Статьи намаз

Намаз по сунне | Аль-фатиха | Вторая часть

oooooooooooooooooooooo

— Дуа аль-ифтитах

Сунной является имаму, маъмуму (молящийся за имамом) или же тому, кто совершает намаз индивидуально, «дуа аль-ифтитах» (ваджахту) читать про себя (чтоб было слышно самому себе) после вступления в намаз, в обязательных или желательных намазах (исключением является джаназа-намаз).

Желательно после вступительного такбира прочитать:

الله أكبر كبيرا والحمد لله كثيرا وسبحان الله بكرة وأصيلا

Транскрипция: «Аллаhу Акбару кабира, вальхIамду лилЛяhи касира, ва субханалЛаhи букрата-в-ваасыля»[1].

Основой этому является хадис:

عن ابن عمر رضي الله عنهما قال: بينما نحن نصلي مع رسول الله ﷺ إذ قال رجل من القوم «الله أكبر كبيرا والحمد لله كثيرا وسبحان الله بكرة وأصيلا» فقال رسول الله ﷺ: «من قائل كلمة كذا وكذا؟»، قال رجل من القوم: «أنا يا رسول الله»، قال: «عجبت لها فتحت لها أبواب السماء» أخرجه مسلم

От Ибну Умара, да будет доволен ими Аллаh, передается: «Когда мы совершали намаз вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаhа, кто-то из людей прочитал «Аллаhу акбару кабира, вальхIамду лилЛяhи касира, ва субханалЛаhи букрата-в-ваасыля», затем Пророк, мир ему и благословение Аллаhа, спросил: «Кто произнес эти слова?», тогда тот человек ответил: «я, о, Посланник Аллаха», Пророк, мир ему и благословение Аллаhа, сказал: «Я изумлен этими словами, им открылись двери небес»[2].

«Дуа аль-ифтитах» лучше всего читать в той форме, которую передал Али ибн Абу Талиб от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаhа).

عن علي بن أبي طالب كرم الله وجهه: أن النبي كان إذا قام الى المكتوبة كبر، وقال: «وجهت وجهي للذي فطر السماوات والأرض حنيفا مسلما، وما أنا من المشركين، إن صلاتي، ونسوكي، ومحياي ومماتي لله رب العلامين، لا شريك له، وبذلك أمرت، وأنا من المسلمين»، وفي رواية: «وأنا أول المسلمين» رواه مسلم وأبو داود والبيهقي

«От Али, да будет доволен им Аллах, передается что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) становился на обязательную молитву, то произносил такбир, а после читал:

«Ваджаhту ваджhия лиллязи фатIара ссамавати валь арза хIанифан муслиман, вама ана мин-аль мушрикин, инна салати ва нусуки, вамахйяя вамамати лилЛяhи Раббиль гIалямин, ля шарика ляhу, вабизалика умирту, ваана миналь муслимин» [3], а в некоторых источниках передается: «…ва ана аввал-юль-муслимин»»[4].

Маъмуму  желательно поторопиться с чтением и ограничиться только на вышеприведенном дуа, чтобы послушать как имам читает суру «аль-Фатиха», в тех намазах в которых имам читает «аль-Фатиху» вслух.

Мунфариду[5] и имаму – если джамаат (коллектив молящихся) не против[6] и если этот «джамаат махсурин»[7] — желательно после дуа «аль-Ифтитах» прочитать еще и эту мольбу:

اللهم أنت الملك لا إله أنت، انت ربي، وأنا عبدك، ظلمت نفسي، واعترفت بذنبي، فاغفرلي ذنوبي جميعا، إنه لا يغفر الذنوب إلا أنت، وهدني لأحسن لأخلاق، لا يهدني لأحسنها إلا أنت، واصرف عني سيئها، لا يصرف عني سيئها إلا أنت، لبيك وسعديك، والخير كله في يديك، والشر ليس إليك، تباركت وتعاليت، أستغفرك وأتوب إليك

Транскрипция: «Аллаhумма Анта аль-Малику ля Иляhа илля анта, Анта Рабби, ваана гIабдука, залямту нафси, вагIтарафту бизанби, фагъфирли зунуби жамигIа, иннаhу ля ягъфиру-з-зунуба Илля Анта, ваhдини лиахIсан-иль-ахлакъ, ля яhдини лиахIсаниhа илля Анта, васриф гIанни сайиаhа, ля ясрифу сайиаhа илля Анта, ляббайка васагIдайка, вальхайру куллюhу фи ядайк, ва-ш- шарру ляйса илайк, табаракта ватагIаляйта, астагъфирука ва атубу иляйка»[8].

Чтение «дуа аль-Ифтитах» не является желательным в следующих случаях:

— Если есть боязнь что наступит время следующего намаза;

Если есть вероятность, что чтение ваджагьту затянет совершение, например, обеденного намаза до наступления времени предзакатного намаза, то в этом случае чтение ваджагьту не является желательным.

— Если есть боязнь, что не успеет прочитать полностью «аль-Фатиху» вместе с имамом;

Также желательно прочитать дуа «аль-Ифтитах» если маъмум уверен, что он успеет завершить чтение суры «аль-Фатиха» пока имам пойдет на поясной поклон, а в противном случае не является желательным.

— Если человек совершает джаназа-намаз;

— Если масбук (опоздавший) присоединился к коллективному намазу, когда имам находится не в положении стоя;

Желательность чтения дуа аль-Ифтитах в коллективном намазе имеет место только во время стояния (стояние в котором читается «аль-Фатиха»). Например, если масбук  присоединится к коллективному намазу, когда имам находится в положении стоя (при чтении «аль-Фатихи»), и это в том случае, если он предполагает, что успеет прочитать «аль-Фатиху» до того, как имам пойдет на поясной поклон. Также, если он присоединится когда имам находится в последнем ташаххуде (ат-тахиййят), и если имам даст салям до того как масбук — после вступления в намаз – сядет, то тогда масбуку желательно прочесть дуа. Также, если имам на первом ташаххуде и если имам встанет на третий ракаат пока масбук не сядет, то тогда масбуку желательно прочесть дуа аль-Ифтитах, если он успевает прочесть аль-Фатиху вместе с имамом.  

Если же он присоединится в другом положении, желательность чтения этого дуа отпадает.

— Если прочитали «таавуз» (агlузу билЛяhи мина-ш-шайтани ар-раджим) или что-либо из «аль-Фатихи»;

Также желательность чтения ваджагьту отпадает, если он, после вступления в намаз, произнес – даже если ненамеренно — Таавуз  или же вступил к чтению «аль-Фатихи» (включая БисмилЛягь). А если же он прочитал что-либо из упомянутого, то ему не является желательным возвратиться к чтению ваджагьту.

Чтение ваджагьту желательно, даже если он боится, что упустит чтение суры после «аль-Фатихи» при коллективной молитве. Также желательность чтения ваджахту остается если даже произнесли «амин» вместе с имамом после завершения им чтения «аль-Фатихи»[9].

— Тааввуз[10]

Желательно после прочтения дуа «аль-Ифтитах» — даже если дуа аль-Ифтитах не прочитано — и до вступления к чтению «аль-Фатихи» произнести тааввуз и является нежелательным оставлять прочтение его.

Основой этому является аят Корана:

«قوله تعالى: «فإذا قرأت القرأن فاستعذ بالله من الشيطان الرجيم

Смысл: «Когда ты читаешь Коран, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаха»[11].

«Тааввуз» считается посредством любых слов (на арабском), которые содержат смысл предостережения от Сатаны.

Основой этому является хадис:

أن رسول الله ﷺ كان يقول إذا إفتتح الصلاة: «اللهم إني أعوذ بك من الشيطان الرجيم من همزه ونفخه ونفثه» رواه ابن ماجه

«Пророк, мир ему и благословение Аллаха, когда вступал в намаз произносил: «Аллаhумма инни агIузу бика мина-ш-шайтани-р-раджим мин hамзигьи ванафхиhи ванафсиhи»»[12].

Но предпочтительным является: «Аузу билЛяхи мина шшайтани р-ражим», так как эта формулировка соответствует коранической.

Допускается также: «Аузу билЛяхи ас-Самииль Алим мина-ш-шайтани ар-раджим».

Желательно произносить тааввуз про себя[13], в независимости, является намаз «Сиррият»[14], или «Джахрият»[15].

Тааввуз желательно читать в каждом ракаате (цикл молитвы), особенно желательно читать ее в первом ракаате по единогласному мнению ученых[16].

Желательно произносить «тааввуз» во всех обязательных и желательных намазах, или молитвах данного обета, каждому совершающему намаз: имаму, маъмуму или совершающему намаз индивидуально, женщине, мужчине, ребенку, дома или в сафаре, совершающему намаз стоя, сидя или лежа, или тому, кто на поле битвы.

Также, желательно произнести «тааввуз» в заупокойном намазе (джаназа-намаз).

Произнесение «тааввуза» не будет желательным, если вступили к чтению «аль-Фатихи» — даже если это получилось ненамеренно – или если из-за чтения таввуза полностью весь намаз не будет совершен в свое время т.е. при совершении, например, обеденного намаза, может наступить время послеобеденного. Также произношение тааввуза в намазе не является желательным для чтения аята после «аль-Фатихи»[17].

— Произнесение слова «Амин»

Следующей сунной является произнесение слова «Амин» после чтения «аль-Фатихи» — в намазе или вне намаза, но в намазе является более желательным — сделав небольшую паузу[18].

Основой этому является хадис от Ваиль бин Худжра, да будет доволен им Аллах:

عن وائل بن حجر قال: «صليت خلف رسول اللهفلما قال: «ولا الضّالين» قال: آمين، ومدّ بها صوته» رواه أبو داود والترمذي   

«Я совершал намаз за Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и когда он прочитал “Не путем тех, на кого пал гнев, и не путем заблудших” Он нараспев сказал «Амин»»[19].

Желательно произносить «амин» громко – из мужчин имаму, маъмуму (если слышит чтение имама) или тому, кто совершает намаз индивидуально — в тех намазах, в которых «аль-Фатиха» читается громко[20].

Женщинам является желательным произносить амин про себя, будь то намаз сиррият или джахрият, в том случае если чужой мужчина[21] может услышать. Если же она одна или рядом махрам[22] то ей желательно произнести амин средним образом[23].

Желательно также произносить «амин» вместе с имамом, в тех намаз в которых «аль-Фатиха» читается громко, если слышно чтение имама.

Основой этому является хадис:

لخبر «إذا أمّن الإمام فأمنوا، فإن وافق تأمينه الملائكة غفر له ما تقدّم من ذنبه» أخرجه البخاري ومسلم

«Если имам сказал: “Амин”, то и вы говорите: “Амин”. Поистине, тому из вас, кто произнесет это слово вместе с ангелами, будут прощены совершенные им ранее (малые) грехи»[24].

Имам аш-Шафии в книге «аль-Умм» пишет, что произнести после «амин» слова «Раббаль гIалямин» или же любой другой зикр является хорошим делом[25].

— Прождать паузу

Является желательным прождать паузу на время достаточное для произнесения «СубхIаналЛаh» между «Амин» и чтением желательной суры, также между сурой (если прочли) и произнесением такбира для поясного поклона[26], между вступительным такбиром и чтением «Дуа аль-Ифтитах», также между «дуа аль-Ифтитах» и произнесением «тааввуза», между произнесением таввуза и произнесения «БисмилЛяh»[27].

— Чтение аятов Корана после «аль-Фатихи»

Следующей сунной является чтение аятов Корана после «аль-Фатихи» в первых двух ракаатах[28]. Аслу суннат[29] будет считаться исполненным если прочесть хоть один аят. Предпочтительным является чтение не меньше трех аятов. Является нежелательным оставление чтения аятов Корана после «аль-Фатихи».

Чтение суры после «аль-Фатихи» является сунной имаму, и тому, кто совершает намаз индивидуально, без разницы будь то намазы «джахрият» или же «сиррият». Также, сунной является и маъмуму в том случае если это намазы «сиррият», или если они являются «джахрият», но маъмум не слышит чтение имама, или слышит звуки, но не может разобрать[30]. А если это намаз «джахрият» и муъмум слышит имама, то ему не является сунной читать аяты после «аль-Фатихи», напротив, сунна – слушать чтение имама.  

Для тех, кто читает аят Корана из середины какой-либо суры, является сунной произнести «БисмилЛягь»[31], так утверждает имам аш-Шафии[32].[33]

Аслу сунна будет считаться исполненной если прочитать одну и ту же суру, если даже знаете другую. Также, если повторно прочитать «аль-Фатиху», вместо суры, если не знаете другую, но если знаете тогда аслу сунна не будет считаться исполненной[34].

Чтение полноценной суры – кроме тех случаев в которых показаны определенные аяты – ценнее чем чтение некоторой части из какой-либо длинной суры, если даже часть из суры больше чем та полноценная сура. 

Если прочитать аяты Корана до «аль-Фатихи» то сунна не будет считаться исполненной, напротив это нежелательно.

Является сунной татвиль[35] аятов Корана в первом ракаате после «аль-Фатихи» чем во втором, кроме определенных моментов в которых указан татвиль чтения во втором ракаате[36].

Также является сунной придерживаться тартиба[37] в чтении сур из Корана, например, после того как прочитали суру «Ад-Духа» в первом ракаате желательно во втором ракаате прочитать суры которые идут после нее, а не до нее, к примеру, суру «Курейш».

Также желательно соблюдать мувалат[38] между сурами т.е. прочитав, например, суру «ад-Духа» в первом ракаате, во втором ракаате желательно прочитать суру которая идет сразу после нее т.е. «аль-Инширах». Если же последующая сура длиннее, чем предыдущая, то нет ничего предосудительного в оставлении этой суры, в этом случае оставляют эту суру и читают другую, которая покороче чем предыдущая, так как оставление татвиля, является противоречивым сунне.

Если получится ситуация, в которой предстоит выбор между тартибом и татвилем, например, прочитав суру «аль-Ихляс» в первом ракаате, как поступить во втором ракаате, прочитать суру «аль-Фалак» следуя тартибу или суру «аль-Кавсар» следуя татвилю? Более правильный вариант первый, т.е. чтение суры «аль-Фаляк», об этом сказал Ибну Хаджар в «Тухфат-уль Мухтадж»[39].   

Буджайрами сказал, что достоверное мнение это, во втором ракаате, прочитать некоторую часть из суры «аль-фаляк», меньше чем сура «аль-Ихляс», таким образом тут соблюдается и тартиб и татвиль[40].

Является сунной — для хазыра[41] и который совершает намаз индивидуально, а также имаму джамаата махсурин[42] которому они дали согласие на удлинение – в утреннем намазе после «аль-Фатихи» прочитать длинные суры которые находятся между сурами «Аль-Худжурат» и «Ан-Набаъ», а короткие из них на обеденном намазе. На предзакатном и ночном намазах желательно прочитать суры, которые находятся между сурами «ан-Набаъ» и «ад-Духа». На вечернем намазе суры находящиеся между сурой «Ад-Духа» и до конца Корана.

На первом ракаате утреннего намаза в день пятницы является сунной прочесть после «аль-Фатихи» суру «Ас-Саджда», на втором суру «аль-Инсан». Если даже маъмумы не дают согласие.

В хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, говорится:

عن أبي هريرة قال: «كان النبي ﷺ يقرأ في الجمعة في صلاة الفجرالسجدة والإنسان» أخرجه البخاري   

«Пророк, мир ему и благословение Аллаха, на утреннем намазе пятничного дня читал суру «ас-Саджда» и «аль-Инсан»»[43].

Суру «аль-Джумуа» желательно прочесть в первом ракаате пятничного намаза, а также в первом ракаате ночного намаза в день пятницы. Суру «аль-Мунафикун» желательно прочесть во втором ракаате пятничного намаза, а также во втором ракаате ночного намаза в день пятницы. Или суру «аль-Аъля» в первых ракаатах, и «аль-Гашия» во вторых (в обеих, вышеприведенных намазах).

Суру «Аль-Кафирун» желательно прочитать – а также постоянствовать в чтении — в первом ракаате вечернего намаза в день пятницы, а также путнику на утренних намазах[44], и суру «Аль-Ихляс» во вторых ракаатах[45].   

— Читать вслух  

Сунной является для имама и того, кто совершает намаз индивидуально читать «аль-Фатиху» и аяты Корана вслух[46] в двух ракаатах утреннего намаза, а также в первых двух ракаатах вечернего и ночного намазов. Также в двух ракаатах пятничного намаза. Также сунной является читать громко в двух ракаатах праздничных намазов[47], в намазе прошения дождя (истиска), без разницы ночью совершается намаз или днем, в таравих намазах, также витру намазы в месяц Рамадан, если даже не совершается таравих. Также, «аль-Фатиха» и аяты Корана после «аль-Фатихи» читаются громко в намазах затмения луны, а в намазе затмения солнца желательно читать тихо. Также в суннат намазах тавафа, в том случае если он совершается ночью или утром.

Также, в возмещаемых намазах, если они возмещаются во время ночи т.е. от заката солнца до восхода, если даже возмещаемые намазы являются намазами в которых «Аль-Фатиха» и аяты Корана читаются тихо, например, обеденный намаз. Если же намазы возмещаются в дневное время т.е. от восхода солнца до заката, то в этих намазах «аль-Фатиха» и атяы Корана читаются про себя. Отсюда понимается что если человек проспал утренний намаз, возмещая его в дневное время аль-Фатиху не читает громко. А если же возмещаются праздничные намазы, то тогда читается громко, вне зависимости от времени возмещения намаза[48].

В суннат мутлак[49] намазах желательно читать про себя если он совершается днем, и средним образом, если совершается ночью.

Женщинам[50] желательно не читать громко, если их могут услышать чужие мужчины, если же нет такой вероятности, то они читают чуть повысив голос, те вещи которые желательно читать громко. Женщинам является харамом читать громко если от этого есть боязнь фитны (получение удовольствий или появление похоти у мужчинам от прослушивания чтения женщины и т.д.), хоть это и не нарушает намаз[51].

— Произнесение такбира  

Желательно имаму, маъмуму и тому, кто совершает намаз индивидуально, произносить такбир между каждыми движениями, когда совершаешь поясной или земной поклон, поднимаешься с земного поклона и т.д. Не является сунной произносить такбир когда поднимаешься с поясного поклона, напротив, желательно произнести: «СамигIалЛаhу лиман хIамидаh» а когда уже выпрямились желательно произнести: «Раббана лякаль хIамд».

Желательно растягивать такбир, от начала движения до завершения его, например, произнесение такбира от начала подъема с земного поклона до выпрямления.

Желательно произносить такбир громко имаму, нежелательно маъмуму и тому, кто совершает намаз индивидуально.

— Поставить руки под грудью

В книге «Тухфат-уль мухтадж»[52] и «Мугниль мухтадж»[53] пишется, что является желательным после поднятия рук опустить их плавным образом под грудь, таким образом, чтоб они находились ниже груди и выше пупка, положив правую руку поверх левой руки, при этом обхватив правой рукой кисть левой руки, часть запястья и предплечья.

Основой этому является хадис от Ваиль бин Худжра, да будет доволен им Аллах:

عن وائل بن حجر رضي الله عنه قال: «قلت: لأنظرنّ إلى صلاة رسول الله ﷺ كيف يصلي، فنظرت إليه، وقد وضع يده اليمنى على ظهر كفه اليسرى والرسغ والساعد» رواه أبو داود بإسناد صحيح 

«Как-то раз я сказал: «Я посмотрю как совершает намаз Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и я посмотрел: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в намазе поставил свою правую руку на тыльную часть левой руки, на запястье и предплечье»[54].

Подобное пишется и в книге «Маджмуъ», «Равзату-т-Талибин» и т.д.

Хвала Аллаху, господу миров[55].

 

 

 


[1] «Шарх-уль мафруз» с. 292
[2] Муслим 601
[3] Муслим 57/6, Абу Дауд 175/1, Байхаки 32/2
[4] Муслим 60/2
[5] Тот, кто совершает намаз индивидуально.
[6] По мнению Ибну Хаджара они должны дать согласие словами, а по мнению Рамли словами или достаточно устное, если известно ихнее согласие («Ианату-т-Талибин» 171/1).
[7] Постоянное количество людей в джамаате, к примеру, в джамаат-намазе постоянно присутствует десять человек; это не касается тех джамаатов, в которых количество участников постоянно меняется.
[8] «Хашият Ширвани» 197/2, «Мугн-иль мухтадж» 239/1
[9] «Мугн-иль Мухтадж» 240/1, «Ианату-т-Талибин» 170/1
[10] Чтение слов смысл которых предостережение от Шайтана.
[11] «Ан-Нахл» аят 98
[12] Ибну Маджа 807
[13] Таким образом, чтоб слышал сам себя.
[14] Намазы в которых «аль-фатиха» и аяты читаются тихо.
[15] Намазы в которых «Аль-Фатиха» и аяты читаются громко, далее идет подробное описание.
[16] «Тухфат-уль Мухтадж» 201/2
[17] «Шарх-уль мафруз» с. 295
[18] Т.е. сделав паузу после прочтения «аль-Фатихи» на время достаточное для произнесения слова «СубхIаналЛаh».
[19] Ат-Тирмизи 248, Абу Дауд 1024
[20] Т.е. в двух ракаатах утреннего намаза, также в первых двух ракаатах вечернего, ночного, также в двух ракаатах остальных выше упомянутых намазов.
[21] Те из мужчин, при прикосновении к которым нарушается омовение.
[22] Те, кто не имеет право на ней жениться.
[23] «Шарх-уль Мафруз» с. 294
[24] Аль-Бухари 780, Муслим 914
[25] Ибну Хаджар аль-Хайтами «Тухфатуль Мухтадж» 225/2
[26] А если не прочли, то желательно делать паузу между «аль-Фатихой» и такбиром поясного поклона.
[27] «Тухфат-уль Мухтадж» 239/2
[28] Т.е. в двух ракаатах обязательных намазов, как утреннего намаза, а также в первых двух ракаатах вечернего и остальных намазов. Также желательно чтение и в желательных намазах.
[29] Основа сунны т.е он получает определенное вознаграждение, но не получает вознаграждения как за полноценную сунну.
[30] В этом случае муъмум читает про себя, так чтоб было слышно самому себе.
[31] «БисмилЛяhи-р-РахIмани-р-РахIим»
[32] «Фатх-уль Муин» с. 105. Также на странице 51 пишется: «Является сунной произносить «БисмилЛяhи-р-РахIмани-р-РахIим» для чтения Корана, даже при чтении с середины суры, будь то в намазе или вне намаза»
[33] Также есть мнения ученых, в которых говорится что не является сунной произносить бисмилЛягь во время чтения аятов с середины суры.
[34] «Ианату-т-Талибин» 174/1
[35] Удлинение чтения.
[36] Как чтение в таравих намазах, так как чтение в них длинных аятов из сур, ценнее чем короткие полноценные суры (Мугн-иль мухтадж” 249/1).
[37] Последовательность.
[38] Непрерывность.
[39] «Фатхуль Муин» с. 106
[40] «Ианату-т-Талибин» 176/1
[41] Не являющийся путником.
[42] Постоянное количество людей в джамаате, к примеру, в джамаат-намазе постоянно присутствует десять человек; это не касается тех джамаатов, в которых количество участников постоянно меняется.
[43] Аль-Бухари 851.
[44] Не только в пятницу, но и в другие дни.
[45] «Шарх-уль мафруз» с. 296-297
[46] Так, чтобы рядом стоящий слышал.
[47] Праздничные намазы Курбан Байрама и Ураза Байрама.
[48] Если же сделать наоборот, как прочитать тихо там, где читают громко, и прочитать громко где читают тихо, то это не нарушает намаз, хоть и будет нежелательным («Шарх-уль Мафруз» с. 294).
[49] Намазы-мутлак совершаются как обычные, для них нет специального правила, времени, места, причины совершения, их можно совершить в любое время, кроме периодов, когда совершение намаза является карахатом, то есть нежелательным.
[50] Также и гермафродиты.
[51] «Шар-уль мафруз с. 294
[52] Ибну Хаджар аль-Хайтами, «Тухфатуль мухтадж» 317-318/2
[53] Хатиб аш-Ширбини, «Мугниль Мухтадж» 279/1
[54] Абу Дауд, 167/1, достоверный иснад.
[55] Статья составлена по материалам книг: «Ианату-т-Талибин» 169-181/1, «Шарх-уль Мафруз» с. 292-297, «Мугн-иль Мухтадж» 248-251/1, «Тухфатуль Мухтадж» с хашиятами Ширвани и Убади 194-201/2, «Фатх-уль Муин» с. 102-109.

Яндекс.Метрика