Статьи намаз

Намаз по сунне | Стояние

ВЫФАЫАЫАЫАЫАЫАЫАЫ

Третей составной частью намаза является «Киям».

Киям – это стояние в обязательных намазах во время произношения вступительного такбира и чтения суры «Аль-Фатиха». Киям является обязанностью для тех, кто в состоянии стоять сам или же с помощью кого-либо, будь тот (обязательный) намаз своевременным или возмещаемым, совершаемый мужчинами или женщинами, совершеннолетними или же не совершеннолетними.

Основой этому является хадис от ‘Имрана бин Хусейна, да будет доволен им Аллаh, который сказал:

عن عمران بن حصين: كانت بي بواسير فسألت النبي ﷺ عن الصلاة، فقال: «صلّ قائما، فإن لم تستطع فقاعداً، فإن لم تستطع فعلى جنب» زاد النسائي: «فإن لم تستطع فمستلقياً، لا يكلّف الله نفساً إلاّ وسعها» أخرجه البخاري وأبو داود والترمذي وابن ماجه

«У меня была болезнь геморроя, и я спросил Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, насчет намаза, Пророк, мир ему и благословение, ответил: «Совершай молитву стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь и этого, то молись лежа на боку» [Аль-Бухари 1117, Абу Дауд 952, ат-Тирмизи 1231, Ибну Маджаh 1223]. Ан-Насаи добавил: «А если и так не сможешь, то на спине. Аллаh не возлагает на человека ничего, кроме того, что ему по силам».

Разрешается совершать суннат-намаз сидя или лежа на боку, повернувшись лицом в сторону киблы, если даже состояние позволяет стоять. Но тот, кто совершает намаз лежа, обязан сесть во время совершения поясного и земного поклонов.

Основой этому является хадис:

عن النبي ﷺ : «من صلّى قائما فهو أفضل، ومن صلّى قاعداً فله نصف أجر القائم، ومن صلّى نائما — أي مضطجعا – فله نصف أجر القاعد» رواه البخاري وأبو داود والترمذي

«Ценнее совершить намаз стоя, а тот, кто совершил его сидя, получает вознаграждение, равное только половине вознаграждения за намаз, совершенный стоя, а тот, кто совершил его лежа, получает вознаграждение, равное только половине вознаграждения за намаз, совершенный сидя»[Аль-Бухари 1115, Абу Дауд 951, ат-Тирмизи 371].

Не разрешается лежать на спине (в желательных намазах), если есть возможность лечь на боку. Вознаграждение сидячего или лежачего уменьшается в том случае, если есть возможность стоять[1]

Условия кияма

Киям засчитывается при выпрямлении. Условием является выпрямление позвонков у молящегося. Не вредит, если шея будет чуть наклонена, напротив, это желательно[2]. Также обязательно стоять на обеих или же одной ноге, однако стоять на одной без причины является нежелательным.

Не является условием самостоятельность, то есть, не запрещается опираться о стену или о человека, или же на трость, но это является нежелательным.

Но если прислониться таким образом, что, если, оторвав его ноги от земли, человек продолжит стоять, то намаз не засчитывается, потому что это уже будет называться не стоянием, а прикреплением себя к чему-либо.

Не считается намаз, совершенный в склоненном вперед или назад положении, т.е. если молящийся находится в положении, близком к поясному поклону. То же самое, если стоять, склонившись в правую или же в левую сторону в таком положении, которое не называется стоянием: намаз не считается, потому что молящийся оставил обязанность без причины.

— Если невозможно выпрямиться

Если человек не в состоянии выпрямить спину, по причине болезни или старости, и подобен совершающему поясной поклон, то он обязан стоять и выпрямиться по мере возможности, т.е. он не имеет права сесть, только если ему это не затруднительно. И поясной поклон он совершает (если получается) чуть наклонившись, чтобы было различие между стоянием и поясным поклоном.

— Если невозможно наклониться

А тот, кто в состоянии стоять выпрямившись, но не в состоянии совершить поясной и земной поклон по причине болезни спины, которая не позволяет согнуться, он обязан стоять. И совершить поясной и земной поклоны по мере его возможности, согнув спину настолько, насколько он может, а если не получается, то склонит голову. Если не получается головой, то совершить поклон ресницами. Если получается наклониться только для поясного поклона, то подобным образом совершается и земной поклон, а если есть возможность наклониться больше этого, то молящийся обязан, наклоняясь для поясного поклона, ограничиться на совершенном виде поясного поклона, и наклониться больше этого (больше, чем совершенный вид поясного поклона) для земного.

— Если человек не в состоянии стоять

Стояние – обязанность того, кто в состоянии стоять. А тот, кто не в состоянии, совершает его сидя. Согласно вышеприведенному хадису и единогласному мнению ученых, вознаграждение за такое совершение не отличается от вознаграждения того, кто совершил намаз стоя, потому что на это имеется уважительная причина.

Предпочтительно тому, кто совершает намаз сидя, сидеть в положении «ифтираш», такое сидение предпочтительнее, чем «тараббу’», и это сидение («тараббу’») предпочтительнее, чем «таваррук».

Нежелательно сидеть в положении «аль-ик’аъ», то есть, сидеть на ягодицах, подняв ноги, ляжки и голени, положив руки на пол, потому что пришло предостережение от этого из-за уподобления в этом собакам и обезьянам. Также нежелательно сидеть выпрямив ноги[3].

В хадисе говорится:

«نهى رسول الله ﷺ عن الإقعاء في الصلاة» رواه الحاكم والبيهقي في الكبرى

«Пророк, мир ему и благословение, порицал сидение «ик‘аъ» в намазе»[Аль-Хаким 405/1, аль-Байhаки 2572].

К категории неспособности стоять относятся (т.е. тому, кто имеет следующие физические ограничения, разрешается совершать намаз сидя): бессилие, опасность погибели, усиление имеющейся болезни, опасность большой нагрузки или боязнь, что закружится голова у того, кто находится на корабле, и тому подобное (например, находящийся на корабле, если боится, что утонет, то совершает намаз сидя, и он не обязан потом возмещать этот намаз).

Также тот, кто страдает недержанием мочи может молиться сидя, если у него бывает недержание только когда совершает намаз стоя, а когда сидя – нет. Такой человек однозначно совершает намаз сидя, и нет обязанности обновлять его. Также, если заслуживающий доверия врач скажет тому, кто болеет болезнью глаз, что в целях лечения он должен молиться лежа на спине, он оставляет стояние.

Также и тому, кто в состоянии стоять (во время всего намаза), когда намаз совершается отдельно, но не в состоянии совершить весь намаз стоя, кроме некоторой части, когда намаз совершается с джама‘атом, будет ценнее совершить его отдельно, но можно совершить намаз и с джама‘атом, несмотря на то, что он и совершает часть намаза сидя.

Если человек в состоянии стоять в некоторой части намаза, и неспособен в остальных частях, он обязан совершить его стоя в тех местах, где он в состоянии, и сидя – где не в состоянии, и его намаз считается.

Минимальный способ поясного поклона для того, кто совершает намаз сидя, это наклониться таким образом, чтобы лоб был впереди колен. Совершенный вид – чтобы лоб был напротив места земного поклона.

— Если невозможно сидеть

Если человек, совершающий намаз, не смог сесть по уважительным причинам, которые были выше перечислены, он ложится на бок, повернув лицо в сторону Киблы. Лучше и ценнее лечь на правом боку, следовательно, лежать на левом боку нежелательно, не имея на то причин[4].

А если человек, совершающий намаз, не смог совершить его на боку, он совершает его лежа на спине, направив ступни ног в сторону Киблы и положив под голову подушку для того, чтобы его лицо было направлено в сторону Киблы.

Поясной и земной поклон совершаются по мере возможности, т.е., если человек в состоянии совершить только поясной поклон, он подобным образом совершает и земной. Если же он в состоянии наклониться больше этого, то обязан, наклоняясь для поясного поклона, ограничиться на совершенном виде поясного поклона, и наклониться больше этого (больше, чем совершенный вид поясного поклона) для земного. Если не получается наклоняться, то наклоняют только голову, склонив ее для земного поклона сильнее, чем для поясного, чтобы была разница между ними. Если не получается головой, он это делают ресницами. Если и так не получается, намаз совершается сердцем, и нет обязанности возместить этот намаз.

Если человек, совершающий намаз вышеупомянутым образом, во время его совершения обрел способность встать или же сесть, он обязан его совершить так, как может, и таким образом завершить намаз. Является желательным обновить предыдущие действия по той причине, что он стал способным совершить молитву более совершенным образом.

Желательные действия

— Оставлять расстояние между ногами

Желательно мужчинам в намазе во время стояния оставлять расстояние между ногами размером с пядь среднего человека. Нежелательно ставить их вместе, а также одну ногу впереди другой[5]. Женщинам же желательно, ставить ноги вместе[6].

— Смотреть на место земного поклона

Является сунной во время совершения намаза всё время смотреть на место земного поклона (за исключением того момента, когда желательно перевести взор на палец, об этом мы расскажем чуть позже). Это является желательным и для слепого и для того, кто совершает намаз в темноте.

— Направить пальцы ног в сторону киблы

Является сунной направлять пальцы ног в сторону киблы. Основой этому является хадис, переданный от Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллаh, что Пророк, мир ему и благословение, сказал:

عن أنس بن مالك رضي الله عنه قال: قال رسول الله ﷺ: «من صلى صلاتنا واستقبل قبلتنا وأكل ذبيحتنا فذلك المسلم الذي له ذمة الله وذمّة رسوله فلا تخفروا الله في ذمّته» رواه البخاري

 «Тот, кто совершает наш намаз, обращается в сторону нашей киблы (каабы), ест мясо забитых нами животных, является мусульманином и находится под защитой Всевышнего Аллаhа и под защитой Его Посланника, мир ему и благословение. Не предавайте же Аллаhа, предавая тех, кто находится под Его защитой»[10].

 

 

 


[1] «Мугн-иль Мухтадж» 239/1.
[2] «Ниhаят-уль Мухтадж» (с хашиятами) 543/1.
[3] «Мугн-иль Мухтадж» 237/1.
[4] «Тухфат-уль Мухтадж» 186/1, «Мугн-иль Мухтадж» 238/1.
[5] Ибн Хаджар аль-hайтами в книге «Тухфатуль Мухтадж» 184/1, пишет: «Желательно стоящему в намазе расставить ноги на расстоянии пяди друг от друга, в отличие от слов, которые написаны в книге «аль-Анвар», что желательно расставлять их на расстояние в четыре пальца».
В книге «Фатх-уль Аллям» 193/2, пишется: «Желательно стоящему в намазе расставлять ноги на пядь, в отличие от слов, которые написаны в книге «аль-Анвар», что желательно расставлять их на расстояние в четыре пальца. Нежелательно ставить одну ногу впереди другой, и также ставить их вместе. Так сказал Рамли в книге «Ниhаят-уль Мухтадж».
В книге «аль-Фикху аля мазhаби арба’ати» 223/1, написано: «Ханафитские ученые: установили расстояние между ногами с размером четыре пальца, будет нежелательным, если расстояние увеличится или же уменьшится. Шафи‘итские ученые установили расстояние между ступнями размером с пядь. Является нежелательным ставить ноги вместе или увеличивать данное расстояния. Маликитские ученые сказали, что оставлять расстояние между ногами является мандубом, а не суннатом, они сказали, что мандубом считается, когда это делается средним образом, таким образом, чтоб не ставили вместе и не расставляли так широко, как, по обычаю, могут посчитать непристойным. С этим решением согласились Ханбалитские ученые, так как по их мазхабу нет отличий между суннатом и мандубом».
В книге «аль-Ажвибат-уль Ажибат» с. 82, пишется: «Я спросил (Малибари своего учителя Ибну Хаджара аль-Хайтами) о расставленных ступнях ног во время стояния в намазе: желательно оставлять расстояние размером с пядь или в четыре пальца? Наш шейх Ибн Хаджар ответил, что более правильное мнение, чтоб было расстояние, размером с пядь».
[6] «Шарх-уль Мафруз» с. 305, «Фатх-уль ‘Аллям» 373/2, «Хашият Калюби» 183/1.
[7] Аль-Бухари 384.

Яндекс.Метрика