Статьи намаз

Нежелательные действия в намазе

dssagswahgsgs

Нежелательные действия (макруhаты)[1]— это те действия, после совершения которых намаз не нарушается, но уменьшается вознаграждение за него. Некоторые желательные действия мы упоминали, когда разбирали составные части, здесь же мы перечислим еще некоторые нежелательные действия.

И так, нежелательными действиями являются:

— Поворачиваться лицом по сторонам без нужды

Как мы ранее говорили, поворачиваться грудью в стороны запрещается и оно нарушает намаз, поворачивание же лицом не нарушает намаз (если не совершено много действий), но это является нежелательным действием.

Основой этому является хадис:

لما روي أبو ذرّ رضي الله عنه: أن رسول الله ﷺ قال: «لا يزال الله مقبلا على العبد في صلاته ما لم يلتفت فإذا التفت انصرف عنه» رواه أبو داود والنسائي

От Абу Зарра, да будет доволен им Аллаh, передается что Пророк, мир Ему и благословение, сказал: «Аллах не перестает быть обращенным к своему рабу в намазе, пока он не поворачивается, а если поворачивается, Всевышний отворачивается от него»[2].

Однако нет нежелательности если повернуться по нужде. Но если поворачиваться лицом играясь[3], намаз нарушается. Нет нежелательности, если смотреть глазами по сторонам.

— Поднимать взор к небесам

В хадисе говорится:

عن أنس رضي الله عنه: أن النبي ﷺقال: «ما بال أقوام يرفعون أبصارهم إلى السماء في الصلاة؟» فاشتد قوله في ذلك حتى قال: «لينتهنّ عن ذلك أو لتخطفنّ أبصارهم» رواه البخاري ومسلم

От Анаса, да будет доволен им Аллаh передается, что Пророк, мир Ему и благословение, сказал: «О чём думают (что позволяют себе) те люди, которые поднимают свои взоры к небу во время совершения намаза?!» и Пророк, мир ему и благословение, после этого строгим голосом к сказанному добавил следующее: «Пусть они это прекращают иначе они непременно лишатся зрения!»[4].

Также нежелательно смотреть на то что находится на верху, например, на потолок, когда вы находитесь в доме, т.е. оно подобно небу, как об этом пишет Сулайман-уль Курди в «Хаваш-иль Маданийя» ссылаясь на «Аль-Иʻаб»[5].

— Смотреть на вещи которые нарушают внутреннее сосредоточение

В хадисе говорится:

لما روت عائشة رضي الله عنها قالت: «كان النبي يصلي وعليه خميصة ذات أعلام، فلما فرغ قال: ألهتني هذه، اذهبوا بها إلى جهم، وأتوني بأنبجانيته» رواه البخاري ومسلم

От Айши, да будет доволен ею Аллаh, передается, что Пророк, мир Ему и благословение, совершал намаз и на нем была одежда с узорами, и когда он завершил намаз, Он сказал: «Это отвлекло меня, идите с этой одеждой к Абу Джаhму и принесите мне его шерстяную однотонную одежду…»[6].

Также, нежелательно, совершать намаз в одежде с узорами и рисунками, или на чем-либо на котором есть узоры или рисунки.

— Подбирание волос и одежды

Также, нежелательным действием, распространившимся в наше время является подбирание волос и одежды. Многие мусульмане, когда их руки и ноги еще не высохли после омовения, приступают к намазу не отпустив рукава и брюки, некоторые завязывают на поясе рубашки и т.п.

Основой этому является хадис:

لما روي ابن عباس رضي الله عنهما: أن النبيﷺقال: «أمرت أن أسجد على سبعة أعظم ولا أكفّ ثوبا ولا شعرا» رواه البخاري ومسلم

От Ибну Аббаса, да будет доволен ими Аллаh, передается, что Пророк, мир Ему и благословение, сказал: «Мне велено совершать земной поклон семью частями тела, не подбирая при этом волосы и одежду»[7].

Комментируя этот хадис Имам Ан-Навави, да смилуется над ним Аллаh, пишет в своем шархе на «Сахих Муслим»:

«Все ученые единодушно предостерегают совершение намаза в приподнятой вверх одежде или рукавах, или тому подобном, или с заплетенными волосами или отведенными под чалму и тому подобном. Все это предостерегается по единодушному мнению ученых и является нежелательным (макрух-танзих). Если человек совершил молитву в подобном виде, то он поступил неправильно, но его намаз будет действительным…». 

Мудрость в запрете этого в том, что волосы и одежда тоже совершают земной поклон вместе с ним, и получается, что тот кто поступает вышеприведенным образом запрещает это им[8].

Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет в «Тухфат аль-Мухтадж» 237/1: 

«Человеку, совершающему молитву, нежелательно (макрух) «подбирать волосы», заплетая их[9], или собирая под чалму, или «подбирать одежду», поднимая подол и засучивая рукава, или завязывая его по середине».

Подобное же пишется почти во всех книгах шафиитского фикха.

— Без нужды прикрывать рот рукой

Если есть нужда, как непроизвольное зевание, то в этом случае нет нежелательности, напротив, даже желательно прикрыть рот любой рукой, как об этом говорит Ибн Хаджар[10]. Имам Рамли же конкретизирует, что желательно прикрыть именно левой рукой. В общем сунна будет исполненной если прикрыть рот любой рукой[11].

Также, нежелательно зевать, при возможности прекратить ее, и также дуть ртом в намазе.

— Стоять на одной ноге, подняв другую 

Нет нежелательности если это делается по уважительной в шариате причине, как усталость или рана на ноге и т.п. Также нет нежелательности в том, чтобы опираться на одну ногу, если обе ноги касаются земли (пола)[12].

Нежелательно, также во время стояния ставить одну ногу впереди или же ставить их вместе (так чтоб они прикасались друг другу), однако женщинам делать так (ставить ноги вместе) является желательным. 

— Совершать намаз при наличии желания сходить в туалет или выпустить газы

Желательно, если даже вы не получите коллективный намаз, освободиться от этого (т.е. пойти в туалет и совершить омовение) и совершить намаз спокойно, в том случае если вы успеваете совершить намаз своевременно.

— Совершать намаз сильно голодным при наличии еды

В хадисе говорится:

عن عائشة رضي الله عنها قالت: سمعت رسول الله ﷺيقول: «لا صلاة — أي كاملة – بحضرة طعام ولا وهو يدافعه الأخبثان» رواه مسلم وأبو داود وأحمد

От Айши, да будет доволен ею Аллаh, передается, что она слышала как Пророк, мир Ему и благословение, говорил: «Не будет совершен полноценный намаз человеком, когда подана еда и когда отвращают его от намаза позывы к удовлетворению большой или малой нужды»[13].

Вода в этом вопросе подобна еде, т.е. нежелательно совершать намаз, при наличии воды, если мучает сильная жажда[14]. Желательно, в начале поесть или выпить, таким образом, чтоб сбить это сильное желание к еде или к питью, а только потом совершить намаз. Это с условием что остается время достаточное для совершения намаза своевременно.

— Плевать впереди себя или в правую сторону

В хадисе говорится:

عن ابن عمر رضي الله عنهما: أن النبيﷺقال: «إذا كان أحدكم في الصلاة، فإنما يناجي ربّه، فلا يبزقن بين يديه ولا عن يمينه»

От Ибну Умара, да будет доволен ими Аллаh, передается, что Пророк, мир Ему и благословение сказал: «Когда вы совершаете намаз, вы беседуете с Господом, и вы не плюйтесь вправо от себя или впереди от себя»[15].

Не будет нежелательным если плюнуть в левую сторону.

Имам Ан-Навави в книге «Мажмуъ» пишет, что это (т.е. нежелательность плевать в правую сторону и впереди от себя, а также разрешение плевать в левую сторону) касается того человека, который совершает намаз вне мечети, внутри же мечети запрещено вообще плевать. При необходимости можно плюнуть в носовой платок или в край своей одежды c левой стороны (обычно на внутреннюю сторону одежды)[16].

— Ставить руку на талию (ихтисар), без нужды, во время стояния

Нежелательность этого касается как мужчин, так и женщин.

В хадисе говорится:

لما روي أبو هريرة رضي الله عنه: «أنّ النبي ﷺنهى أن يصلي الرجل مختصرا» رواه البخاري ومسلم أبو داود

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh, передается: «Пророк, мир Ему и благословение, запретил совершать намаз в положении ихтисар»[17].

— В поясном поклоне сильно склонять или поднимать голову

Совершать намаз в бане, даже в раздевалке, на дороге (где ходят люди), базаре, на кладбище, мусорной свалке, церкви (в любом немусульманском храме)

Конечно вышеприведенное будет нежелательным и намаз будет действительным, в том случае, если то место где вы совершаете намаз (т.е., то место где соприкасается ваше тело и одежда) чистое, как например, вы постелили коврик и т.д., в противном случае намаз не засчитается.

— Совершать намаз в дремотном состоянии

— Переплетать пальцы (ташбик) и прищелкивать ими

— Вытирать со лба пыль или убирать камешки на месте земного поклона

— Совершить намаз без головного убора, и оголив плечи[18]

— Подавать знаки глазами, бровями или губами

Нежелательность этого в том случае если это делается без нужды, при наличии нужды нет нежелательности, напротив иногда эти действия даже становятся желательными, как ответ рукой тому, кто поприветствовал вас салямом. В том случае если эти указания делаются для забавы, то это нарушает намаз[19].

— Закрывать глаза, если есть боязнь получения вреда из-за этого

Запрещается закрывать глаза если он предполагает или знает, что получит вред. Обязательным является закрыть глаза, если он видит, то на что запретно смотреть и невозможно избежать этого кроме как закрыв глаза. Желательным же является, когда он видит то что отвлекает его от намаза, как например, человек совершающий намаз за украшенным столбом, отвлекается смотря на узоры на столбе и т.п.[20]

Желательно открывать глаза в земном и поясном поклонах, чтоб и глаза тоже совершили эти поклоны[21].

— Прижимать предплечья к бокам и живот к бедрам

Мужчинам является нежелательным прижимать предплечья к бокам и живот к бедрам в земном и поясном поклонах. Женщинам это является напротив, желательным.

— Прикасаться локтями об землю (пол) в земном поклоне

— Читать громко там, где желательно читать про себя и наоборот.

Это тоже довольно распространенное явление среди нас, многие не обращают на это внимание.

Также, нежелательно громкое чтение в намазе за имамом, за исключением тех мест (которые мы упоминали ранее) где желательно громкое произношение, как произношение амин вместе с имамом и т.д.

— Нежелательно, без нужды, поднимать то что упало, как головной убор и т.д.[22]

— Спешить в намазе, ограничиваясь только на минимальных частях

— Удлинение первого ташаhhуда

— Оставлять чтение дуа после последнего ташаhhуда

— Оставлять чтение дополнительных сур в первых двух ракаатах, также, нежелательно оставлять чтение переходных такбиров, и азкаров, читаемых во время иътидала, земного и поясного поклона, а также, во время сидения между земными поклонами.

 

Хвала Аллаhу, Господу миров[23].

 

 


[1] Макруhом в намазе считается: совершение таких действий, насчет которого в преданиях есть предостережение(наhью), например, взор на небо; также, не выполнение таких желательных действий, насчет которого есть противоположные мнения о обязательности этого действия, например, дуа (читаемые) после последнего ташаhhуда, некоторые ученые считают, что это обязательно («Тухфат-ульМухтадж» 237/1).
[2] Абу Дауд 209/1, ан-Насаи 8/3.
[3] «Ианату-т-Талибин» 222/1.
[4] Аль-Бухари 261/1, Муслим 152/4.
[5] «Фатх-уль Алям» 327/2, «Хашияташ-Ширвани» 415/2.
[6] Аль-Бухари 366, Муслим 44/5. «Аль-Мажмуъ» 29/4.
[7] Аль-Бухари 280/1, Муслим 206/4.
[8] «Мугн-иль Мухтадж» 308/1.
[9] Абдухамид Ширвани комментирует эти слова следующим образом: «Это, как сказал аз-Заркаши, относится только к мужчинам, но не к женщинам» («Хашияташ-Ширвани» 416/2).
[10] «Тухфат-ульмухтадж» 237/1.
[11] «Фатх-ульАллям» 372/2.
[12] «Тухфат-ульМухтадж» 238/1.
[13] Муслим 47/5, Абу Дауд 21/1, Ахмад 43/6.
[14] «Мугн-иль Мухтадж» 309/1.
[15] Аль-Бухари 412, Муслим 1230.
[16] «Мугн-иль Мухтадж» 309/1.
[17] Аль-Бухари 408/1, Муслим 36/5, Абу Дауд 207/1.
[18] «Тухфат-ульМухтадж» 237/1.
[19] «Фатх-уль Алям» 371/2.
[20] «Тухфат-ульМухтадж» 214/1, «Хашияташ-Ширвани» 313/2.
[21] «Ниhаят-ульМухтадж» с хашиятами 638/1.
[22] «Мугн-иль Мухтадж» 278/1.
[23] Статья составлена по материалам книг: «Тухфат-уль Мухтадж», Хашият аш-Ширвани», «Мугн-иль Мухтадж», «Шарх-уль Мафруз», «Фатх-уль Аллям», «Минhаджу-т-Талибин», «Фатх-уль Муин», «Ианату-т-Таибин».

Яндекс.Метрика