Статьи джанаиз

Проводы усопшего

вывпвыпрврпварв

Проводы погребальных носилок являются общей обязанностью (фардуль кифая)[1]. Для мужчин является сунной провожать погребальные носилки, не зависимо от того, что покойный является мужчиной или женщиной.  В хадисе от Бараъ бин Азиб, говорится:

عن البراء بن عازب رضي الله عنه قال: » أمرنا رسول الله بإتباع الجنازة، وعيادة المريض، وتشميت العاطس، وإجابة الداعي، ونصرة المظلوم» رواه البخاري ومسلم والنسائي وأحمد

Смысл: «Пророк повелел нам провожать погребальные носилки, навещать больного, принимать приглашения, желать блага чихнувшему и помогать притесненному»[2]

Женщинам это нежелательно, так как женщины слабы для этого, и иногда может обнажиться аврат женщин, но если некому, кроме них, то тогда они обязаны это сделать. Для женщин это нежелательно, а в случае опасности возникновения смуты, запретно.

Является сунной нести покойную женщину, положив ее, к примеру, в ящик или гроб, так как это лучше скрывает ее тело.

Сунной является провожать носилки пешком, за исключением тех случаев, когда есть необходимость в транспорте из-за болезни провожающего или, когда кладбище находится далеко и т.д.

Нет ничего предосудительного в том, чтобы возвратиться оттуда верхом или, в наше время, на машине. В хадисе, переданном от Савбана, да будет доволен им Аллаh, говорится:

عن ثوبان رضي الله عنه: «أن رسول الله أتي بدابة، وهو مع الجنازة، فأبى أن يركبها، فلما انصرف أتي بدابة فركب، فقيل له، فقال: «إن الملائكة كانت تمشي فلم أكن لأركب، وهم يمشون، فلما ذهبوا ركبت» رواه أبو داود وابن ماجه

Смысл: «К Посланнику Аллаhа (мир ему и благословение) привели лошадь, когда он провожал погребальные носилки, но он отказался от них, а когда возвращался, к нему (опять) привели лощадь, и он сел», его спросили и он сказал: «Поистине, ангелы шли (провожая носилки) и я не сел, так как ангелы шли пешком, а когда они ушли, я сел»[3].  

Является сунной провожающим идти впереди носилок и быть поближе к усопшему. В хадисе от Ибну Умара, да будет доволен ими Аллаh, говорится:

عن ابن عمر رضي الله عنهما قال: «كان رسول الله يمشي بين يديها، وأبو بكر وعمر وعثمان رضي الله عنهم» رواه أبو داود والترمذي والنسائي وابن ماجه والبيهقي

Смысл: «Пророк шел впереди (погребальных носилок) и также Абу Бакр, Умар и Усман»[4].

Сунна прибавить шаг (идти побыстрее), если нет боязни, что это приведет к распаду тела покойного или к его изменению. Основой этому является хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh:

عن أبي هريرة رضي الله عنه: » أسرعوا بالجنازة، فإن تك صالحة فخير تقدمونها إليه، وإن تك سوى ذلك فشرّ تضعونه عن رقابكمع» رواه البخاري ومسلم وأبو داود والترمذي

«Торопитесь хоронить покойного. Если он был благочестивым, то его ждет благо, до которого вы несете его. Если же он не был таковым, то вы скорее сложите со своих шей зло, то есть этим вы избавите себя от зла, чинимого им»[5].

Запретно провожать покойного унизительным образом, например, нести взрослого покойного на руках, или нести покойного так, что есть опасность, что он упадет. Также, запретно накрывать его шелком, если даже покойная является женщиной.

Предпочтительнее нести покойного трем людям, чем четырем.

Первый вариант: Один держит спереди, просунув голову между ручек, а другие оба сзади.

Второй вариант: Двое спереди и двое сзади.

Если троим трудно, тогда несут пятеро или семеро, нечетным количеством, и так далее по необходимости. Если покойный — маленький ребенок, то достаточно его понести на руках.

Желательно, чтоб несли головой вперед. Нежелательно, провожая погребальные носилки до могилы, повышать голоса, даже читая зикр или Коран, также нежелательно говорить о мирском, напротив, является сунной размышлять о смерти и обо всем, что с ней связано.

Мухаммад Амин аль-Курди в книге «Танвируль кулюб» пишет, что не будет ничего предосудительного в наше время в чтении зикра, Корана или салавата вслух, так как сейчас люди во время проводов бывают заняты мирскими разговорами, вплоть до хулы и сплетен, а громкий зикр может их побудить оставить или же уменьшить эти разговоры[6].

Так же нежелательно сопровождать носилки, неся огонь, за исключением особой необходимости, например, если хоронят ночью и т.д. Основой этому является хадис:

عن النبي ﷺ: «لا تتبع الجنازة بصوت ولا نار» رواه أبو داود

«Не провожайте погребальные носилки огнем и повышая голоса»[7].

Нежелательно вставать тем, кто увидел погребальную процессию. Тем, кто увидел погребальные носилки с покойным, является сунной сделать для него дуа, похвалить усопшего, упомянув его благие качества, если он заслуживает этого.

Также сунной является сказать:

سبحان الحي الذي لا يموت، سبحان الملك القدوس

Транскрипция: «СубхIаналь ХIайи ллязи ля ямуту, СубхIаналь Малик-иль куддус»

В хадисе от Анаса, да будет доволен им Аллаh, передается:

عن أنس رضي الله عنه عن النبي ﷺ قال: «من رأى جنازة فقال: «الله أكبر صدق الله ورسول الله، هذا ما وعد الله ورسول الله، اللهم زدنا إيمانا وتسليما» كتب الله له عشرين حسنة» رواه الطبراني

Смысл: «Тот, кто увидит погребальные носилки и скажет: «Аллаhу акбар, ссадакаЛлаhу ва расулюhу, hаза ма вагIаданаЛлаhу варрасулюhу, Аллаhумма зидна иманан ва таслиман» тому запишется двадцать благодеяний»[8].

И желательно это дуа повторить трижды. 

Хвала Аллаhу, Господу миров[9].

 


[1] Т.е. с остальных спадает обязанность, при совершении одним из них. В противном случае все попадают в грех.
[2] Бухари 445/1, Муслим 13/7, Насаи 44/4, Ахмад 2/2
[3] Абу Дауд 182/2, Ибну Маджа 475/1
[4] Абу Дауд 183/2, Тирмизи 88/4, Насаи 46/4, Ибну Маджа 475/1
[5] Бухари 442/1, Муслим 12/7, Абу Дауд 183/2, Тирмизи 94/4
[6] «Танвируль кулюб» с. 213
[7] Абу Дауд 3171, Ахмад 10893
[8] Табарани
[9] Статья составлена по материалам книг: «Шарх-уль Мафруз» 480-482, «Мугниль Мухтадж» 533-534/1, «Хашият Тармаси» 708-722/4, «Танвируль кулюб», «Муътамад» 646-647/1

comments powered by HyperComments
Яндекс.Метрика