Статьи пост

Определение начала и конца Рамадана по математическим расчетам

аввпвпвпв

Именем Аллаха милостивого ко всем на этом свете, и лишь к уверовавшим в день суда!
Предлагаем вашему вниманию доклад на тему «Давайте объединимся»

Это обращение к группе исламских ученых, которые связывают наступление первого дня месяца рамазан только с видением луны, а математический расчет и наблюдение за ходом движения луны не берут за основу, считают ошибкой.

Наступление первого дня рамазана было предметом разногласий, противоречий и споров между мусульманами долгое время. Эти разногласия в основном сводятся к следующему: как держать и отпускать уразу:

1. Увидев своими глазами первую фазу луны нового месяца.

2. Следовать математическому расчету и наблюдением за ходом движения луны, чтобы по этим данным держать и отпускать уразу, что бывает отмечено в календаре. Да направит Аллагь обе стороны на правильный путь.

Вы считаете, что придерживаетесь хадиса Пророка (мир ему и благословение):

صوموا لرؤيته وافطروا لرؤيته

Что означает: «Вы держите уразу, увидев луну, и заканчивайте держать уразу, увидев новую луну уже следующего месяца».

Мы полностью признаем, что это достоверный хадис, 100% его поддерживаем. В этом нет никакого сомнения и разногласия. Однако увидеть луну невооруженным глазом в первой ее фазе в первую ночь очень трудно. Серп луны в этой фазе очень тонкий и сама луна долго не остается в небе, а заходит за солнцем. Погода может быть пасмурной, облака не дают увидеть луну. Много препятствий.

Так в газете «Ас-Салам» №12 2015 года написано, что в Саудовской Аравии 1984 году планета Венера была принята за луну. А некоторые наблюдатели приняли облако за луну и заканчиваете свою цитату словами: «Как это происходило много раз с опытными наблюдателями».

Дальше: вас не устраивает также тонкий серп имеющейся луны и утверждаете, что серп луны должен быть толстым и должен оставаться на небе долго. Это тоже спорный момент, вызывающий разногласия. Люди могут по-разному оценить понятия «толстый» и «тонкий».

Теперь я постараюсь рассказать, за кем мы следуем. В первую очередь, мы следуем за нашими авторитетными шейхами МухIаммадгIарифом-афанди и СагIадухIажиясул МухIаммадом-афанди, къаддасаллагьу асрарагьума. Установка у них была такая: обратить внимание на календарь, где указано точное время новолуния по математическому расчету и по наблюдению за ходом движения луны с помощью современных мощных телескопов. Исходя из этих данных, решить вопрос о наступлении первого дня месяца рамазан. Для нас – последователей тIарикъата – слова наших авторитетов являются очень ценными. Но мы никому не навязываем следование за шейхами тариката. Каждый человек сам имеет полное право следовать или не следовать за ними.

А теперь обратимся к исламским книгам. Одной из основополагающих книг шафиитского мазхаба является книга «Махалли». Это расшифровка и толкование книги «Мингьаж», которую написал имам Навави, рахIимагьу Ллагь. Во втором томе книги «МахIалли» в разделе «Поста» на 117-й стр. читаем хадис Пророка (мир ему и благословение):

صوموا لرؤيته وافطروا لرؤيته

«Вы держите уразу, увидев новую луну, и отпускайте уразу, увидев новую луну [имеется в виду следующего месяца шавваль].

На этой же странице снизу между 4 и 5 строчками написано:

و المراد بالرؤية إمكانها و إن لم توجد بالفعل

Перевод: «Под словом «видеть» подразумевается возможность ее наличия, хотя сама она и не видна невооруженным глазом».

На стр. 300 первого тома книги «ИхIяу гIулуми ддин» Имама Гъазали, рахIимагьуллагь, выпущенной в Дамаске в 2004 году, читаем:

الأول: مراقبة أول شهر رمضان و ذلك برؤية الهلال

Довод Ислама Имам Гъазали говорит: «Первое что необходимо – это следить за началом наступления месяца рамазан. И это достигается видением луны».

Читаем дальше:

و نعني بالرؤية العلم

Перевод: «Под словом «увидеть» мы подразумеваем – знание, что это новолуние наступило».

В книге «ФатхIуль гIаллам» шафиитского мазгьаба, являющейся очень популярной и авторитетной книгой среди исламских ученых, на стр. 16, IV-го тома автор сам задает вопрос:

بما يثبت شهر رمضان؟

«Какими способами достигается знание того, что рамазан действительно наступил?» Сам же и отвечает на этот вопрос и перечисляет эти способы:

Во втором пункте читаем:

و يثبت أيضا في حق من رأى الهلال

«Достигается это знание видением луны». Слов нет, мы согласны.

Но этот же автор в этой же книге, на этой же странице в шестом пункте говорит следующее:

و في حق مَنْ عرفه بحسابه أو تنجيمه

«Также о том, что рамазан наступил, мы узнаем по математическим расчетам и астрономическим наблюдением за ходом движения луны». Вот же нам дорога, по которой мы можем идти, и которая даст нам разрешение держать уразу по математическому расчету! Какой еще довод нужен?!

Здесь же автор этой книги берет на себя ответственность за те слова, которые он пишет в книге. Нам же остается только следовать за автором этой книги. Почему мы это не делаем? И автор этой книги и многие исламские ученые того времени – они же лучше нас с вами понимали значение и смысл слов Пророка (мир ему и благословение): «Вы держите уразу, увидев луну, и отпускайте ее, увидев луну». Они же были ближе к золотой эпохе, в которой жил Пророк (мир ему и благословение) его сподвижники разия Ллагьу гIангьум. Перед теми учеными был же этот хадис, который перед нами. Если бы нельзя было, они разве дали бы нам разрешение в обход этого хадиса держать пост по математическому расчету. Они же были более богобоязненные, чем мы с вами.

На этом месте вы по своей воле не признаете этот пункт. Отделяетесь от нас и обособляетесь в отдельную группу. Я вас призываю признать все эти пункты правильными, включая и этот 6-й пункт, не отделиться, не вносить разногласия и споры, оставаться вместе с нами в одной общине!

Вернемся к книге «МахIалли», II-й том, стр. 117.

Здесь в «Шигьабе» представлена широкая расшифровка и толкование хIадиса Пророка (мир ему и благословение): «Держите уразу, увидев луну, и отпускайте ее, увидев луну». Эта расшифровка идет в 10 пунктах.

Шестой пункт этого столбика гласит следующее:

سَادسها: إن حملت [الرؤية] على وجوده [أي الهلال] لزم طلب الصوم و إن لم يتمكّنْ رؤيته بأن أخبر المنجم أنّ له [أي لهلال] قوسا لا يرى

Перевод: «Если увязать видение луны с возможностью ее наличия – в таком случае является обязательным в следующий день держать уразу, если даже эта луна не видна простым глазом. Возникает вопрос в этом случае: как же увязать видение луны с возможностью ее наличия. Там же дается и ответ: – на основании сообщения астронома о том, что луна в данной фазе имеет форму дуги – قَوْسٌ – которая не видна невооруженным глазом».

Вот же здесь нам четко дают понять, что видеть луну своим глазом необязательно! Достаточно сообщение астронома о том, что новолуние наступило. И здесь имеются слова لزم طلب الصوم – – что означает «является необходимым потребовать держать уразу». Не просто право дают, а требуют держать уразу.

В календарях и других источниках бывают сообщения о предстоящем затмении Солнца или луны. И точно в это время минута в минуту, как и прогнозировали астрономы, это затмение и происходит. Это мы видим своими глазами. У нас есть все основания верить этим данным. Книга «ФатхIуль гIаллам». Том IV, стр. 17, пункт V гласит:

و في حق من أخبره غير موثوق به كصبي أو فاسق و قد وقع في القلب صدقه [و بهذا يثبت دخول رمضان]

Перевод: «Месяц рамазан считается наступившим и в том случае, если эта информация идет от несовершеннолетнего мальчика или от фасикъа, т.е. человека, не выполняющего установки ислама. Однако в данном вопросе в том, что он говорит, если в нашем сердце возникла мысль, что это – правда, тогда для нас считается, что первый день рамазана наступил и мы обязаны держать уразу».

В книге «ИхIяъ», том I, стр. 300 читаем:

و مَنْ سمع عدلاً و وثق بقوله و غلب على ظنه صدقه لزم الصوم و إن لم يقض القاضي به

Перевод: «Кто услышал от доверенного лица информацию о натуплении первого дня рамазана и убедился в его правоте – в этом случае для этого человека является обязательным держать уразу, если даже имам не вынесет решение об этом».

Вот какую силу имеет наша убежденность в правоте того человека, от которого мы получаем данную информацию. И у нас есть такая убежденность в том, что отметка в календаре о новолунии – это правда, без сомнения. Значит, мы должны держать уразу, следуя за этой информацией!

Вы цепко держитесь за книгу «ТухIфатуль мухIтаж», которую написал Ибну Хаджар, рахIимагьуллагь.

В толковании этой книги ГIабдулхIамида Ширвани, которое называется «Хашият Ширвани», на стр. 373 читаем слова Ибну Хаджара:

و لا يجوز تقليدهما

Перевод: «Не разрешается следовать за ними обоими». Имеется в виду за человеком, ведущим математический расчет, и человеком, ведущим наблюдение за ходом движения луны.

Тут же читаем слова ГIабдулхIамида Ширвани, который расшифровывает и толкует книгу «ТухIфатуль мухIтаж» Ибну Хаджара:

يأتي عن «النهاية» خلافه

Перевод: «А в книге «Нигьаят» имеется противоположное решение этого вопроса, которое будет гласить, что разрешается следовать за ними».

Читаем дальше текст Ибн Хаджара:

نعم لهما العملُ بعلمهما

Перевод: «Однако сами они оба имеют право следовать за своими знаниями».

Теперь читаем текст Ширвани, который толкует эти слова:

ذكر شيخنا الشهاب الرملي و وافقه الطَّبْلَوِي الكبير على الوجوب و الإجزاء

Перевод: «Наш шейх ар-Рамли отмечает, что [не только разрешается], но и обязывается этим обоим держать уразу [имеется в виду по математическому расчету и по наблюдению за ходом движения луны]. С этим решением полностью согласен и ТIаблави старший».

Хочу отметить, что эти ученые, о которых мы здесь говорим, они примерно одного уровня знаний и достоинства, может быть чуть больше, чуть меньше.

Читаем дальше:

و لهما العمل بالحساب و التنجيم أيضا في الفطر آخر الشهر

Перевод: «Им обоим есть также разрешение и отпускать уразу в конце месяца по математическому расчету и по наблюдению за ходом движения луны».

Читаем дальше:

إذ المعتمد أن لهما ذلك في أوله و أنه يجزؤهما عن رمضان

Перевод: «Такое же разрешение для них обоих было и держать уразу в начале месяца по этому же принципу».

Слово «المعتمد» означает, что это разрешение твердое, без всякого сомнения. И таким образом соблюденные ими дни уразы им действительно засчитываются за рамазан.

Теперь посмотрите, какую силу имеет математический расчет и наблюдение за ходом движения луны. Кто может идти против мнения этих великих исламских ученых?

Читаем дальше:

و أن قضية وجوب العمل بالظن أنه يجب عليهما ذلك

Перевод: «Поистине, окончательное юридическое решение этого вопроса состоит в том, что эти оба обязаны строить свои действия по тем данным, которые у них имеются», т.е. в начале месяца держать уразу по математическому расчету и по наблюдению за ходом движения луны – а в конце месяца отпускать ее.

و كذا من أخبراه إذا ظنَّ صدقهما

Перевод: «Это же решение касается и тех людей, которым эти оба рассказали о результатах своих наблюдений. Те люди также обязаны держать уразу, если у них сложилось мнение, что эти оба правы».

Эти научные выражения переведем на более понятный язык. Вывод такой: если мы считаем, что отметка о новолунии в календаре – правильная, тогда мы обязаны держать уразу, согласно этим данным.

Читаем дальше:

و قياس الوجوب إذا ظنّ صدقهما

«Эта обязанность измеряется тем, что достаточно даже предположения, что они правы, чтобы следовать за ними». И это все указано в книгах»: «Мугъни», «ИгIаб», «ИтхIаф», «Нигьаят».

Газета «Ас-Салам» №19 2010 года на аварском языке публикует статью «Сколько бывает ураза-байрам?».

В ней говорится: «МухIаммад Рамли в своей книге «Фатава» указывает, что мы имеем право следовать за данными, полученными о новолунии путем математического расчета. А в книге «Нигьаятуль мухIтаж» этот же автор не только дает право, но и обязывает держать уразу по этому принципу. И добавляет: «Даже в том случае, если невозможно увидеть эту луну».

Читаем дальше: «Бывший муфтий города Мекка, ученый Сулейман Курди в своей книге «Фатава» пишет: «Если люди услышали сообщение о новолунии на основе математического расчета, и у этих людей сложилось мнение, что это сообщение правильное, тогда эти люди обязаны держать уразу, согласно этому сообщению».

Держать уразу по математическому расчету право дают также:

Ибну РуфгIат в своей книге «Нигьаят», Субуки, Заркаши, ХатIиб Ширбини. Даже Ибну ХIажар в своей книге «ИгIаб». А те, кто обязывает это кроме МухIаммад Рамали, о котором мы выше говорили, еще и его отец Шигьабудин Рамали, ТIаблави, ХIалаби, Зияди, ГIабдурахIман БагIлави в своей книге «Бугъятул мустаршидин». Не буду дальше утомлять ваше внимание и на этом закончу экскурсию в книги.

Обратите свое внимание на то, как решается этот вопрос в других мусульманских странах. Газета «Ас-Салам» №20 от 30 октября 2010 года публикует статью: «В большинстве исламских стран ученые давно уже пользуются астрономической наукой и формулами, которые позволяют рассчитать начало месяцев заранее. Движение луны до самых мельчайших деталей с легкостью вычисляется с помощью таких формул. Астрономия и математика давно превратились в точные науки. По этому поводу ни у кого нет сомнений. Все сомнения развеяны на конференции, состоявшейся в Стамбуле в 1978 году по вопросу наблюдения за новолунием. На ней присутствовало более 40 исламских ученых-астрономов из 19 мусульманских стран. На конференции было вынесено решение о том, что даты, которые определяются учеными-астрономами с помощью телескопов, расчетов и математических вычислений с точки зрения религии ислам действительны и имеют религиозно-правовую силу.

Неужели нам не хватает всего того, что перечислено выше, чтобы идти по пути, указанному нам этими большими авторитетными исламскими учеными?!

Давайте поставим все аргументы обеих сторон на чаши весов. Тогда явно обнаружится, что чаша с аргументами той стороны, которая придерживается принципа следования арифметическим расчетам, окажется тяжелее и вопрос решится в пользу арифметического расчета и наблюдения за ходом движения луны, без сомнения.

В конце еще раз хочу подчеркнуть: мы ваш принцип не отрицаем. Хадис, за которым вы следуете, достоверный. Слов нет. Согласны. Но и вы согласитесь с тем, что мы перечислили выше – как трудно видеть новую луну. Согласитесь с тем, что мы рискуем упустить драгоценный первый день священного рамазана в начале месяца и попасть в грех в конце месяца – соблюдая пост в праздник ураза-байрама. Также согласитесь с тем, что часть наших исламских ученых, которые имеют высокий авторитет, дают нам право следовать за арифметическим расчетом, а другая часть даже обязывает. Мы же имеем право верить тому, что отметка в календаре о новолунии – это верная информация. Раз мы верим этой информации, нас эти же исламские ученые обязывают соблюдать пост и отпускать уразу по этому же принципу.

А вы отпугиваете мусульман от следования за ними. Неужели вы думаете, что мы с вами больше знаем ислам, чем те великие исламские ученые нашего мазгьаба, которые написали такие фундаментальные книги по исламу, как «МахIалли» и его толкование «Шигьаб», «ФатхIуль гIаллам», «ИхIяъ» и т.д? Или вы считаете, что мы с вами более богобоязненные, чем они? Когда они в своих книгах давали нам разрешение держать уразу по математическому расчету, перед ними ведь был хадис: «Держите уразу, увидев луну, отпускайте уразу, увидев луну». Они же сами приводят этот хадис в одном из своих пунктов. И все-таки дали нам разрешение держать уразу по математическому расчету, даже обязали. Теперь, по вашему мнению, получается – они плохо поняли смысл этого хадиса и дали разрешение следовать за математическим расчетом. А вы лучше поняли его смысл и не даете этого разрешения. Или они менее богобоязненные, а вы более богобоязненные. Или ответственность за то, что говорим и делаем у них меньше, у вас больше.

Мой насихIат вам: еще и еще раз трезво подумайте над этим вопросом, без предвзятых принципов и амбиций. Да объединит Аллагь нас  с вами на истинном пути!

Как вы знаете, в религии Ислам есть облегчения в затруднительных ситуациях: Там где затруднения с водой – разрешается делать таяммум. Человеку, находящемуся в сафаре – т.е. в пути разрешается переносить намазы и сокращать их. При определённых затруднительных условиях разрешается отпускать уразу в старческом возрасте, больным людям, беременным женщинам с последующим возмещением или компенсацией. Кто будет отрицать эти облегчения он сам может впадать в крайне тяжелое положение вплоть до выхода из ислама – в неверие за то, что отрицает одно из хIукму ислама, его атрибута. Вспомните как Пророк (мир ему и благословение) сказал сподвижнику МугIазу (разияллагьу гIангьу), когда его отправлял в Йемен: «Я МугIаз, ты не затрудняй им, ты облегчай им пути в трудных вопросах».

У Пророка (мир ему и благословение) есть такой хадис: «Когда вы делаете сужда в молитве, то вы ставьте свою голову над ногами Аллагьа». Истинный смысл этих слов такой: «Вы себя считайте настолько покорными, смиренными перед Аллагьом, а Его возвеличивайте, как будто вы ставите свою голову над Его ногами, если бы эти ноги у Него были». Современники Пророка (мир ему и благословение) сразу этот смысл понимали, потому что имели очень крепкий иман и понимание. А те люди, которые живут далеко от него по времени и расстоянию, плохо понимают этот смысл.

Есть еще два фактора:

1. Каждый человек имеет свой нафс, который науськивает ему, что ты прав, ты умный, ты способный. Ты не уступай.

2. Шайтан также не захочет, чтобы мы были в согласии и спокойствии, а будет толкать нас на споры, раздоры и разногласия. Уверяю вас они оба – враги и наши и ваши. По силе своей возможности они не дадут нам объединиться. Аллагьа прошу, чтобы Он показал нам обоим истинный путь и чтобы помог нам следовать этому пути.

В этом году в Дагестане что случилось?

В Духовном управлении была создана специальная комиссия в составе ученых-алимов для глубокого изучения этого вопроса и вынесения объективного решения. Эта комиссия заняла противоположную моей точке зрения позицию. Смогла убедить общественность в том, что они правы. Вынесла решение держать уразу и отпускать ее на день позже. Мне что остается делать? Уйти подальше от людей. Найти укромное место. И тихо плакать в свой жилет.

 

 Шейх Абдулжалил-Афанди къ.с.
Стенограмма выступления

Яндекс.Метрика