Статьи намаз

Намаз по сунне | Намерение

миниатюра для статей

Составных частей в намазе тринадцать[1], ими являются:

1) Намерение; 2) Вступительный такбир; 3) Стояние[2]; 4) Чтение «аль-Фатихи»; 5) Поясной поклон; 6) Выпрямление; 7) Два земных поклона; 8) Сидение между земными поклонами; 9) Чтение последнего ташаhhуда; 10) Чтение салавата после последнего ташаhhуда; 11) Сидение во время чтения последнего ташаhhуда и салавата[3]; 12) Первый салям; 13) Последовательность.

Совершение всех составных частей является обязательным, и намаз нарушается, если пропустить или же совершить неправильно хотя бы один из них.

Далее мы более подробно расскажем о них.

Намерение

Основой этому служит аят Корана:

قوله تعالى: (وما أمروا إلا ليعبدوا الله مخلصين له الدّين) البيّنة: ٥

Смысл: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаhу, служа ему искренне…»[4]. Сказал Маъварди, что под искренностью имеется в виду намерение[5].

Также хадис:

عن عمر بن الخطاب رضي الله عنه: أن النبي ﷺ قال: «إنما الأعمال بالنيّات، وإنما لكلّ امرئ ما نوى» رواه البخاري ومسلم  

От ‘Умар бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллаh, передается что, Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Поистинедела принимаются только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести»[6].

Намерение обязательно делается сердцем, вне зависимости от того, является намаз обязательным или желательным. Намерение делается с началом произношения вступительного такбира и до его завершения. В противном случае, если просто выговорить намерение, не сделав его сердцем, или же сделать сердцем, но не во время вступительного такбира, намаз не будет действительным.

В намерении обязательного намаза условием[7] является:

— Намереваться совершить намаз;

— Указать какой из пяти намазов совершается (например, обеденный или вечерний);

— Подчеркнуть, что намаз является обязательным.

Вне зависимости от того, является ли этот намаз коллективной обязанностью (фард кифая), назром (обетом) или джаназа-намазом. Это касается[8] и намазов несовершеннолетних, по мнению Ибну Хаджара[9]. Имам Рамли же считает, что не обязательно несовершеннолетнему в намерении указывать, что намаз является обязательным[10]. Можно последовать за любым из двух мнений.

И, таким образом, минимальным достаточным для обязательного намаза намерением будет, например:

«Я намерился[11] совершить обязательный обеденный намаз».

Сунной является вдобавок к обязательным условиям:

— Указать, что «ради Всевышнего Аллаhа»;

— Подчеркнуть, своевременный это намаз или возмещаемый;

Если получится так, что сделали намерение для своевременного намаза как для возмещаемого, или же наоборот, и для этого была уважительная причина, например, совершающий намаз, сделал намерение как «возмещаемый», предположив, что время намаза прошло и после этого оказалось, что время не прошло, или наоборот, то такой намаз будет засчитан, кроме тех случаев, когда человек специально для своевременного намаза делает намерение как для возмещаемого, или наоборот, ибо такой намаз будет не действителен.  

— Указать, что он совершает намаз, повернувшись в сторону Киблы;

— Указать количество ракаатов;

— Произносить намерение до вступительного такбира;

Ибо произнесение намерения языком облегчает сосредоточение в намерении сердцем, и это будет защитой от васвасов (наущений шайтана)[12].

Таким образом, совершенным намерением для обязательного намаза будет, например: «Я намерился совершить своевременный обязательный четырехракаатный обеденный  намаз, повернувшись в сторону Киблы, ради Всевышнего Аллаhа»[13].

Для намерения на суннат-намазы, у которых есть определенное время[14] или причина[15], условием является:

— Намереваться совершить намаз;

— Указать, какой намаз совершается.

Например, если зуха, нужно указать, что совершаете именно зуха-намаз. При совершение ратибатов до и после обязательных намазов также обязательно указать, каким из них он является. Например, если совершается ратибат перед обеденным намазом, обязательно указать в намерении, что совершается суннат-намаз ратибат перед обеденным намазом. Исключением являются ратибаты утреннего и предзакатнего намазов, т.е., совершая ратибаты этих намазов не обязательно указывать в намерение до или после, так как у утреннего и предзакатнего намазов нет ратибатов после.

Пример минимального достаточного для суннат-намаза намерения: «Я намерился совершить зуха-намаз», или: «Я намерился совершить ратибат-намаз перед обеденным намазом».

Суннаты для намерения во время совершения желательных намазов те же, что и для обязательных.

Пример совершенного намерения для суннат-намазов, которые мы привели выше:

«Я намерился совершить своевременный двухракаатный зуха-намаз, повернувшись в сторону Киблы, ради Всевышнего Аллаhа».

В желательных намазах не является условием подчеркивать, что это суннат.[16]

В намерении для суннат-намазов мутлак[17] условием является намерение совершить просто намаз.

Минимальный достаточный вид намерения для этого намаза: «Я намерился совершить намаз».

 

 

 

 

Прочитать про «Такбират-уль ихрам»


[1] «Минhаджу-т-Талибин» с.96.
[2] Хоть и «стояние» упоминается третьим, на самом же деле оно должно быть первым, так как «намерение» и «табиратуль ихрам» обязательно произносить стоя.
[3] Тоже самое и здесь, хоть ее и упомянули в книгах после «последнего ташаhhуда» и «салавата», на самом же деле оно обязательно быть до чтения «ташаhhуда» и «салавата», так как их обязательно читать сидя.
[4] «Аль-Байинат», аят 5.
[5] «Мугн-иль Мухтадж» 229/1.
[6] Аль-Бухари 3/1, Муслим 53/13.
[7] Т.е. обязательным условием. Если пропустить хоть один, намерение не засчитывается, следовательно, и сам намаз.
[8] Непременное подчеркивание, что намаз обязательный.
[9] «Тухфат-уль Мухтадж» 180/1.
[10] «Ниhаят-уль Мухтадж» 528/1.
[11] Намерение делается в прошедшем времени.
[12] «Мугн-иль Мухтадж» 231/1.
[13] «И‘анату-т-Талибин» 148-152/1.
[14] Суннат-намазы: зуха; ратибаты; праздничные намазы «‘Идуль-Акбар» и «‘Идуль-Адха»; Таравих; Витр.
[15] Суннат-намазы: Затмения солнца и луны; Прощения дождя.
Исключением являются суннат-намазы: при вхождении в мечеть (тахийят), при завершении омовения; истихара; суннат намаз ихрама и тавафа; при отправлении в сафар и возвращении оттуда; для исполнения желания; аввабин, т.е. не обязательно указывать какой это намаз, а достаточно просто намериться совершить намаз («Фатх-уль ‘Аллям» 179/2).
[16] «Минhаджу-т-Талибин» с. 35.
[17] Намазы-мутлак совершаются как обычные, для них нет специального правила, времени, места, причины совершения, их можно совершить в любое время, кроме периодов, когда совершение суннат-намаза является нежелательным.

Намаз по сунне | Вступительный такбир | Almasjid
2016-07-30 20:22:50
[…] Первая составная часть […]
Яндекс.Метрика