Статьи намаз

Кто обязан совершать намаз?

gfddsdshdhd

Ежедневный пятикратный намаз является самым важным из столпов и обязанностей в Исламе, после двух свидетельств (шаhады).

Всевышний говорит в Коране, описывая богобоязненных:

قوله تعالى: (الّذين يؤمنون بالغيب ويقيمون الصّلاة) البقرة: ٣

Смысл: «Которые веруют в сокровенное (во всё, о чем нам поведал Пророк: Рай, ад, воскрешение, Судный день и т.п.), совершают намаз…»[«Аль-Бакара», аят 3].

Также намаз является самым ценным из богослужений в Исламе. В хадисе говорится:

لما روي عبد الله رضي الله عنه قال: سألت رسول الله ﷺ: أي الأعمال أفضل؟ فقال: «الصلاة في أول وقتها» رواه البخاري ومسلم وأبو داود والترمذي والنسائي

От ‘Абуллаhа да будет доволен им Аллаh, передается: «Я спросил Пророка, мир Ему и благословение: «Какое деяние самое ценное?», Он сказал: «Намаз, совершенный в начале его времени»[Аль-Бухари 197/1, Муслим 73/2, Абу Дауд 101/1, ат-Тирмизи 516/1, ан-Насаи 236/1].

Доказательством обязанности намаза служит Коран, хадис и единогласное мнение ученых.

В Коране приводится немалое количество аятов, связанных с намазом. Приведем один из них:

قوله تعالى: (وأقيموا الصّلاة وآتوا الزّكاة) البقرة: ٤٣

Смысл: «Совершайте намаз, выплачивайте закят…»[«Аль-Бакара», аят 43].

Также в одном из хадисов о намазе, говорится:

عن ابن عمر رضي الله عنهما: أن النبي ﷺ قال: «بني الإسلام على خمس: شهادة أن لا إله إلا الله، وأن محمدا رسول الله، وإقام الصلاة، وإيتاء الزكاة، والحج، وصوم رمضان» رواه البخاري ومسلم

От Ибну ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллаh, передается что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаhха, и что Мухаммад – посланник Аллаhа, совершении намаза, выплате закята, совершении хаджа, соблюдении поста в Рамадане»[Аль-Бухари 12/1, Муслим 177/1].

Совершение обязательных пяти намазов было предписано мусульманам в Ночь Вознесения Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, в небеса («Ляйлят аль-Ми‘радж») [Хадис о Ми‘радже и о возложении обязательного намаза, приводит аль-Бухари 135/1 и Муслим 210/3]. До этого времени Пророк, мир ему и благословение, совершал по два ракаата утром и вечером.

Совершать намаз обязаны:

— Мусульмане

Обязанность касается как мужчин, так и женщин. Неверный не обязан восполнять намазы, пропущенные до принятия Ислама.

В Коране говорится:

قوله تعالى: (قل للذين كفروا إن ينتهوا يغفر لهم مّا قد سلف) الأنفال: ٨ ٣

Смысл: «Скажи неверующим, что если они прекратят пребывание в неверии (т.е. примут ислам) и перестанут воевать с Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаhа, то им будет прощено то, что было в прошлом (неверие, ошибки, грехи)» [«Аль-Анфаль», аят 38].

В отличии от неверного муртад (вероотступник) обязан восполнять пропущенные намазы после возвращения в ислам.

— Совершеннолетние

Тут имеется в виду совершеннолетие по Исламу. Если у юноши произошла поллюция[1], то это указывает, что с данного момента юноша будет считаться совершеннолетним и относительно него вступят в силу нормы, связанные с совершеннолетними мужчинами, в том числе станет обязательным и пятикратный намаз. Также, юноша считается совершеннолетним, если ему исполнится 15 лет по лунному календарю, это в том случае, если до этого у него не было поллюции.

У девочек совершеннолетие наступает с началом менструальных циклов. Или при исполнении 15 лет, если до этого не было менструальных циклов.

Несовершеннолетние не обязаны совершать намаз.

В хадисе говорится:

لما رواه علي كرم الله وجهه: أن رسول الله ﷺ قال: «رفع القلم عن ثلاثة: عن الصبي حتي يبلغ، وعن النائم حتى يستيقظ، وعن المجنون حتى يفيق» رواه أبو داود والترمذي

От ‘Али, да будет доволен им Аллаh, передается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Деяния трех не записываются: юноши пока не станет совершеннолетним, спящего пока не проснется, сумасшедшего пока не образумится» [Абу Дауд 452/2, ат-Тирмизи 685/4].

Но родители, дедушка или бабушка (со стороны отца или матери) обязаны повелевать ребенку-мумайизу (мальчику или девочке)[2] которому исполнилось семь лет (по лунному календарю) совершать намаз, даже устрашая его, если понадобится[3]. Если кто-либо из них (отец, мать, бабушка или дедушка) сделает это, будет достаточным, т.е. остальные не попадут в грех, если не будут повелевать [«Тухфат-уль Мухтадж» 160/1, «Хашият аш-Ширвани» 59/2].

Если нет родителей, тогда обязанность переходит на опекуна (васи), на того, кому доверили ребенка (вади‘) и на близких родственников. Если и их нет, тогда на имама, а если и имама нет, то тогда на мусульман этого города (села).

Если отсутствует одно из двух условий, т.е. если ребенок мумайиз, но ему нет семи лет, или ему есть семь лет, но он не мумайиз, то не является обязательным повеление ему совершать намаз [«Тухфат-уль Мухтадж» 160/1, «Хашият-т-Тармаси» 328/2].

Обязательно ударить ребенка за оставление намаза в десятилетнем возрасте[4]. Это является воспитанием и приучением его к намазу, об этом говорится в хадисе:

لما روي سبرة الجهني رضي الله عنه قال: قال رسول الله ﷺ: «مروا أولادكم بالصلاة وهم ابناء سبع، واضربوهم عليها وهم أبناء عشر» رواه أبو داود والترمذي

От Сабрат аль-Жуhани, да будет доволен им Аллаh, передается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Повелевайте своим детям совершать намаз, когда им исполнится семь лет, и бейте их за оставление молитвы, когда им исполнится десять» [Абу Дауд 115/1, ат-Тирмизи 445/2].

— Разумные

Также, условием для того, чтобы намаз стал обязательным является наличие у совершеннолетнего мусульманина и мусульманки разума. Не обязан совершать намаз тот человек, у которого отсутствует разум, как сумасшедший, потерявший сознание или пьяный. Все это в том случае, если в этом не было их вины. Следовательно, когда они придут в себя, т.е. образумятся, придут в сознание или протрезвеют, они не обязаны восполнять пропущенные намазы.

Исключением является спящий человек. При пропуске им намаза, он обязан восполнить его, когда проснется. Также, обязан восполнить пропущенные намазы тот, кто сошел с ума, опьянел или потерял разум по своей вине, как например, тот, кто намеренно выпил алкоголь или выпил без надобности лекарства, из-за которых потерял сознание. В этом случае они обязаны восполнять намазы, пропущенные в этот промежуток времени.

— Чистота

Тут имеется в виду чистота женщины от менструального цикла и послеродовых выделений. Во время менструального цикла или послеродовых выделений, им запрещается совершать намаз и после прекращения этих выделений, они не обязаны восполнять пропущенные намазы, напротив, им запрещается их восполнять[5].

В хадисе говорится:

لما روي عائشة رضي الله عنها قالت: «كنا نحيض عند رسول الله ﷺ، فلا نقضي الصلاة، ولا نؤمر بالقضاء» رواه أبو داود

От ‘Айши, да будет доволен ею Аллаh, передается: «Во время нахождения рядом с Пророком, мир ему и благословение, у нас был менструальный цикл, и мы не восполнили пропущенные намазы, и нам не приказали их восполнить» [Абу Дауд 60/1].

Тот, кто пришел в себя, протрезвел, принял Ислам, стал совершеннолетним или та, у которой прекратился менструальный цикл или послеродовые выделения, обязаны совершить своевременный намаз[6], если до наступления времени следующего намаза останется время достаточное для произнесения такбира или больше этого. Например, у девушки выделения прекратились обедом, и до наступления времени предзакатного намаза оставалось время, достаточное для произнесения такбира, то она обязана совершить обеденный намаз.

В случае, если выделения закончатся во время предзакатного намаза, т.е. до наступления времени вечернего намаза, то они обязаны совершить предзакатный и обеденный намазы. Также, если это произойдет во время ночного намаза, они обязаны совершить как ночной, так и вечерний намаз (то есть, те намазы, которые во время пути (сафара) можно объединять).

В остальных случаях возмещать нужно только один намаз, т.е. это утренний, обеденный и вечерний [«Наджм-уль Ваhhадж» 39/2]. Имеется в виду, если у девушки прекратился менструальный цикл обедом и до наступления времени следующего намаза есть время, она обязана совершить только зуhхр (обеденный намаз), предыдущий (утренний) возмещать не обязательно.

Если пропустили намаз

Обязательно поспешить в возмещении пропущенного намаза, если он пропущен без причины. Ибн Хаджар в «Тухфат-уль Мухтадж» пишет, что тот, у кого есть пропущенные без причины намазы обязан уделить все свое время их возмещению. За исключением того времени, которое ему необходимо для приема пищи, сна и работы для обеспечения пропитанием тех, кого он обязан содержать, а также времени, необходимого для совершения других обязательных по Шариату действий. До тех пор, пока у человека имеются долговые намазы, ему запрещено совершать желательные намазы[«Тухфат-уль Мухтадж» 156/1]. Желательно поспешить в возмещении пропущенного намаза, если он пропущен по уважительной в шариате причине, например, из-за сна, без оплошности, или по забывчивости[7].

Если пропущено несколько намазов, желательно соблюдать последовательность в их возмещении, например, совершив утренний перед обеденным, и т.д.

Также желательно совершить пропущенный (по уважительной причине) намаз перед своевременным, если нет опасности, что пройдет время своевременного намаза (т.е. если нет опасности, что вы не успеете совершить полностью своевременный намаз до наступления времени следующего). Желательность не отменяется, даже если будет опасность пропустить джама‘ат-намаз.

Если намаз пропущен без причины, то его обязательно возместить до совершения своевременного намаза, а если есть опасность, что часть времени своевременного намаза пройдет (т.е., он не успеет совершить весь намаз вовремя), необходимо совершить вначале своевременный намаз, а потом восполнить пропущенный.

Также обязательно первым совершить намаз пропущенный без уважительной причины перед тем, который пропущен с уважительной причиной, если даже там не соблюдается последовательность, так как соблюдение последовательности желательно, а поспешность в возмещении является обязанностью [«Тухфат-уль Мухтадж» 156-157/1].

 

 

 

 


[1] Поллюция — это непроизвольный выход семени у юноши или мужчины, иногда сопровождающийся сновидениями.
[2] Мумайз – это ребенок, не достигший половой зрелости, но способный, самостоятельно, есть, пить и справлять нужду. Или тот, кто способен отличать полезное от вредного («Тухфат-уль Мухтадж» 161/1).
[3] Например, говоря ему, что если он не совершит намаз, то он побьет его и т.д. («Хашият-т-Тармаси» 330/2).
[4] Бить следует не сильно, так, чтоб не наносила сильную, нестерпимую боль («Тухфат-уль Мухтадж» 161/1).
[5] «Тухфат-уль Мухтадж» 161/1. Имам ар-Рамли утверждает, что это является нежелательным («Хашият-т-Тармаси» 319/2).
[6] Т.е. намаз того времени, в котором у них произошло это все.
[7] Сон не считается уважительной причиной, если человек лег спать предполагая или сомневаясь, что не проснется вовремя. Также, забывчивость, не будет уважительной причиной, если человек забыл про намаз, из-за увлечения порицаемыми вещами, например, играя в шахматы забыл про намаз, это также не считается уважительной причиной («И‘анату-т-Талибин» 32/1, «Хашият аш-Шабрамаллиси» 445/1).

Яндекс.Метрика