Статьи намаз

Действия нарушающие намаз

sfsfagagaga

Ранее мы перечислили условия и составные части намаза. И сделали вывод, что при несоблюдении хоть одного из них, намаз нарушается. Также были упомянуты некоторые действия, нарушающие намаз. Далее в статье мы перечислим и другие действия, которые нарушают намаз.

Итак, намаз нарушают следующие действия:

— Нарушение малого или полного омовения

Намеренное или ненамеренное нарушение малого или полного омовения нарушает намаз. Человеку, совершающему намаз среди людей, или ожидающему икамата в мечети, при нарушении омовения желательно, выходя с мечети, удерживать нос, чтобы люди подумали, что у вас из носа потекла кровь, и вы выходите по этой причине[1]. Так, выходящему удастся уберечь людей от совершения греха – обсуждая того человека. 

— Попадание непростительной нечисти

Если на человека во время намаза попала непростительная нечисть в сухом виде, и если совершающий намаз сразу стряхнет ее с себя, его намаз не нарушается[2]. То же самое касается случая, когда человек сразу скинет с себя одежду, на которую попала влажная нечисть. В противном случае намаз нарушится. Тот, кто после намаза спустя некоторое время обнаружит непростительную нечисть на себе и на месте, где совершается намаз (там, где прикасаются части тела и одежда), и нет вероятности, что она могла попасть после намаза, обязан совершить намаз заново, то же самое решение, если он обнаружит нечисть сразу, как только завершит намаз. Но если после намаза, спустя некоторое время, обнаружится нечисть и есть вероятность, что она могла попасть после намаза, то он не обязан совершать намаз заново[3].

— Оголение аврата

Оголение хоть некоторой части аврата нарушает намаз. Исключением является аврат, оголенный ветром, если прикрыть его сразу и если не было повторений.

Если благочестивый мусульманин расскажет вам о том, что на вас была непростительная нечисть во время совершения намаза или же о том, что во время намаза оголился аврат, обязательным является поверить ему и совершить намаз заново[4].

— Разговор

Намеренное произнесение двух букв, не относящихся к намазу, будь то на арабском или же на других языках, нарушает намаз, независимо, дают они смысл или нет. Также произношение одной буквы нарушает намаз, если она имеет смысл. Также, если произнесутся две буквы при смехе, плаче, вздохе, стоне, кашле или чихании, если была возможность сдержать их. А если же не было возможности сдержать их, то в них нет вреда. Исключением является случай, когда совершающий намаз откашливается для чтения про себя суры «Аль-Фатиха», последнего Ташаhhуда или другой составной части, если невозможно без этого. Например, у человека может пересохнуть в горле, и, кроме как откашлявшись, у него не получается продолжить чтение «аль-Фатихи»: если из-за такого кашля произнесутся буквы, это не нарушает намаз. Но человеку не разрешается откашливаться для чтения желательных частей в намазе, таких, как громкое чтение «аль-Фатихи», чтение сур после «аль-Фатихи», чтение первого ташаhhуда и т.д. Т.е., если не получается прочитать желательную часть намаза, кроме как откашливаясь, то пропускают это желательное действие, в противном случае, если при откашливании произнесутся буквы, намаз нарушается. 

Не вредит незначительная речь[5], произнесённая ненамеренно или по причине незнания, что это запретно.

Обратите внимание, что незнание прощается человеку, выросшему вдали от алимов или недавно принявшему Ислам, это касается и тех решений, которые мы будем приводить далее (т.е., там, где говорится о незнании)[6].

Чтение Корана, мольб или зикра не нарушают намаз, если они читаются на арабском. Недопустимо, чтобы в мольбе было обращение к другому человеку, джинам или ангелам, например, если сказать чихнувшему рядом человеку «ЯрхIамукаЛлаh» (да смилуется над тобой Аллаh), то это нарушает намаз. Обращение в мольбе к Пророку, мир Ему и благословение, например, «Ассаляму гIаляйка» (мир тебе о Посланник Аллаhа), или обращение к Аллаhу, как «Ийяка нагIбуду» (Смысл: «Тебе мы поклоняемся»), не нарушает намаз.

Желательно чихнувшему в намазе произнести хамд (слова «АлхIамду лиЛлаh») так, чтобы было слышно самому себе[7], но если вы чихнули во время чтения «аль-Фатихи» и произнесли хамд, то обязательным является прочитать «аль-Фатиху» заново.

— Движения

Намеренное или же ненамеренное совершение трёх и более непрерывных движений[8] большими частями тела, таких, как движение руками, ногами, головой и т.д., нарушают намаз. Так же, если одновременно сделать по одному движению рукой, ногой и головой или же два рукой и одно головой. Меньше трех движений одной из больших частей тела не нарушает намаз, например, два шага и т.д.

Движения, которые делаются при совершении обязательных и желательных элементов намаза, не входят в категорию движений, нарушающих намаз[9].

Движения мелкими частями тела, такие, как движения глазами, бровями, пальцами рук и ног, языком внутри рта, ушами и т.д., считаются за незначительные, т.е., не нарушают намаз, если даже движения будут непрерывными и многочисленными.

Также, намаз не нарушается, если движения были сделаны через интервалы определенного времени между ними[10], т.е., не были сделаны последовательно друг за другом.  Например, два движения были сделаны во время чтения «аль-Фатихи», потом еще два в поясном поклоне – это не нарушило намаз. 

Три движения кистями рук или челюстью также считается нарушающими намаз.

Поднять руку от груди и положить на голову считается за одно движение, и так же считается, если протянуть и сразу же вернуть, почесавшись. Но если сначала протянуть руку вперёд и только потом положить на голову, тогда это засчитывается как два движения.

Один шаг – это когда человек выставляет вперёд ногу, т.е., один шаг – это одно движение. Но если человек переносит к ней вторую, даже непрерывно, это считается как два шага, т.е. два движения[11].

Прыжок нарушает намаз[12]. Также намаз нарушается, если сделать одно движение, намерившись совершить три непрерывных движения. Также, если двигать пальцем, играясь[13].

— Намеренное совершение лишнего физического рукна

Намеренное совершение лишней физической составной части (рукн), например, совершение лишнего поясного или земного поклона, нарушает намаз. Если же это произошло ненамеренно[14] и по незнанию, что это запретно[15], то намаз не нарушается, если даже получилось много движений. Например, человек, совершающий обеденный намаз, ненамеренно поднялся на пятый ракаат, и т.д., эта ошибка не нарушила его намаз.

Еще один пример, нарушающий намаз: Если человек, совершая земной поклон на грубом месте, приподнял голову и совершил заново земной поклон рядом на мягком месте, в том случае, если тот первый земной поклон у него был засчитан (т.е., были выполнены минимальные условия), то получается, что, совершив второй земной поклон (на мягком месте), он совершил лишний рукн, что, само собой, нарушает намаз. Но если у него не был засчитан первый суджуд, например, человек совершает земной поклон в шапке, закрывающей весь лоб, но потом приподнимает лоб и, оголив его, совершает заново земной поклон, то в этом случае у него намаз не нарушается[16]

Также, намаз не нарушается, если совершить лишнее желательное действие, например, поднятие рук не в том месте, где их желательно поднимать (с условием, что движений не будет много)[17], также, намаз не нарушается, если совершить лишний словесный рукн[18], например, чтение повторно «аль-Фатихи» и т.д[19].

— Совершение того, что нарушает пост

Все, что нарушает пост, нарушает и намаз, за исключением тех случаев, когда съедено или выпито большое количество[20] чего-либо по забывчивости, или незнанию, или по принуждению, в этом случае, хоть это и не вредит посту, но намаз нарушает. Разница нарушения намаза и не нарушения поста по этой причине в том, что пост не является служением, имеющим определённый порядок действий, противоположно намазу. Намаз же имеет свой порядок совершения и определённые действия, и если человек в намазе съест или выпьет малое количество чего-либо (по забывчивости или по незнанию запретности этого действия), его намаз не нарушается, кроме того случая, когда его принуждают это сделать, в этом случае намаз нарушается, так как такие случаи бывают редко.

— Отклонение от киблы

Как мы ранее говорили, чтобы намаз был действительным, обязательно нужно, чтобы грудь была направлена к кибле, отворачивание же груди от киблы в сторону нарушает намаз, если даже к этому принудили. Исключением является, если человек отвернулся из-за незнания запретности этого действия или вовсе забыл, что находится в намазе, в этом случае, если сразу повернуться обратно, намаз не нарушается.  

— Изменение намерения

Намаз нарушается, если совершающий намаз намерится завершить намаз, или же будет колебаться в этом. Также, намаз нарушается, если в намазе намериться изменить свой намаз на другой. Исключением является тот момент, когда человек (совершая намаз индивидуально) приступил к совершению обязательного намаза, и после люди стали совершать коллективный намаз: его намаз не нарушается, если он изменит свое намерение на совершение обязательного намаза коллективно, на совершение суннат-намаза «мутлак»[21], напротив, ему так поступить является желательным, если он знает, что успеет совершить намаз своевременно и если имам не из тех, за кем нежелательно совершать намаз[22].

— Вероотступничество, да убережёт нас Всевышний от этого

 

Хвала Аллаhу, Господу миров[23].

 

 


[1] «Фатх-уль Алям» 341/2.
[2] Не разрешается убирать нечисть с себя рукой, рукавом или палочкой, т.е., нужно ее просто стряхнуть с себя, в противном случае намаз нарушается («Ианату-т-Талибин» 262/1).
[3] «Шарх-уль Мафруз» 263
[4] «Тухфат-уль Мухтадж» 228/1.
[5] Меньше шести слов («Хашият аш-Ширвани» 380/1).
[6] «Мугн-иль Мухтадж» 299/1.
[7] «Ниhаят-уль Мухтадж» с хашиятами 54/2.
[8] Если между первым и следующим движением пропускается время, т.е. если второе движение сделано только после того как прошло некоторое время, оно не будет считаться как второе движение, а будет как первое. Чтоб засчиталось несколько движений, они должны быть сделаны непрерывно.
[9] «Хашият аш-Ширвани» 401/2.
[10] Так чтоб одно движение не было связано с другим (так что можно было посчитать их отдельными движениями), это является самым достоверным мнением длительности времени между движениями. («Тухфат-уль мухтадж» 234/1).
[11] «Фатх-уль Муин» с.144.
[12] «Мугн-иль Мухтадж» 305/1, «Минhаджу-т-Талибин» с.108.
[13] «Шарх-уль Мафруз» с.270.
[14] От Абдуллаhа бин Масъуда, да будет доволен им Аллаh, передается: «Пророк, мир Ему и благословение, совершил во время обеденного намаза пять ракаатов, его оповестили об этом, затем Он совершил два земных поклона….» (аль-Бухари 1168, Муслим 572).
[15] Незнание прощается человеку, выросшему вдали от алимов или недавно принявшему Ислам.
[16] «Ниhаят-уль Мухтадж» с хашиятами 57/2.
[17] Желательно руки поднимать во время вступительного такбира, во время наклона на поясной поклон и выпрямляясь после него, во время вставания с первого ташаhhуда. Поднятие рук в остальных ситуациях не является желательным («Ианату-т-Талибин» 261/1).
[18] За исключением вступительного такбира (при повторении его) и саляма (при произношении не в том месте) («Ианату-т-Талибин» 261/1).
[19] «Шарх-уль Мафруз» с.269.
[20] То, что в народе принято считать большим количеством.
[21] Намазы-мутлак совершаются как обычные, для них нет специального правила, времени, места, причины совершения, их можно совершить в любое время, кроме периодов, когда совершение суннат-намаза является карахатом, то есть нежелательным.
[22] «Фатх-уль алям» 366/2, «Тухфат-уль Мухтадж» 235/1.
[23] Статья составлена по материалам книг: «Фатх-уль Алям», «Ианату-т-Талибин», «Фатх-уль Муин», «Мугн-иль Мухтадж», «Тухфат-уль Мухтадж», «Хашият аш-Ширвани», «Ниhат-уль Мухтадж» с хашиятами.

Яндекс.Метрика