Статьи намаз

Намаз по сунне | Аль-фатиха | Первая часть

yavmyyammm

После произношения такбират-уль ихрам, следующей составной частью намаза является – чтение суры «Аль-Фатиха» (альхам) в каждом рака’ате, независимо от того, является ли намаз обязательным или же желательным, совершаемым индивидуально или же коллективно, читаемым наизусть или же с Корана.

Приведем один из хадисов служащий доводом этому:

عن عبادة بن الصامت رضي الله عنه: أن النبي ﷺ قال: «لا صلاة لمن لم يقرأ بفاتحة الكتاب» رواه البخاري ومسلم

От ‘Убадат бин Самит, да будет доволен им Аллаh, передается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Нет намаза у того, кто не прочитал суру «Аль-Фатиха»[Аль-Бухари 263/1, Муслим 100/4].

«БисмиЛляh»[1] является аятом из суры «Аль-Фатиха» то есть, прочитанная без «БисмиЛляh» сура «Аль-Фатиха» не считается, следовательно, и намаз будет недействительным.

Основой этому является хадис:

روي «أنه ﷺ عدّ الفاتحة سبع آيات، وعدّ بسم الله الرحمان الرحيم آية منها» أخرجه ابن خزيمة والبخاري في تاريخه

«Пророк, мир ему и благословение, посчитал суру «Аль-Фатиха» в семь аятов и «БисмиЛляhи-р-РахIмани-р-РахIим» аятом из нее» [Ибну Хузаймат 493, аль-Бухари в «Тарихе»].

Также «БисмиЛляh» является одним из аятов и для других сур, кроме суры «Бараат»[«Тухфат-уль Мухтадж» 189/1]. По мнению имама Рамли, нежелательно произносить «БисмиЛляh» в начале суры «Бараат», а во время чтения с другого места (то есть, когда начинают чтение не с начала суры) желательно. Ибну Хаджар же считает, что запретно произношение «БисмиЛляh» в начале и нежелательно во время чтения с другого места[2].

Примечание:

«БисмиЛляh» является аятом из суры «аль-Фатиха» с точки зрения хукма (решения в шариате), а не вероубеждения. То есть, не обязательно убеждение, что «БисмиЛляhи-р-РахIмани-р-РахIим» является аятом из «аль-Фатихи» и других сур, напротив, человек не впадает в неверие, если будет отрицать это. Но является обязательным убеждение в том, что «БисмиЛляhи-р-РахIмани-р-РахIим» является аятом из Корана, и попадает в неверие тот, кто будет отрицать это [«И‘анату-т-Талибин» 163/1].

Обязательные части суры «аль-Фатиха» и ошибки, которые часто допускаются при ее чтении

— Читать так, чтоб было слышно самому себе

— Читать со всеми ташдидами

Суру «Аль-Фатиха» обязательно читать с ташдидами, а их в суре «аль-Фатиха» четырнадцать, три в «БисмиЛляhи-р-РахIмани-р-РахIим», и одиннадцать в остальной части суры.

— Читать с махраджем

Также обязательно читать суру «аль-Фатиха» с махраджем, с правильным произношением звуков всех букв. Если читающий суру «аль-Фатиха» в состоянии отличить данные буквы и научится правильно их произносить, но вместо (ض) произнесет букву (ظ), то его намаз будет недействительным, согласно самому достоверному мнению.

Также намаз будет недействителен, если в суре «аль-Фатиха» допустить ошибку, меняющую смысл слова, например, произношение слова «Ан‘амта» с касрой[3] или даммой в букве «та» (получится «ан’амти» или «ан’амту»)[4], или же слово «Ийяка» произнести с касрой в букве «Каф» (получится «ийяки»), а если произнести это слово с «даммой», то это не вредит чтению.

Все вышеперечисленное, если произнесено преднамеренно, со знанием, что это запрещено, нарушает намаз. Если же ненамеренно, то тогда будет недействительно только чтение суры «аль-Фатиха». Следовательно, ее обязательно прочесть заново с самого начала, в том случае, если ошибку не исправили сразу и прошло длительное время. А в случае, если ошибку исправили сразу, то нет нужды читать суру «аль-Фатиха» заново. Тот, у кого нет возможности научиться правильно произносить звуки, или же он не в состоянии, чтение суры «аль-Фатиха» в таком виде считается действительным.

Также, если человек вместо буквы «ХIа» в слове «АлхIамдулиЛляh» произнесет «hа» (получится «АльhамдулиЛляh) или же вместо буквы «Къаф» в слове «Мустакъим» букву «Каф» (получится «Мустаким»), то чтение суры «аль-Фатиха» будет недействительно, как и сам намаз, если ошибку не исправили сразу или не прочитали суру заново.

Человек впадает в неверие, если преднамеренно, зная смысл слова «Ийяка» («и только лишь тебе»), прочитает его без ташдида (получится «Ияка»), что без ташдида будет означать «солнечный свет». Соответственно, смысл будет: «И только лишь солнечному свету мы поклоняемся, и у него одного лишь просим о помощи».

Запрещается (харам) останавливаться на некоторое время между буквами «син» и «та» в слове «Наста’ин» (получится «Нас та‘ин») [«Фатх-уль Му‘ин» с. 100.].

Не вредит действительности чтения суры «аль-Фатихи» ошибка, которая не меняет смысл слова, например, произнесение слова «на‘буду» с «фатхой» в букве «даль» (получится «на’буда»), но является запрещенным произносить ее таким образом, и будет нежелательно произнести так ненамеренно.

— Последовательность (тартиб) аятов

— Непрерывность чтения (мувалат)

Обязательно читать суру «аль-Фатиху» непрерывно, то есть, без срывов и пауз между ее аятами, дольше, чем нужно для вздоха или зевания.

В «Тухфат-уль Мухтадж» 197/1, ссылаясь на книгу «аль-Мажму’» пишется, что желательно не делать паузу после слова «Ан’амта ‘аляйhим» в «аль-Фатихе».

Непрерывность нарушается и суру «аль-Фатиха» обязательно прочитать заново в следующих случаях:

— Если без шариатской причины сделал паузу между аятами, больше времени, чем достаточного для вдоха, зевания или чихания.
А остановка читающего суру «аль-Фатиха» между аятами для вдоха, зевания или же чихания, не нарушает последовательность, если сразу продолжить чтение.

— Если прочитал зикр во время чтения суры «аль-Фатиха», не являющийся частью намаза. Например, произнесение слов «АлхамдулиЛляh» после того, как чихнули, хоть это и является желательным тому, кто в намазе и вне намаза.

Непрерывность не нарушается и суру «аль-Фатиха» не обязательно читать заново в следующих случаях:

— Если вышеперечисленные моменты – пауза или зикр – получились ненамеренно или по забывчивости (то есть была причина).

— Долгое молчание для того, чтобы вспомнить следующий аят из суры «аль-Фатиха».

— Повторение одного и того же аята в суре «аль-Фатиха».

— Произношение зикра и действия, которые являются частью намаза. Как, например, произнесение слова «амин» вместе с имамом, после того, как имам завершил чтение суры «аль-Фатиха» в тех намазах, в которых «аль-Фатиха» читается громко. Мольба о милости и защите от наказаний, когда имам прочел аят, после которого желательно читать подобные мольбы[5]. Эти мольбы желательно читать тому, кто прочитал аят, тому, кто услышал, также, маъмуму, имаму, будь то в намазе или вне намаза.

В книге «Фатх-уль Му‘ин» на с. 101, пишется: «Если совершающий намаз прочитает аят или услышит аят, в котором упоминается имя Пророка, мир ему и благословение, «Мухаммад», не является желательным читать салават Ему, как об этом дал фетву имам ан-Навави». В «И‘анату-т-Талибине» 166/1, приводится дополнение к этим словам: «И исходя из этого (если прочитать салават) оно нарушает последовательность (т.е. суру «аль-Фатиха» обязательно прочитать заново)…».

Сомнения, связанные с сурой «аль-Фатиха»

Тот, кто засомневался в прочтении (всей) суры «аль-Фатиха» будучи в намазе, обязан ее прочитать снова, потому что основа в том, что он не прочел её. Нет вреда, если сомнения будут после намаза.

Если человек, читая суру «аль-Фатиха» беспечным образом в намазе, например, когда дошел до слов «Сирата-л-лязина», стал сомневаться в прочтении предыдущих аятов, и если он за короткое время не смог точно вспомнить, что читал предыдущие аяты, то он обязан перечитать суру «аль-Фатиха». А если в короткие сроки он вспомнит, что точно прочел эти аяты, то не обязательно ничего возобновлять.

Если человек испытывает сомнения насчет прочтения какой-то определенной части из суры «аль–Фатиха», и если это случилось после завершения чтения суры, то нет в этом вреда. А если это случилось до того, как завершилось чтение суры «аль-Фатиха», и время сомнений было долгим, то он обязан прочесть ее заново.

Если покажется, что оставлена (забыта) определенная часть из суры «аль-Фатиха» до завершения чтения и время сомнений не было долгим (то есть, вспомнил быстро), то необходимо просто прочитать забытое место, и оттуда продолжить чтение суры. Другие словесные составные части намаза в этом решении подобны суре «аль-Фатиха».

 

 

 

 


[1] Аят: «БисмиЛляhи-р-РахIмани-р-РахIим».
[2] «Тухфат-уль Мухтадж» 189/1, «Хашият аш-Ширвани» 205/2, «Ниhаят-уль Мухтадж» (с хашиятами) 559/1, «И‘анату-т-Талибин» 163/1.
[3] Краткие гласные в арабском языке обозначаются не буквами, а огласовками (харака), то есть знаками, которые ставятся над или под согласной буквой. В арабском языке три кратких гласных: «фатха» – а, «касра» – и, «дама» («зама») – у. «Фатха» обозначается наклонной черточкой над буквой (َ), «касра» – наклонной черточкой под буквой (ِ) и «дамма» – значком, похожим на запятую, над буквой (чуть правее) (ُ). Обозначенные таким образом гласные читаются после согласной, над или под которой они стоят.
[4] Ан’амта – и путем тех, которых ты наделил благами. Если же сказать Ан‘амти обращение будет как к женскому полу. Или если сказать Ан‘амту смысл будет — и путем тех которых я наделил благами.
[5] Мольбу о милости словами «Раббигъфир вархIам ва Анта хайру-р-РахIимин» желательно читать после прочтения 70-ого аята из суры «Аль-Анфаль».

Мольбу о прощении грехов словами «Рабби инни а‘узубика миналь ‘азаб» желательно читать после прочтения 71-ого аята из суры «Аз-Зумар».

Мольбу «Баля ва ана ‘аля залика мина-ш-шаhидин» желательно читать после прочтения 8-ого аята из суры «ат-Тин» («И‘анату-т-Талибин» 166/1).

Яндекс.Метрика