Статьи намаз

Намаз по сунне | Сидение между двумя земными поклонами

АКРАРАРАРА

Именем Аллаhа, Милостивого ко всем на этом свете, и лишь к уверовавшим – в День суда!

В этой статье мы разберем восьмую составную часть намаза.

Восьмой составной частью намаза является сидение между двумя земными поклонами в обязательных или желательных намазах[1].

Основой этому является хадис, приведенный в предыдущих статьях:

«Когда встанешь на молитву……потом выпрямись сидя, потом (опять) соверши земной поклон (и оставайся в таком положении,) пока не успокоишься в нём. Затем подними (голову и оставайся в таком положении,) пока не успокоишься сидя. Потом (опять) соверши земной поклон (и оставайся в таком положении), пока не успокоишься в нём, и поступай так во время всей своей молитвы»[2].

Обязательные действия

— Не подниматься с земного поклона, кроме как для выполнения элемента намаза

Т.е., если совершающий земной поклон поднимет голову, например, из-за страха перед чем-либо: увидев змею, скорпиона и т.д., то эта составная часть (сидение между земными поклонами) у него не засчитывается, и он будет обязан заново совершить земной поклон и подняться снова, как следует.

— Задержаться в этой позе на некоторое время (тумаънина)

Многие молящиеся не исполняют это обязательное условие, в результате чего их намаз становится недействительным.

— Не удлинять сидение

Намаз нарушается, если после прочтения указанных шариатом молитв, продолжить сидеть (между земными поклонами) — молча или читая другие, не указанные для чтения в этом положении шариатом, зикры — долго, продолжительностью минимального ташаhhуда («ат-Тахиййят»), в том случае, если это делается намеренно, со знанием запретности этого действия.

Также, намаз нарушается, если после прочтения указанных шариатом молитв в иътидале (выпрямление с поясного поклона), удлинить иътидаль молчанием или же чтением других зикров так, что за это время можно было бы прочесть «аль-Фатиху»[3].

Желательный действия

— Произнесение такбира

Желательно произнести такбир вместе с поднятием головы с земного поклона.

Основой этому является хадис:

لما روي أبو هريرة رضي الله عنه: أن النبي ﷺ»كانإذاقام إلي الصلاة يكبر حين يقوم، وحين يركع، ثم يقول: سمع الله لمن حمده حين يرفع رأسه، ثم يكبّر حين يسجد، ثمّ يكبّر حين يرفع رأسه، يفعل ذلك في الصلاة كلّها حتى يقضها» رواه البخاري والمسلم وأحمد

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh, передается: «Посланник Аллаhа, мир Ему и благословение, произносил такбир, когда вступал в намаз, и когда наклонялся для поясного поклона, затем, когда поднимался с поясного поклона, говорил: «СамигIалЛаhу лиман хIамидаh», затем, произносил такбир, когда совершал земной поклон, и когда поднимался с земного поклона. Так он делал во всем намазе до его завершения»[4].

Также нежелательно поднимать руки, когда поднимаешься с земного поклона, чтобы сесть, так как Посланник Аллаhа, мир Ему и благословение, не делал этого[5].

Желательно растягивать такбир от момента поднятия головы и до самого сидения. 

— Сидение в положении «Ифтираш»[6]

Ифтираш — это сидение молящегося на левой, подогнутой под бедро, ноге, с опорой пальцев правой стопы о пол, так, чтобы они были направлены в сторону киблы.

Это сидение желательно также во время чтения первого ташаhhуда, также, во время джильсату-истирахата (кратковременное сидение после совершения второго земного поклона до вставания на следующие ракаат), и в последнем ташаhhуде, в том случае, если после завершения чтения вы собираетесь совершить суджуд-сахви[7].

— Уложить кисти рук на бедра

Желательно положить кисти рук на бедра, так, чтобы кончики пальцев были наравне с коленями, вытянуть пальцы, сжав их вместе, и направить в сторону киблы, подобно тому, как их укладывали в земном поклоне[8].

— Чтение дуа

Находясь в положении сидя, желательно читать следующее дуа:

ربّ اغفرلي وارحمني وأجبرني وارفعني وارزقني وأهدني وعافني

Транскрипция: «Раббигъфирли вархIамни важбурни варфагIни варзукъни ваhдини вагIафини»[9].

В книге «Ихъя» приводится это дуа с добавлением «вагIфу гIанни» после слов «вагIафини».

Затем, произнося такбир, совершается второй земной поклон, так же, как и первый, со всеми обязательными и желательными действиями.

Дополнительно

— Джильсату-истирахат (кратковременное сидение)

Желательно, поднимаясь на киям (для чтения «аль-Фатихи») после второго земного поклона в обязательных или желательных намазах, совершить джильсату-истирахат (сесть, подобно тому, как сидели между земными поклонами). Если же выполняется второй ракаат, после которого следует чтение «Ташаhhуда» (и вы собираетесь ее читать), или вы совершаете намаз сидя, то в этом случае джильсат-истирахат не делается. В случае, если собираетесь вставать, не прочитав первый ташаhhуд, тоже желательно совершить джильсату-истирахат[10].

Джильсату-истирахат не разрешается удлинять на время, которого достаточно для чтения минимального ташаhhуда.

— Вставание на второй ракаат

После второго земного поклона и джильсату-истирахата (если его совершили), встают на второй ракаат (киям) для чтения суры «аль-Фатиха». Желательно растягивать произнесение такбира от начала поднятия головы с земного поклона до самого кияма, в том случае, если подъем не растягивается на слишком долгое время (семь алифов). А если получается длительное растягивание из-за того, что человек медленно встает и т.д., то в этом случае такбир произносят (не растягивая до семи алифов) и после произнесения, пока он встает, читают какой-либо зикр. Повторять такбир еще раз взамен зикра не является желательным[11].

И во втором ракаате все совершается, как и в первом, за исключением того, что там не делают такбират-уль ихрам с поднятием рук, намерение, чтение дуа «аль-Ифтитах». А также, вместо поднятия после второго земного поклона, садятся на ташаhhуд.

Тему ташаhhуда мы разберем позже, иншааАллаh.

— Желательно опираться на руки

Ибну Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат-уль Мухтадж» пишет, что желательно, поднимаясь с ташаhhуда или же с джильсату-истирахата, опираться на ладони[12].

Аль-Хатыб аш-Ширбини в книге «Мугн-иль Мухтадж» пишет:

«Желательно подниматься с земного поклона и сидения, опираясь на руки, потому что это более близко к смиренности. Кроме того, это станет помощью в подъеме. Вдобавок к этому, в «Сахихе»[13] (приводится хадис), в котором говорится, что Пророк, мир Ему и благословение, так делал. Формой опоры является следующее: упереться в землю (пол) внутренней частью кистей рук, это касается и сильного, и слабого. А хадис, который приводится в «аль-Васите» от Ибну Аббаса, в котором говорится, что Пророк, мир Ему и благословение, когда поднимался, ставил руки, как ставит их «аль-Ажин», не является достоверным….. Смыслом же слова «аль-Ажин» является «пожилой человек», а не «перемешивающий тесто»…..»[14].  

Подобное же пишется и в других книгах шафиитского мазхаба[15].

Поднимаясь, желательно вначале отрывать от пола колени, а затем руки. Это распространяется как на мужчин, так и на женщин[16].

 

Хвала Аллаhу, Господу миров[17]!

 

 


[1] «Тухфат-уль Мухтадж» 250/1.
[2] Аль-Бухари 757, Муслим 883.
[3] «Тухфат-уль Мухтадж» 250/1, «Фатх-уль Муин» с.117, «Ианату-т-Талибин» 195/1.
[4] Аль-Бухари 273/1, Муслим 97/4, Ахмад 270/2.
[5] Аль-Бухари 257/1, Насаи 162/2.
[6] Ат-Тирмизи 738, Муслим 860.
[7] «Фатх-уль Муин» с.117.
[8] «Шарх-уль Мафруз» с.307, «Мугн-иль Мухтадж» 264/1.
[9] Абу Дауд 850, Ибну Маджа 898.
[10] «Манхадж-уль Кавим» с.199.
[11] «Нихаят-уль Мухтадж» (с хашиятами «Шабрамульси» и «ар-Рашиди») 606/1, «Хашият Тармаси» 57/3.
[12] «Тухфат-уль мухтадж» 216/1.
[13] Аль-Бухари 824.
[14] «Мугн-иль Мухтадж» 280/1.
[15] «Шархуль Мафруз» с. 308, «Фатх-уль Муин» с.118,«Нихаят-уль Мухтадж» (с хашиятами) 641/1, «Наджм-уль вахадж» 181/2,
[16] «Аль-Фикху аля мазхабиль арбаати» с.247.
[17] Статья составлена по материалам книг: «Тухфат-уль Мухтадж» 205-206/1, «Мугн-иль Мухтадж» 263-265/1, «Ианату-т-Талибин» 194-196/1, «Шарх-уль мафруз» с. 307-308, «Фатх-уль Муин» с.117-118, «Нихаятуль Мухтадж» (с хашиятами) 604-606/1, «Муътамад» 284-288/1.

Яндекс.Метрика