Статьи намаз

Намаз по сунне | Вступительный такбир

gggggggggggggggggggg

«Такбират-уль Ихрам» — это произношение «Аллаhу Акбар» при вступлении в намаз.

Основой этому является хадис:

لما روي علي كرم الله وجهه: أن النبي ﷺ قال: «مفتاح الصلاة الوضوء، وتحريمها التكبير، وتحليلها التسليم» رواه أبو داود والترمذي والحاكم

От сподвижника ‘Али, да будет доволен им Аллаh, передается: что Пророк, мир ему и благословение, сказал:h «Ключ к молитве – очищение, вход в нее – такбир, а выход из нее – таслим» [Абу Дауд 15/1, ат-Тирмизи 38/1, аль-Хаким 136/1].

А также, хадис:

لما روي أبو هريرة ورفاعة بن رافع رضي الله عنهما في حديث المسئ صلاته: أن رسول الله ﷺ قال له: «إذا قمت إلى الصلاة فكبر، ثم اقرأ ما تيسر معك من القرأن، ثم اركع حتى تطمئنّ راكعا، ثم ارفع حتى تعتدل قائما، ثم اسجد حتى تطمئن ساجدا، ثم ارفع حتى تطمئن جالسا، ثم اسجد حتى تطمئن ساجدا، ثم ارفع حتى تستوي قائما، ثم افعل ذلك في صلاتك كلها» رواه البخاري ومسلم

От Абу hурайры и Руфа‘ат бин Рафи‘а, да будет доволен ими Аллаh, передается: что Пророк, мир ему и благословение, сказал тому, кто совершал намаз плохо: «Когда встанешь на молитву, скажи: “Аллаhу Акбар”, потом прочти, что сможешь, из Корана, потом соверши поясной поклон, и оставайся в таком положении, пока не успокоишься в нём. Потом выпрямись полностью, а затем соверши земной поклон и оставайся в таком положении пока не успокоишься в нем, затем выпрямись сидя и оставайся в таком положении пока не успокоишься в нем, после этого опять соверши земной поклон и оставайся в таком положении, пока не успокоишься в нём. Затем подними голову и оставайся в таком положении, пока не успокоишься сидя. Потом опять соверши земной поклон и оставайся в таком положении, пока не успокоишься в нём, и поступай так во время всей своей молитвы»[Аль-Бухари 757, Муслим 883].

Этот хадис является доводом также обязательности других составных частей: для чтения «Аль-Фатихи; поясного поклона; и‘тидаля; земных поклонов; сидения между земными поклонами.

Обязательные действия

— Произносить слова «Аллаhу Акбар»

Обязательно тому, кто в состоянии говорить, произнести слова «Аллаhу Акбар», и основой этому является хадис:

«Совершайте молитву так, как вы видели меня совершающим ее» [Аль-Бухари, 631].

Те, кто не в состоянии говорить, в том случае, если они знают, как это делать, шевелят губами и ставят язык так, как обычно ставят при произношении такбира (имитируя произношение), а если не знают, то делают сердцем [«Тухфат-уль Мухтадж» 182/1].

Не влияет на действительность такбира добавление букв, не меняющих смысла такбира, как например: «Аллаh-уль Акбар», с добавлением артикля «алиф-лям», также с добавлением атрибутов Всевышнего, как «Аллаh-уль Жалилю Акбар» или «Аллаhу Акбару ва Ажаллю». Также разрешается добавить и все остальные атрибуты Всевышнего Аллаhа, но с условием, чтобы не было удлинения [1].

Если же добавить слово, не являющееся одним из атрибутов Всевышнего Аллаhа, как например, «Аллаhу hува Акбару» или удлинить[2] атрибут Всевышнего Аллаhа словами: «Аллаhу ллязи ля иляhа илля hув-аль Малик-уль Куддусу Акбар», то такой такбир не засчитывается из-за перехода границ такбира.

Также, «такбиратуль ихрам» не засчитывается в следующих случаях:

— Если пропустить букву из «Аллаhу Акбар»;

— Если затянуть молчание между словами такбира[3]. Однако, на действительность такбира не влияет небольшое молчание, достаточное для вдыхания воздуха.

— Если добавить букву, меняющую смысл такбира;

Например, если добавить лишний звук, подобно удлинению «hамзы»[4] в слове «Аллаhу», такбир не засчитывается. Это же касается и добавления буквы «Алиф» после буквы «Ба» в слове «Акбар». Таким образом, получается удлинение буквы «Ба» в слове «Акбар», что является недопустимым, потому что полностью меняется смысл слова.  

То же самое и с добавлением буквы «Вав» перед словом «Аллаh»[5] и после него. Во втором случае получается удлинение буквы «hа» в слове «Аллаh»[6], что является недопустимым. Так же добавление «Вав» между словами «Аллаh» и «Акбар», когда получается «Аллаhу ва Акбар» — является недопустимым. Как указывается выше, все эти варианты не засчитываются.

— Если удлинить букву «лям» в слове «Аллаh» больше чем на семь алифов [«И‘анату-т-Талибин» 156/1].

— Если поменять местами слова «Аллаhу» и «Акбар», чтоб получилось «Акбару Аллаh».

Является сунной не огласовывать букву «ра» в слове «Акбар», то есть сказать «Аллаhу Акбар»[«Тухфат-уль Мухтадж» 181/1]. Однако на действительность такбира не повлияет, если сказать «Аллаhу Акбару» с огласовкой последней буквы [Об этом говорится в «Хашият аш-Ширвани» 167/2, ссылаясь на «Ниhаят-уль Мухтадж»].

— Связывать намерение с такбиром

Является обязательным, чтобы намерение для намаза, сердцем и со всеми её условиями, было от начала произношения вступительного такбира и не прекращалось до его (такбира) завершения.

Есть также мнение, согласно которому достаточно, чтобы намерение было только в начале произнесения такбира, и не должно продолжаться до конца такбира. Об этом пишет Имам ан-Навави в «Минhаджу-т-Талибин» с. 96.

В случае, если человек затрудняется делать намерение в соответствии с первым вариантом, или у него начинают проявляться васвасы (наущения шайтана), ему можно последовать за вторым мнением.

— Произносить «такбир» так, чтобы было слышно самому

Обязательно произнести вступительный такбир, как и остальные словесные составные части намаза[7] таким образом, чтобы услышать самому. Если же не получается расслышать, например, из-за шума, то не является обязательным слышать то, что произносишь, но является обязательным произнести таким образом, как было бы слышно в обычной обстановке.

Если же человек глухой, то он обязан, при произношении такбира, повысить голос, таким образом, что, если бы он был слышащим, то мог бы расслышать этот свой такбир [«Фатх-уль Му‘ин» с.95, «И‘анату-т-Талибин» 157/1].

— Произносить такбир стоя

В том случае, если человек в состоянии стоять.

— Произносить такбир, повернувшись в сторону киблы

Итак, мы перечислили обязательные действия вступительного такбира, при несоблюдении которых наш вступительный такбир, как и сам намаз, не будет действителен.

Далее мы перечислим желательные действия (суннаты) вступительного такбира.

Суннаты вступительного такбира

— Не укорачивать и не удлинять такбир

Желательно молящемуся не укорачивать[8] такбир так, чтоб было трудно разобрать (сказанное), и не удлинять чрезмерно. Напротив, следует произнести слова ясно, и быстрота более предпочтительна, чем удлинение, чтобы намерение не ушло (из сердца, по причине удлинения).

— Имам произносит такбир громко

Имаму желательно громко произносить вступительный такбир, а также такбиры, читаемые при переходах между столпами намаза. Цель громкого чтения такбиров в том, чтобы маъмумы слышали и знали переходы и действия имама и могли следовать за ним.

Маъмумам же и тем, кто совершает намаз самостоятельно, желательно произносить вступительный такбир про себя. Минимальная громкость произнесения такбира — чтобы было слышно самому себе, как об этом сообщалось ранее.

— Поднимать руки

Во время вступительного такбира является сунной как мужчинам, так и женщинам, поднимать руки [«Ниhаят-уль Мухтадж» (с хашиятами) 541/1]. Это касается также и тех, кто совершает намаз сидя или лежа.

Форма поднятия рук по сунне:

Поднять руки так, чтоб кончики пальцев рук были на уровне ушей, а большие пальцы на уровне мочек ушей, и руки на уровне плеч (запястья напротив плеч). Чтоб ладони в оголенном виде, были направлены в сторону Киблы, немного размыкая пальцы рук [9].

Основой этому является достоверный хадис от Ибну ‘Умара, да будет доволен им Аллаh:

عن ابن عمر رضي الله عنهما: أن النبي ﷺ «كان إذا افتتح الصلاة رفع يديه حذو منكبيه» رواه مسلم وأبو داود والترمذي

«Поистине, Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, когда начинал читать намаз, поднимал свои руки до уровня плеч»[Муслим 859, Абу Дауд 721, ат-Тирмизи 255].

Под словом «до уровня плеч» приводимой в хадисе, подразумевается вышеупомянутый вариант[10]. Об этом Имам ан-Навави в своем шархе на «Сахих Муслим», пишет:

«Что касается поднятия рук в намазе, достоверным словом Имама Шафии и большинства ученых является, что молящийся поднимает руки на уровне плеч таким образом, чтобы кончики пальцев были напротив верхней части ушей, а большие пальцы напротив мочек ушей, а ладони на уровне плеч (запястья были на уровне плеч). Это и есть смысл выражения «на уровне плеч». Этим методом Имам Шафии объединил все версии хадисов относительно поднятия рук в намазе, и люди приняли его».

Подобное пишется и в книге «Фатх-уль Бари», 287/1.

Имам Навави в другой в своей книге под названием «Равзату-т-Талибин» пишет:

«Поднятие рук во время вступительного такбира является желательным действием. Сильным мнением считается то, что поднимают руки таким образом, чтобы кончики пальцев находились на уровне ушей, а большие пальцы на уровне мочек ушей, а руки (кисти рук) на уровне плеч. Это и есть смысл выражения Имама Шафии и его последователей «Их поднимают до уровня плеч»»[11].

Подобное пишется и в остальных книгах Шафи‘итского мазhаба[12].

— Поднимать руки вместе с произнесением такбира

Желательно, чтобы с началом произнесения такбира поднимались и руки, и чтобы такбир завершился пока руки подняты, затем их плавно отправляют под грудь. Предпочтительно не отпускать их по швам, чтобы после сложить под грудью, а сразу ставить под грудь.

Если не получается поднять обе руки, поднимают ту, которую можно поднимать. Если отрезано запястье, тогда поднимают предплечье. А если отрезано от локтя, то поднимают ‘азуд (рука от плеча до локтя).

Поднимать руки в намазе желательно в четырех местах: при вступительном такбире; перед поясным поклоном; после поясного поклона, выпрямляясь; при подъеме после первого «Ташаhhуда»[«Фатх-уль Му‘ин» с. 96].

 

 

 

 

 


[1] Между словом «Аллаh» и «Акбар».
[2] Тремя и больше словами («Хашият аш-Ширвани» 171/2)
[3] Между словом «Аллаh» и «Акбар».
[4] Так сказать, буквы «А».
[5] Получится «ВаЛлаhу Акбар».
[6] Получится «АллаhУ», удлинив букву «У».
[7] «Аль-Фатиха», «ат-Тахийят», первый салям.
[8] Имеется ввиду не произносить слишком быстро.
[9] По мнению Ибну Хаджара направлять кончики пальцев в сторону киблы не является желательным, имам Рамли же считает, что это желательно («И‘анату-т-Талибин» 157/1, «Манhадж-уль Кавим» с.186, «Ниhаят-уль Мухтадж» 541/1).
[10] Поднять руки таким образом, чтоб кончики пальцев рук были на уровне ушей, а большие пальцы на уровне мочек ушей, и руки на уровне плеч (запястья напротив плеч).
[11] То же самое ан-Навави пишет и в книге «аль-Мажмуъ» 3/264.
[12] В таких, как «Тухфатуль Мухтадж», «Ниhаят-уль мухтадж», «аль-Бужайрами», «Фатх-уль ‘Аллям», «Фатх-уль Му‘ин», «Мугн-иль Мухтадж», «И‘анату-т-Талибин» и т.д.

Намаз по сунне | Поясной поклон | Almasjid
2016-11-23 19:29:13
[…] хадис, приведенный ранее, в прошлой […]
Намаз по сунне | Намерение | Almasjid
2018-01-31 12:04:23
[…] Прочитать про «Такбират-уль ихрам» […]
Яндекс.Метрика