение[11].

2. Выход из мечети без нужды[12].

3. Вероотступничество, опьянение, сумасшествие[13].

4. Месячные и послеродовые выделения, потому как им не дозволяется находиться в мечети.

Пребывающему в мечети разрешается в любое время прерывать желательный и’тикаф, выйдя из мечети, но он должен возобновить намерение, когда возвратится в мечеть.

 

Раздел поста с книги «Аль-Фикхуль Манхаджи», с дополнениями (в сносках)

 

 


[1] И’тикаф не засчитывается у неверного, сумасшедшего, пьяного, а также, того кто находится без сознания, потому что ихнее намерение не засчитывается. У мумайиза же и женщины, намерение засчитывается, следовательно, и сам и’тикаф («Манхадж-уль Кавим» с.422, «Хашияту-т-Тармаси» 864/5).
[2] Намерение, конечно же, делается сердцем.
[3] Т.е. минимальное время нахождения в мечети для того чтобы и’тикаф считался действительным — это чуть больше времени тумаънината в намазе («Тухфат-уль Мухтадж» 535/1).
Тумаънина – задержка (в поясных и земных поклонах, во время стояний после поясных поклонов и во время сидений между земными поклонами), которое отличает одно действие от другого. В «Фатх-уль ‘Алляме» 213/2, пишется, что обязательная минимальная задержка – это время, достаточное для произношения слова «СубхIанаЛлаh».
[4] Например, для того чтобы сходить в туалет по малой или большой нужде.
[5] В общем, намерение на и’тикаф, будь то бы желательный или назр, можно подразделить на три вида:
Первый: это когда человек сделал намерение на и’тикаф без упоминания длительности пребывания в мечети, в этом случае, если человек выйдет с мечети, даже если по крайней нужде (по малой или большой нужде и т.д.), — и’тикаф нарушается и ему необходимо возобновить намерение на и’тикаф при возвращении обратно в мечеть. Намерение необходимо возобновить, если при выходе у него не было намерения вернуться, в противном случае, нет необходимости.

Второй: это когда сделал намерение на и’тикаф и указал время пребывания в мечети (например, намерился быть на и’тикафе неделю), но не упомянул о непрерывном пребывании, в этом случае, если человек выйдет с мечети, по крайней нужде, то и’тикаф не нарушается, и он не должен возобновлять намерение при возвращении, в противном случае, если вышел не по нужде и без намерения на возвращение, необходимо возобновить намерение.

Третий: это когда намерился на и’тикаф, указав время и упомянув о непрерывности (например, намерился находиться на и’тикафе неделю, непрерывно), в этом случае, если человек выйдет с мечети, по крайней нужде, то и’тикаф не нарушается, и он не обязан возобновить намерение при возвращении, в противном случае, если вышел не по нужде, обязательно возобновить намерение и и’тикаф нарушается, т.е. необходимо (обязательно если это назр и желательно если это желательный) начать и’тикаф заново и то время пребывания которое было до этого аннулируется («Манхадж-уль Кавим» с.423-424, «Хашияту-т-Тармаси» 838-846/5, «И’анату-т-Талибин» 293-294/1) .
[6] Это в том случае, если вы совершаете и’тикаф не в месяце Рамадан, потому что в Рамадане обязательно в дневное время соблюдать пост.
[7] В книге «аль-Анвар» передается что, запретная еда, хула и ругань сжигают вознаграждение. В книге «И’анату-т-Талибин» пишется, что также, сжигает вознаграждение, любой грех, связанный с языком («Мугн-иль Мухтадж» 661/1, «И’анату-т-Талибин» 298/2).
[8] Как раньше, например, шитью, плетению и т.д.
[9] Т.е. обязательный или же желательный и’тикаф («Хашияту-т-Тармаси» 857/5).
[10] Тут имеется ввиду половой акт, совершенный осознанно, в противном случае и’тикаф не нарушается, если он искупается быстро («Манхадж-уль Кавим» с.425).
[11] Осознанный половой акт или семяизвержение, по причине мастурбации или же, например, поцелуев, нарушают и’тикаф, если даже это совершено вне мечети. Также, это является грехом тому, кто соблюдает обязательный и’тикаф, без разницы, будет это совершено в мечети или же вне ее. А тому, кто соблюдает желательный и’тикаф запрещено все это совершать, только будучи в мечети («Мугн-иль Мухтадж» 661/1, «Манхадж-уль Кавим» с.425, «Хашияту-т-Тармаси» 858/5).
[12] И’тикаф не нарушается (за исключением того у кого намерение из первого вида, как мы упомянули выше, у такого человека и’тикаф будет нарушен, если даже он выйдет по нужде, за исключением когда он намерится вернуться): если выйти в туалет по малой или большой нужде; для того чтобы поесть; попить воды или же совершить обязательное омовение, в том случае если нет возможности совершить омовение в мечети; если пришлось выйти по причине сильной болезни (легкая головная боль и небольшая температура сюда не входят); если забоялся испачкать мечеть, например, вышла кровь с пальца и есть боязнь что мечеть испачкается кровью; если заставили («Манхадж-уль Кавим» с.426).
[13] В том случае, если опьянение и сумасшествие произошло по их вине.

Яндекс.Метрика