Статьи разное

Превосходство сборника Бухари над сборником Муслима

Миниатюра для статей

Превосходство сборника Бухари над сборником Муслима: сравнительный анализ по основным критериям достоверности хадисов

По общему мнению ученых, предпочтение было отдано сборнику Бухари над сборником Муслима, ибо сборник хадисов, составленный Бухари, в наивысшей степени соответствует установленным критериям (нормам) и самым высоким требованиям отбора достоверных хадисов, таким как непрерывность иснада, благочестие и точность передатчика, отсутствие отклонений и недостатков в хадисах.

1. Превосходство сборника Бухари по критерию «непрерывность иснада».

Бухари поставил условие в хадисе му’ан’ан, чтобы последующий передатчик встречался с предыдущим хотя бы раз (см. «Лакт ад-Дурар», стр. 45). Муслим же ограничился лишь условием проживания передатчиков в одно время, с долей вероятности встречи передатчиков.

2. Превосходство сборника Бухари по критерию «благочестие и точность передатчика».

Здесь сравниваются передатчики, в отношении которых существуют разногласия. По количеству их больше у Муслима, чем у Бухари. У Бухари (в отличии от Муслима, у которого наибольшая часть хадисов от тех передатчиков, с кем он не встречался и в отношении которых существуют разногласия среди знатоков хадисов) они немногочисленны, большая их часть — это его шейхи, у которых он брал хадисы и изучал их. Нет сомнения в том, что человек лучше знает хадисы своего шейха, чем тот, кто не имел возможности встретиться и принять хадис от передатчика, жившего до него.

Общее количество передатчиков Бухари насчитывает около 433. В 80 из них были суждения о слабости. У Муслима же количество передатчиков насчитывается 620, и в 160 из них были суждения о слабости.

3. Превосходство сборника Бухари по критерию «отсутствие отклонений и недостатков в хадисах».

Хадисы сборника Бухари меньше подверглись критике, чем хадисы Муслима. Бухари был сильнее Муслима в науках и более осведомлен в науке хадисов. Муслим был его учеником и передавал хадисы Бухари в большом количестве. Муслим продолжал получать знания и следовать наследию Бухари. Даже ад-Даракутни высказался по этому поводу: » Если бы не Бухари, не было бы Муслима» (см. «Шарх ан-Нухба», обсуждение превосходства Бухари подробно представлено во введении книги «Фатх-уль Бари»).

 

Абдулла Сираджуддин, «Шарх аль-Манзуматуль Байкуния» стр. 43-44

Яндекс.Метрика