Статьи намаз

Намаз по сунне | Выпрямление (и’тидаль)

namaz-po-sunne

Шестой составной частью намаза является выпрямление (и’тидаль).

Обязательно возвратиться, будь то в обязательных или желательных намазах, после поясного поклона в исходное положение «стоя», и задержаться в этой позе на некоторое время (тумаънина). Также, обязательно не выпрямляться для другой цели, кроме как для выполнения элемента намаза.

Например, если человек выпрямится, испугавшись чего-либо, то такой и’тидаль не будет засчитан, он обязан возвратиться на поясной поклон и снова выпрямиться.

Желательные действия:

— Поднятие рук

Мужчинам и женщинам с началом выпрямления желательно поднимать и руки, подобно тому, как их поднимали во время вступительного такбира, и желательно затягивать их поднятие до выпрямления. Затем, выпрямившись, желательно их опустить по швам[1].

— Выпрямляясь, сказать: «СамигIаллаhу лиман хIамидаh»[2]

Имаму желательно произносить «СамигIаллаhу лиман хIамидаh» громко, остальным – про себя[3].

Выпрямившись, имаму, маъмуму или мунфариду, желательно про себя[4] прочитать следующее:

ربنا لك الحمد ملء السموات وملء الأرض وملء ما شئت من شيء بعد

Транскрипция: «Раббана лякаль хIамду[5] мильа ссамавати ва мильаль арзы ва мильа ма шиъта мин шай-ин багIду»[6].

Смысл: «Вся хвала полагается Аллаhу, до полноты небес и до полноты земли, и до полноты всего того, что Ты пожелаешь помимо этого».

Мунфариду и имаму джамаата-махсурин[7], члены которого не против удлинения, после этого желательно про себя прочитать еще и следующее:

أهل الثناء والمجد أحق ما قال العبد وكلّنا لك عبد لا مانع لما أعطيت ولا معطي لما منعت ولا ينفع ذا الجدّ منك الجدّ

Транскрипция: «Агьля-с-санаи валь мажди, ахIакъкъу ма къаляль гIабду ва куллуна ляка гIабду, ля манигIа лима агIтайта ва ля мугIия лима манагIта, ва ля янфагIу заль жадди минкаль жадду»[8].

Смысл: «О, Господь восхваления и величия! Самыми достойными словами раба, а мы и являемся Твоими рабами, являются: «Нет никого, кто сможет препятствовать тому, что Ты даешь и нет никого, кто сможет одарить кого-либо тем, что ты лишил. И не принесет пользы богатство и имущество ни одному их обладателю, ибо вся польза исходит только от Тебя».

— Чтение дуа «Кунут»(«Маhдина»)

Желательно читать молитву Кунут в и’тидале во втором ракаате утреннего намаза[9].

Основой этому является достоверный хадис от Анаса, да будет доволен и Аллах:

عن انس بن مالك رضي الله عنه قال: «ما زال رسول الله يقنت فى الفجر حتى فارق الدنيا» سنن الدارقطني وسنن البيهقي «الكبرى»

«Пророк, мир Ему и благословение, не переставал читать дуа «Кунут» в утреннем намазе, пока не оставил этот мир»[10].

Также хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах:

عن أبي هريرة رضي الله تعالى عنه قال: «كان رسول الله ﷺ إذا رفع رأسه من الركوع من صلاة الصبح في الركعة الثانية رفع يديه فيدعو بهذا الدعاء: «اللهم اهدني فيمن هديت…» أخرجه الحاكم

«Пророк, мир Ему и благословение, когда выпрямлялся (после поясного поклона) во втором ракаате утреннего намаза, поднимал руки и читал дуа «Кунут»»[11]

Также желательно дуа «Кунут» читать в суннат-намазе «витру» во второй половине месяца Рамадан, нежелательно в первой половине. Также, в обязательных пятикратных намазах, в последнем ракаате, для избавления от бед, постигших мусульман или часть из них, даже если она коснулась одного человека, например, ученого, или храброго мужественного человека ислама, если даже вред исходит от мусульманина. Также желательно читать ее в обязательных намазах, если беда представляет собой засуху или эпидемию[12].

Нежелательно (макрух) чтение «Кунут» в джаназа-намазе. Не является желательным чтение в суннат-намазах (исключением является чтение в суннат-намазе «витр» во второй половине Рамадана), не будет нежелательным (макрух) если прочитать «Кунут» в суннат-намазе для избавления от бед, в противном случае — нежелательно[13].

«Кунут» следует читать после прочтения вышеупомянутого хамда[14].

Молитва «Кунут»:

اللهمّ اهدنى فيمن هديت وعافني فيمن عافيت، وتولّني فيمن تولّيت، وبارك لي فيما أعطيت، وقني شرّ ما قضيت فإنّك تقضي ولا يقضى عليك، وإنّه لا يذلّ من واليت ولا يعزّ من عاديت. تباركت ربّنا وتعاليت، فلك الحمد على ما قضيت، أستغفرك وأتوب إليك

Транскрипция: «Аллаhумма-hдини фи-ман hадайт, ва гIафини фи-ман гIафайт, ва таваллани фи-ман таваллайт, ва барик ли фи-ма агIтIайт, ва къыни шарра ма къазайт. Фаиннака такъзы ва ля юкза гIаляйка, ва иннаhу ля йазиллю ма-в-валайт, ва ля ягIиззу ман гIадайт, табаракта Раббана ва тагIалайт, фалякаль хIамду гIаля ма къазайта, астагъфирука ва атубу иляка»[15].

Кунут делится на две части: первая – дуа[16], и вторая –Хвала Аллаху[17]. Чтение любого аята Корана, с намерением на «Кунут», в котором есть дуа и хвала, будет считаться как «Кунут». Так же и чтение любой мольбы на арабском будет засчитано. Но лучше всего прочитать то, что передано от Пророка, мир Ему и благословение, т.е., то, что мы привели выше.

В конце желательно прочитать салават Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и его семье. Произнесение салавата в начале не является сунной[18].

Имаму желательно читать «Кунут» вслух, даже в тех намазах, где «аль-Фатиха» читается тихо, а маъмум и тот, кто совершает намаз индивидуально, читают «Кунут» про себя. 

В том случае, если маъмум слышит чтение имама, ему желательно вслух произносить слова «амин» за словами имама (т.е., когда читается из «Кунута» часть, которая состоит из дуа), и чтение салавата Пророку считается, как дуа, поэтому после него тоже желательно произносить «амин». Когда же имам перейдет от дуа к хвале словами «фаиннака такъзы…», то от маъмума требуется либо про себя повторять эти слова за имамом, либо говорить: «ашхаду», либо молчать, «амин» не произносится.

В том случае, если маъмум не слышит имама или слышит, но не понимает чтение, то он читает сам про себя весь «Кунут». Имаму нежелательно при чтении «Кунут» обособлять только себя. Поэтому ему желательно читать «Кунут» во множественном числе, т.е. «Аллаhумма-hди(на) фи-ман hадайт, ва гIафи(на) фи-ман гIафайт…..»

Желательно во время чтения поднять руки так, чтобы они были на уровне плеч. Если «Кунут» читается с целью получить что-либо, то ладони должны быть направлены к небу, а если для избавления от бед, то к небу должна быть обращена тыльная сторона ладоней. После прочтения «Кунута» руки отпускают, а не держат в таком же состоянии до самого земного поклона[19]. Не является желательным протирать ими по лицу[20].

Совершающему намаз индивидуально и имаму джамаата «махсурин», члены которого не против удлинения, желательно к вышеупомянутому «Кунуту» добавить еще и «Кунут», который читал Умар, да будет доволен им Аллах:

اللهم إنّا نستعينك ونستغفرك ولا نكفرك، ونؤمن بك، ونخلع ونترك من يفجرك، اللهم إياك نعبد، ولك نصلي ونسجد، وإليك نسعى ونحفد، نرجو رحمتك، ونخشى عذابك الجد، إن عذابك بالكفار ملحق، اللهم عذّب كفرة أهل الكتاب الذين يصدون عن سبيلك، ويكذبون رسلك، ويقاتلون أولياءك، اللهم اغفر للمؤمنين والمؤمنات، والمسلمين والمسلمات، وأصلح ذات بينهم، وألّف بين قلوبهم، واجعل في قلوبهم الإيمان والحكمة، وثبّتهم على ملّة رسولك، وأوزعهم أن يوفّوا بعهدك الذي عاهدتم عليه، وانصرهم على عدوّك وعدوّهم، إله الحق، والجعلنا منهم»

Транскрипция: «Аллаhумма инна настагIинука ва настагъфирука, ва ля накфурука, ва нуъмину бика, ва нахлягIу, ва натруку майяфджурука. Аллаhумма иййака нагIбуду, валяка нусалли ва насджуду, ва иляйка насгIа ва нахlфиду, нарджуу рахlматака ва нахша гIазаабак – альджид, инна гIазабака б-иль куффари мульхlикъ. Аллаhумма гIаззиб кафарата агьли-ль китаби ллязина ясуддуна гlан сабиилика ва юказзибууна русуляка ва юкъаатилюна авлияяака. Аллаhумма – гъфир лиль-муъминиина валь-муъминаати валь-муслимиина валь-муслимати ва аслихl заата байниhим ва аллиф байна къулюбигьим ва-джгIаль фии къулюбиhимуль имана вальхlикмата, ва саббитhум гIаля милляти расуулика ва авзигIгьум ан-юваффуу бигIагьдика-ллязии гIаагьадтагьум гIаляйгьи вансургьум гIаля гIадуввика ва гIадуввигьим, илягьаль–хlакъи ваджгIальна мингьум»[21].

Если читаются оба «Кунута», тогда салават произносится в конце, а не между ними[22].

В книге «Шарх-уль мафруз» пишется, со ссылкой на книгу «аль-Анвар», что Рувъяни и другие сказали: «Если после прочтения салавата (в «Кунуте») добавить «Раббигъфир вархIам ва анта хайру-р-рахIимин», это будет хорошим делом»[23].

 

Хвала Аллаhу, Господу миров![24]

 

 


[1] «Тухфат-уль Мухтадж» 250/2, «Мугн-иль Мухтадж» 255/1, «Шарх-уль мафруз» с. 299.
[2] سَمِعَ اللهُ لِمَنْ حَمِدَهُ
[3] Так, чтоб слышали сами себя.
[4] О том, что желательно чтение «Раббана лякаль хамду» про себя пишется в книге «Тухфатуль Мухтадж» 249/2, и «Мугн-иль Мухтадж» 255/1.
В «Мугн-иль мухтадж» пишется: «Стало общей напастью чтение «Раббана лякаль хамду» громко, и чтение «СамигIаллаhу лиман хIамидаh» про себя, потому что многие имамы и муэдзины стали невеждами в знании сунны Пророка, мир Ему и благословение».
[5] Это самый предпочтительный вариант. В книге же «аль-Умм» предпочтение отдается варианту: «Раббана ва лякаль хIамду» (Тухфат-уль Мухтадж» 250/2, «Мугн-иль Мухтадж» 255/1).
[6] Муслим 476.
[7] Постоянное количество людей в джамаате, к примеру, в джамаат-намазе постоянно присутствует десять человек; это не касается тех джамаатов, в которых количество участников постоянно меняется.
[8] Муслим 477.
[9] «Минхаджу-т-талибин» с. 99, «Тухфатуль мухтадж» 151/2.
[10] Сунан Даракутни 39/2, Сунан Байхаки «аль-Кубра» 2926.
[11] Хаким в «Мустадраке» 172/3.
[12] «Фатх-уль муин» с.112, «Шарх-уль Мафруз» с.301, «Тухфат-уль Мухтадж» 259/2.
[13] «Тухфат-уль Мухтадж» с хашиятами Ширвани и Убади 260/2.
[14] «Раббана лякаль хамду[14] мильа-с-самавати ва мильаль арзы ва мильа ма шиъта мин шайин багIду»
[15] Абу Дауд 1425, Тирмизи 464, Насаи 1745, Ибну Маджа 1178.
[16] К дуа относится: «Аллаhумма-hдини фи-ман hадайт, ва гIафини фи-ман гIафайт, ва таваллани фи-ман таваллайт, ва барик ли фи-ма агIтIайт, ва къыни шарра ма къазайт».
[17] Хвалой считается: «Фаиннака такъзы ва ля юкза гIаляйка, ва иннаhу ля йазиллю ма-в-валайт, ва ля ягIиззу ман гIадайт, табаракта Раббана ва тагIалайт, фалякаль хIамду гIаля ма къазайта, астагъфирука ва атубу иляка»
[18] «Тухфатуль Мухтадж» 255/2.
[19] Ахмад Годоберинский, «Иршадуль авам» 203/1.
[20] «Мугн-иль Мухтадж» 257/1.
[21] Байхаки 210/2.
[22] «Ианату-т-Талибин» 187/1.
[23] «Шарх-уль Мафруз» с.302.
[24] Статья составлена по материалам книг: «Тухфат-уль Мухтадж» 247-260/2, «Мугн-иль Мухтадж» 254-259/1, «Ианату-т-Талибин» 184-190/1, «Фатх-уль Муин» с.111-114, «Минхаджу-т-Талибин» с. 99-100, «Шарх-уль Мафруз» с.299-303, «Муътамад» 272-278/1. 

Яндекс.Метрика