Статьи намаз

Намаз по сунне | Первый салям

ПВПВПВПЫВПЫ

Двенадцатой составной частью намаза является первый салям.

После того, как прочитали ташаhhуд и салават, обязательным и завершающим намаз действием является произнесение первого саляма.

Основой этому является хадис:

عن علي كرم الله وجهه: أنّ النبي ﷺ قال: «مفتاح الصلاة الطّهور، وتحريمها التّكبير، وتحليلها التّسليم» رواه أبو داود والترمذي والحاكم والدارمي وأحمد

От Али, да будет доволен им Аллаh, передается, что Посланник Аллаhа, мир Ему и благословение, сказал: «Ключ от намаза – это чистота, начало – такбир и конец – таслим»[1].

Минимальная форма

السلام عليكم

Транскрипция: «Ас-саляму гIаляйкум».

Достаточно будет произнести: «ГIаляйкум Ас-салям», но это является нежелательным.

Обязательные части саляма:

— Произносить салям с определенным артиклем

Недостаточно, и намаз нарушится, если сказать намеренно, зная запретность, слова саляма без определенного артикля[2], вот таким образом: «Саляму гIаляйкум» или «салями гIаляйкум»[3].

— Произносить с местоимением второго лица во множественном числе «Кум»

Обязательным является произнести слово «гIаляйка» в саляме с местоимением второго лица во множественном числе «кум» (т.е., должно получиться «гIаляйкум»[4]), недостаточно произнести «Ассаляму гIаляй(гьим)», без «ка», а также «Ассаламу гIаляй(ка)» в единственном числе.

— Непрерывность

Обязательно произносить салям непрерывно, то есть, без срывов и пауз между «ассаляму» и «гIаляйкум» длительнее, чем нужно для вздоха или зевания.

— Повернуться грудью в сторону Киблы

Намаз нарушается, если отвернуть грудь от киблы. Это касается всего намаза.

— Произносить салям в положении сидя

— Произносить так, чтоб было слышно самому себе

— Не убавлять и не добавлять буквы или слова, меняющие смысл[5]

Совершенная форма

السلام عليكم ورحمة الله

Транскрипция: «Ас-саляму гIаляйкум ва рахIматуЛлаh».

Желательные части:

— Не растягивать произношение саляма

Основой этому является хадис:

عن أبو هريرة رضي الله عنه قال: «حذف السلام سنّة» رواه أبو داود والترمذي وأحمد

От Абу hурайры передается: «Не растягивание саляма является сунной»[6].

— Произнести салям второй раз

Как мы упомянули ранее, произнести первый салям является обязательным и человек считается завершившим свой намаз при произнесении первого саляма, а второй салям является желательным. Даже если имам оставил произнесение второго саляма, маъмуму желательно его произнести.

Основой этому является хадис:

عن ابن مسعود: «أن النبي ﷺ كان يسلم عن يمينه وعن يساره» رواه مسلم

От Ибну Масъуда передается: «Пророк, мир ему и благословение, произносил салям в правую и в левую сторону»[7].

Но обратите внимание, если после первого саляма вам стал недозволен намаз, например, у вас нарушилось омовение, открылся аврат, на вас попала нечисть больших размеров и т.д., то обязательным является ограничиться только первым салямом.

— Прождать небольшую паузу между двумя салямами

Желательно между салямами сделать паузу одним небольшим вздохом[8]. В книге «Фатх-уль Алям» пишется ссылаясь на книгу «Бушраль Карим», что желательно, чтоб пауза была продолжительностью, достаточной для произнесения слова «СубхIаналЛаh»[9].

— Поворачивать голову

Является желательным, произнося первый салям, повернуть голову в правую сторону, так, чтоб сзади сидящие могли видеть правую щеку. Произнося второй салям, желательно повернуть голову в левую сторону, так, чтоб сзади сидящие могли видеть левую щеку[10].

Основой этому является хадис:

عن سعد بن أبي وقاس قال: «كنت أرى النبي ﷺ يسلّم عن يمينه وعن يساره حتى يرى بياض خده» رواه مسلم

От Саъд бин Аби Вакаса, да будет доволен и Аллаh, передается: «Я видел Пророка, мир Ему и благословение, произносящим салям в правую сторону и в левую, так, что была видна белизна Его щеки»[11].

Желательно начинать произносить салям, когда лицо направлено в сторону киблы, и завершить салям с завершением поворота головы[12].

— Намерение для выхода с намаза

Желательно в начале произнесения саляма сделать намерение (сердцем) для выхода из намаза. Если сделать намерение в начале второго саляма или же в середине первого, то это не будет считаться за выполненный суннат.

Но обратите внимание: если вы сделаете намерение выйти из намаза до вступления в первый салям, то ваш намаз нарушается[13].

— Сделать намерение на салям

Желательно тому, кто произносит салям, поворачивая голову в правую сторону, сделать намерение дать салям всем тем, кто находится на правой стороне (в мире), из ангелов, уверовавших людей и джинов. Поворачивая голову в левую сторону, произнося второй салям – то же самое.

Имаму, плюс к этому, произнося салям в правую сторону, желательно еще сделать намерение дать салям тем, кто совершает за ним намаз на правой стороне, а также и тем, кто совершает намаз на левой стороне, когда имам произносит второй салям, поворачивая голову в левую сторону, а также тем, кто совершает за ним намаз прямо позади него. Намерение в этом случае можно сделать в первом или втором саляме.

Также, следующему за имамом в намазе желательно, плюс ко всему, сделать намерение ответить на салям имама. Те, кто находятся прямо позади имама, намереваются, когда произносят первый или второй салям. Тем, кто с правой стороны, намереваются, когда произносят второй салям. Тем, кто с левой стороны – когда произносят первый. Также, следующим за имамом желательно сделать намерение ответить на салям друг друга: произнося первый салям (и поворачивая голову вправо), ответить на салям того, кто находится справа от них, произнося второй салям (и поворачивая голову влево), ответить на салям того, кто находится слева. И, произнося первый или второй – тем, кто находится впереди и сзади, но предпочтительно намериться ответить на салям, когда произносят первый салям.  

Основой этому является хадис:

وعن سمرة بن جندب رضي الله عنه قال : «أمرنا النبي صلى الله عليه وسلم أن نرد على الإمام ، وأن يسلم بعضنا على بعض» رواه أبو داود والدارقطني والبيهقي

От Самрат бин Джундуба, да будет доволен им Аллаh, передается: «Посланник Аллаhа, мир Ему и благословение, повелел нам отвечать на приветствие (салям) имама и приветствовать друг друга»[14].

عن علي كرّم الله وجهه: أن النبي ﷺ «كان يصلّي قبل الظهر أربعا، وبعدها ركعتين، ويصلّي قبل العصر أربعا، يفصل كل ركعتين بالتسليم على الملائكة المقرّبين والنبيّين ومن معه من المؤمنين» رواه الترمذي والنسائي وابن ماجه وأحمد

От Али, да будет доволен им Аллаh, передается: «Посланник Аллаhа, мир Ему и благословение, совершал перед обеденным намазом четыре, а после него два ракаата, также перед послеобеденным он совершал четыре ракакта, и каждые два раката он завершал приветствием (салямом) приближенным ангелов (мукаррабун), пророкам (мир им) и тем верующим, которые присутствовали рядом с ним»[15].

Рядом сидящему, который не совершает намаз, необязательно отвечать на салям совершающего намаз (завершающего его), но это является желательным[16].

— Прождать, пока имам завершит произнесение второго саляма

Является желательным маъмуму подождать, пока имам завершит произношение обоих салямов, но если произнести после первого саляма имама, это не нарушает намаз. Намаз нарушится, если произнести салям до того, как имам начнет его произносить, но если он произносил этот салям с намерением прервать следование за имамом, то намаз не нарушается, но вознаграждение от коллективного намаза у него уменьшается. 

Также масбуку желательно подождать, пока имам не произнесет оба саляма, и только потом продолжить свой намаз, но если он продолжил намаз после первого саляма, это не нарушает намаз, кроме аналогичного случая, который мы привели ранее, т.е., если он продолжил свой намаз до того, как имам приступил к произношению первого саляма и у него не было намерения прервать следования за имамом, его намаз нарушается.

 

Хвала Аллаhу, Господу миров[17].

 

 


[1] Абу Дауд 15/1, Тирмизи 38/1, Хаким 136/1, ад-Дарими 175/1, Ахмад 123/1.
[2] Проще говоря, без «ас», в слове «ас-салям», получится «салям».
[3] «Мугн-иль Мухтадж» 273/1, «Фатх-уль Муин» с.122.
[4] Т.е. так как мы привели выше, где приводится минимальная форма саляма.
[5] «Ианату-т-Талибин» 205/1, «Нихаят-уль Мухтадж» с хашиятами 625/1, «Хашият Ширвани» 296/2.
[6] Абу Давуд 230/1, Тирмизи 191/2, Ахмад 532/2.
[7] Муслим 582.
[8] «Хашият Кайлюби» 193/1.
[9] «Фатх-уль Алям» 323/2.
[10] «Минhаджу-т-Талибин» с.103, «Хашият Ширвани» 300/2.
[11] Муслим 582.
[12] «Нихат-уль Мухтадж» с хашиятами 629/1, «Мугн-иль Мухтадж» 274/1.
[13] «Ниhат-уль Мухтадж» с хашитом Шабрамаллиси 626-627/1.
[14] Абу Дауд, ад-Даракутни, аль-Байхаки.
[15] Ат-Тирмизи 502/2, ан-Насаи 92/2, Ибну Маджаh 367/1, Ахмад 160/1.
[16] «Тухфат-уль Мухтадж» 212/1, «Хашият Ширвани» 303/2.
[17] Статья составлена по материалам книг: «Мугн-иль Мухтадж» 273-275/1, «Тухфатуль Мухтадж» 210-212/1, «Хашият Ширвани» 296-303/2, «Ниhаятуль Мухтадж» с хашиятами Шабраммаллиси и Рашиди 625-630/1, «Фатх-уль Муин» с.122-123, «Ианату-т-Талибин» 205-208/1, «Шарх-уль Мафруз» с.315-317, «Муътамад» 299-303/1, «Минхаджу-т-Талибин» с.103, «Фатх-уль Алям» 240-244,323/1.

Яндекс.Метрика