Статьи намаз

Намаз по сунне | Последовательность

ВППВПЫПЫП

Тринадцатой составной частью намаза является соблюдение последовательности между составными частями.

Основой этому являются достоверные хадисы, один из них: «Совершайте намаз так, как вы видели меня совершающим его»[1].

Оставление последовательности

Оставление последовательности бывает намеренным и не намеренным, и у каждого свой хукм.

Первое: Намеренное оставление последовательности

Намаз нарушается:

— если совершающий намаз[2] оставит последовательность[3] между физическими составными частями[4], т.е., здесь имеется ввиду совершение одной физической составной части до совершения другой в не последовательной форме, например, когда совершишь земной поклон до совершения поясного.

— если оставить последовательность между физической и словесной составной частью[5], т.е., совершить физическую составную часть до совершения словесной в непоследовательной форме, например, совершить поясной поклон до прочтения «аль-Фатихи».

Намаз не нарушается, но обязательно совершить заново элемент намаза, в своем обязательном порядке:

— если оставить последовательность между словесной и физической составной частью, т.е., совершить (прочитать) словесную составную часть до совершения физической, например, прочитать ташаhhуд до совершения земного поклона.

— если оставить последовательность между двумя словесными составными частями, т.е., совершить (прочесть) одну словесную составную часть до совершения другой (непоследовательно), например, прочитать салават до прочтения ташаhhуда. Как мы ранее написали, это действие намаз не нарушает, но обязательным является совершить элемент намаза заново, т.е., в последнем примере, обязательно прочитать заново ташаhhуд, а потом салават, в противном случае намаз не засчитается[6].

Исключением является салям, т.е., намаз нарушается, если произнести салям до того, как прочитать ташаhhуд.

Второе: Ненамеренное оставление последовательности

Если совершающий намаз[7] ненамеренно оставил последовательность, но потом вспомнил об этом, то тут два момента:

— Если вспомнил до повторения забытой составной части в следующем ракаате

Т.е., если совершающий намаз засомневался или просто вспомнил, о том, что он оставил последовательность, пока он не возвратился повторно к той составной части в следующем ракаате, например, вспомнил, будучи в земном поклоне первого ракаата, что он оставил последовательность между поясным поклоном и аль-Фатихой, в этом случае он обязан быстро подняться и совершить все, как следует, т.е., выпрямиться и совершить поясной поклон, в том случае, если он растянет это действие, раздумывая и т.д., у него намаз нарушается.

То же самое решение касается и того, кто засомневался в выполнении какой-либо составной части или просто вспомнил о том, что не выполнил какую-либо составную часть, до того, как возвратиться к той же составной части в следующем ракаате, например, будучи в земном поклоне, сомневаешься в совершении поясного поклона или вспомнил, что не совершил поясной поклон. В этом случае ты обязан быстро, не раздумывая, выпрямиться и заново совершить поясной поклон, и после – продолжить свой намаз в обычной порядке. Если же промедлить, пытаясь вспомнить, то намаз нарушается. В конце желательно совершить два земных поклона.

Исключением является положение стоя (киям), в котором читают аль-Фатиху: промедление в этом положении не нарушает намаз.

— Если вспомнил после повторения составной части в следующем ракаате

Если совершающий намаз засомневался или вспомнил о том, что оставил последовательность или какую-либо составную часть намаза только после того, как возвратился к той же составной части в следующем ракаате, например, человек вспомнил (или засомневался), находясь на поясном поклоне второго ракаата, что он пропустил последовательность между аль-Фатихой и поясным поклоном в первом ракаате: в этом случае у него не засчитывается то, что он совершил между ними (т.е., между поясным поклоном первого и второго ракаата), и он обязан продолжить свой намаз, как первый ракаат. Т.е., тот ракаат, в котором он находится, у него будет считаться, как первый ракаат, и в конце намаза желательно совершить два земных поклона. Мы привели пример оставления только между первым и втором ракаатом, но подобным образом будет и с остальными ракаатами, т.е., если вы были в третьем ракаате, то совершаете его, как второй и т.д.

Если засомневаться или же вспомнить в конце своего намаза, или же после него, с условием, что не прошло много времени и не совершены действия, нарушающие намаз (в противном случае намаз обязательно совершить заново), что он не совершил земные поклоны в последнем ракаате, обязательно вернуться и совершить два земных поклона, затем прочитать ташаhhуд и в конце, до произнесения саляма, желательно совершить два земных поклона.

В том случае, если пропуск земных поклонов был не в последнем ракаате, и это вспомнилось лишь в конце намаза или же вне намаза (с теми же условиями), нужно подняться и совершить полноценный ракаат, и в конце, до саляма, желательно совершить суджуд-сахви. В том случае, если человек в конце своего намаза или же вне его (с теми же условиями) вспомнил, что пропустил земные поклоны, но не знает точно, в каком именно ракаате – в последнем или же в другом, – то и в этом случае обязательно подняться и совершить полноценный ракаат, и в конце совершить суджуд-сахви.

Если вспомнить или засомневаться в том, что забыл произнести салям, хоть даже и прошло много времени (тут имеется ввиду молча), то обязательно произнести салям, с условием, что не были совершены действия, нарушающие намаз, такие, как разговор, много движений и т.д. После саляма два земных поклона не делаются (суджуд-сахви).

Соблюдение последовательности между желательными действиями является условием для принятия этого желательного действия, а не условием действительности намаза, т.е., оставление последовательности между желательными действиями не нарушает намаз.

Маъмуму, который засомневался или вспомнил, что пропустил составную часть, например, будучи в земном поклоне вспомнил, что забыл совершить поясной, не разрешается возвращаться обратно, напротив, он продолжает намаз за имамом, а после саляма имама, совершает дополнительно один ракаат. Сомнения в намерении нарушают намаз, а что и как – мы, иншаАллаh, разберем позже.

 

Хвала Аллаhу, Господу миров[8].

 

 

 


[1] Бухари 226/1, ад-Дарими 286,1, Ахмад 73/5.
[2] Имам, маъмум, или же тот, кто совершает намаз индивидуально.
[3] Под словом «оставить последовательность» имеется ввиду опережение (в совершении) одной составной части другой составной частью, вне очереди. То же самое и между желательными действиями.
[4] Физические составные части намаза– это те, которые выполняются телом. Среди тринадцати составных частей, физическими являются: намерение, стояние (киям), поясной поклон, иътидаль, два земных поклона, сидение при чтении последнего ташаhhуда, салавата после него и во время саляма.
[5] Словесные составные части намаза – это те, которые совершаются словесно, т.е., читаются, ими являются: такбиратуль-ихрам, аль-Фатиха, последний ташаhhуд, салават после последнего ташаhhуда, первый салям.
[6] «Ианату-т-Талибин» 208/1.
[7] Т.е., имам и тот, кто совершает намаз индивидуально, маъмум сюда не входит.
[8] Статья составлена по материалам книг: «Мугн-иль Мухтадж» 275-277/1, «Тухфатуль Мухтадж» 212-214/1, «Хашият Ширвани» 303-312/2, «Ниhаятуль Мухтадж» с хашиятами Шабраммаллиси и Рашиди 630-637/1, «Фатх-уль Муин» с.123-125, «Ианату-т-Талибин» 208-210/1.

Яндекс.Метрика