Статьи намаз

Намаз по сунне | Поясной поклон

vavypavpvpvpvp

Пятой составной частью намаза является поясной поклон (рукуъ).

Основой этому является аят Корана:

قوله تعالي: «يأيّها الّذين آمنوا اركعوا واسجدوا»

Смысл: «О те, которые уверовали! Кланяйтесь и падайте ниц»[1].

Также хадис, приведенный ранее, в прошлой статье:

«Когда встанешь на молитву……потом соверши поясной поклон (и оставайся в таком положении), пока не успокоишься в нём……»[2].

Также, единогласное мнение ученых.

Поясной поклон – из особенностей нашей общины, поясной поклон не был предписан в намазах других общин[3].

В книге «Фатх-уль алям» пишется: 

«Его (поясной поклон) начали совершать в предзакатном намазе, на следующий день после миъраджа, основываясь на том, что рассказал Али, да будет доволен им Аллах: «Первый намаз, в котором, мы совершили поясной поклон – это предзакатный, затем я спросил: «О посланник Аллаха, что это?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Так мне повелели». Пророк до этого совершил обеденный намаз без поясного поклона. Также и остальные намазы, которые совершали до того, как предписали пятикратный обязательный намаз»[4].

 Условия поясного поклона:

— Наклониться так, чтобы ладони достигали колен;

Обычному человеку с обычной длинною рук обязательно наклониться так,  чтоб ладони его рук достигали колен.  Недостаточно наклониться так, чтобы доставали только пальцы рук. Те люди, у кого руки длиннее, чем обычно, или же короткие, или их нет (будь то с рождения или отрезанные), обязаны наклониться так, как наклоняется тот, у кого руки обычной длины, не обращая внимания на то, куда доходят их ладони[5].

Тот, кто не в состоянии наклониться подобным образом, обязан наклониться, как может.

Что же касается поясного поклона того, кто совершает намаз сидя, то об этом мы говорили в прошлых статьях.

— Тумаънинат[6] в этом положении;

— Не наклоняться для другой цели, кроме как для выполнения элемента намаза.

Например: совершая земной поклон (после того, как прочитали аят, после которого желательно совершить земной поклон) в намазе, дошли до поясного поклона, потом передумали делать земной поклон и решили остаться на поясном –  такой поясной поклон не засчитывается, обязательно выпрямиться и совершить поясной поклон заново. Это касается и остальных составных частей, таких, как земной поклон, сидение между ними, стояние (иътидаль) и т.д.

Все три пункта являются обязательными и достаточными для того, чтобы поясной поклон был засчитан, но  нежелательно ограничиваться только на этом[7].

Желательные действия:

— Чтоб спина, шея и голова были на одной прямой, как прямая доска.

Это желательно как мужчинам, так и женщинам. Нежелательно держать голову опушённой или же поднятой.

— Чтоб колени не были согнутыми

— Чтоб ладони лежали на коленях, пальцы рук немного разведены и направлены в сторону киблы (направлены вниз).

Вали аль-Ираки предостерегает от того, чтобы совершающие намаз направляли пальцы рук в поясном поклоне не в сторону киблы, будь то вправо или влево[8].

— Чтоб руки (кисти рук) были оголены.

— Оставлять расстояние между коленями размером с пядь

— Произнесение такбира от начала до завершения поясного поклона[9]

— Поднимать руки подобно тому, как их поднимали во вступительном такбире.

Такбир желательно произносить вместе с поднятием рук (руки поднимаются как во вступительном такбире), и когда руки поднимутся, желательно наклониться, такбир же желательно растягивать до завершения наклона[10].

— Мужчинам отделить от колен живот, оба локтя отвести в стороны, а женщинам – держать прижатыми. То же самое и в земном поклоне[11].

 — Тасбих

В поясном поклоне желательно читать «СубхIана раббияль гIазым ва бихIамдиhи».

Основой этому является хадис от Укбат бин Амир:

عن عقبة بن عامر قال: لما نزلت [فسبّح باسم ربّك العظيم] قال رسول الله ﷺ: «اجعلوها في ركوعكم»، قال: ولما نزلت [سبّح اسم ربك لأعلى] قال: «اجعلوها في سجودكم» رواه أبو داود وابن حبان والحاكم  

«Когда был ниспослан 74 аят из суры «аль-Вакия», Пророк, мир Ему и благословение, сказал: «Вы читайте его в поясном поклоне», а когда был ниспослан 1 аят из суры «аль-АгIля», он сказал: «Вы читайте его в земном поклоне»»[12].  

Сунна будет считаться исполненной прочтением одного тасбиха.

Минимальное же количество полноценной сунны – это три раза. Далее, пять, семь, девять и одиннадцать – и это самое полноценное количество тасбиха в поясном поклоне. Желательность чтения такого количества тасбиха касается мунфарида[13], имама джамаата махсурин[14], которые не против того, чтобы имам удлинял намаз, а также самому джамаату, также, маъмуму[15], имам которого (не джамаата махсурин) задерживается в поясном поклоне.

Им также является желательным прочитать после тасбиха это дуа:

اللهم، ولك اسلمت خشع لك سمعي وبصري ومخّي وعظمي وعصبي وشعري وبشري، وما استقلّت به قدمي لله ربّ العالمين

«Аллаhумма ляка ракагIту ва бика аманту ва ляка аслямту хашагIа ляка самгIи ва басари ва муххи ва мастакъаллят биhи къадами лиллаhи раббиль гIаламин»

А для имама, джамаат которого не махсурин, или махсурин, но которые не согласны на удлинение, является нежелательным читать тасбих больше трех раз.

Если есть намерение прочитать тасбих или ду‘а, то лучше читать тасбих. Чем 11 раз читать тасбих, лучше 3 раза прочитать тасбих и после них ду‘а[16]. 

Является нежелательным чтение аятов Корана в поясном и земном поклонах, также в остальных элементах намаза, кроме стояния (киям)[17].

Хвала Аллаху, Господу миров[18].

 

 


[1] «аль-Хадж» аят 77.
[2] Бухари, 757, Муслим, 883
[3] «Ианату-т-Талибин» 181/1
[4] «Фатх-уль алям» 214/2
[5] «Мугн-иль Мухтадж» 252/1.
[6] Тумаънинат – задержка на время, которое отличает одно действие от другого. В «Фатх-уль Аляме» 213/2, пишется, что обязательная минимальная задержка – это время, достаточное для произношения слова «СубхIанаЛлаh».
[7] «Фатх-уль Муин» с. 110
[8] «Мугн-иль Мухтадж» 252/1.
[9] «Мугн-иль Мухтадж» 253/1, «Тухфат-уль мухтадж» 245/2.
[10] «Мугн-иль Мухтадж» 253/1.
[11] «Ианату-т-талибин» 183/1.
[12] Абу Дауд 869, Ибну Маджа 887, Хаким в «Мустадраке» 225/1.
[13] Тот, кто совершает намаз индивидуально.
[14] Постоянное количество людей в джамаате, к примеру, в джамаат-намазе постоянно присутствует десять человек; это не касается тех джамаатов, в которых количество участников постоянно меняется.
[15] Совершающий намаз за имамом.
[16] «Фатх-уль Муин» с. 110
[17] «Тухфатуль Мухтадж» 247/2.
[18] Статья составлена по материалам книг: «Тухфатуль мухтадж» с хашиятами Ширвани и Убади 241-247/2, «Мугн-иль Мухтадж» 251-254/1, «Шарх-уль Мафруз» с. 297-299, «Ианату-т-талибин» 181-184/1, «Фатх-уль Алям» 211-215/2, «Фатх-уль Муин» 109-111.

Яндекс.Метрика