Статьи намаз

Намаз по сунне | Ташаhhуд

вававыпыпы

Девятой составной частью намаза является чтение ташаhhуда[1] в последнем ракаате.

Основой этому является хадис:

عن ابن مسعود رضي الله عنه قال: كنا نقول، قبل أن يفرض علينا التشهّد مع رسول الله ﷺ: السلام علي الله قبل عباده، السلام على جبريل، السلام على ميكائيل، السلام على فلان، فقال النبي ﷺ: «لا تقولوا السلام على الله، فإن الله هو السلام، ولكن قولوا: التحيّات للّه إلخ» رواه البخاري ومسلم والدراقطني والبيهقي

От Ибну Масъуда, да будет доволен им Аллаh, передается:

«До того, как для нас стал обязательным ташаhhуд, мы вместе с посланником Аллаhа говорили: «Ассаляму гIалялЛаhи къабля гIибадиhи, ассаляму гIаля Джибриля, ассаляму гIаля Микаиля, ассаляму гIаля фулян». И Посланник Аллаhа, мир ему и благословение, сказал: «Вы не говорите: «Ассаляму гIалялЛаhи», поистине, Аллаh и есть «ас-салям», напротив, вы говорите: «Аттахийяту лилляhи…….»[2].

Минимальная форма ташаhhуда:

Минимальной и, в то же время, обязательной формой ташаhhуда является:

التّحيّات لله، سلام عليك أيّها النبي ورحمة الله وبركاته، سلام علينا وعلى عباد الله الصالحين، أشهد أن لا إله إلّا الله وأشهد أن محمّدأ رسول الله

«Ат-тахIийяту лилЛягьи, салямун гIаляйка айюhа-н-набийю ва рахIматулЛаhи ва баракатуh, салямун гIалайна ва гIаля гIибадилЛяhи-с-салихIин, ашhаду алля иляhа иллялЛаhу, ва («анна МухIаммада-р-РасулюлЛаh» или «анна МухIаммадан гIабдуhу ва расулюh»)»[3].

Обязательным в минимальном ташаhhуде является:

— читать ташаhhуд так, чтобы было слышно самому себе

— Читать со всеми ташдидами[4]

Сохранять непрерывность

Обязательно читать ташаhhуд непрерывно, то есть, без срывов и пауз между ее словами, дольше, чем нужно для вздоха или зевания.

— Произносить буквы правильно, не меняя их и не убавляя

— Не менять огласовки, которые меняют смысл

— Читать на арабском   

Последовательность не является обязательной в том случае, если оставление последовательности не меняет смысл. Не разрешается менять слова в ташаhhуде, даже если смысл одинаков, как, например, произнести вместо «Мухаммад» слово «Ахмад» или же вместо «Расуль» слово «Набий» и т.д.[5]

Совершенная форма ташаhhуда

Есть несколько версий ташаhhуда, переданных в хадисах, но мы здесь приведем версию, которую выбрал и посчитал предпочтительной Имам аш-Шафии, да будет доволен им Аллах[6]:

التّحيّات المباركات الصّلوات الطّيّبات لله، السّلام عليك أيّها النّبيّ ورحمة اللّه وبركاته السّلام علينا وعلى عباد الله الصّالحين أشهد أن لا إله إلّا الله وأشهد أنّ محمّداً رسول الله

«Ат-ТахIийятуль мубаракату-c-салявату-тIIайибату лилЛяh, ассаляму гIаляйка айюhа-н-Набийю ва рахIматулЛаhи ва баракатуh, ассаляму гIаляйна ва гIаля гIибадилЛяhи-с-салихIин, ашhаду алля иляhа иллялЛаhу ва ашhаду анна мухIаммада-р-РасулюлЛаh»[7].

В отличии от последнего ташаhhуда, который является обязательным, первый ташаhhуд — читаемый во втором ракаате после второго земного поклона в четырехракаатных и трехракаатных намазах, считается настоятельной сунной, и в случае его пропуска, намаз не нарушается.

Основой тому, что первый ташаhhуд не является обязательным служит хадис:

عن عبد الله بن بحينة رضي الله عنه، قال: «صلّى بنا رسول الله ﷺ الظهر، فقام من اثنتين ولم يجلس، فلما قضى صلاته سجد سجدتين بعد ذلك، ثمّ سلّم» رواه البخاري ومسلم

От АбдулЛаhа бин Бухайната, да будет доволен им Аллаh, передается: «Вместе с нами совершил обеденный намаз Посланник Аллаhа, мир ему и благословение, и он во втором ракаате не сел, а поднялся, и в конце намаза совершил два земных поклона, затем дал салям»[8][9].

В том случае, если вы пропустили чтение первого ташаhhуда и поднялись, будь то намеренно или же ненамеренно, вам запрещается возвращаться обратно для чтения ташаhhуда, и намаз нарушается, если возвратиться намеренно, зная запрет на это. Напротив, вы продолжаете намаз, но желательным является в конце намаза, прежде чем дать салям, совершить два земных поклона (суджуд сахви). 

Нежелательно произносить «БисмилЛяh» перед ташаhhудом[10].

 

Десятой составной частью намаза является чтение салавата Посланнику Аллаха, мир Ему и благословение, после чтения последнего ташаhhуда.

Основой этому является аят Корана:

قوله تعالى: (يا أيّها الذين آمنوا صلّوا عليه) سورة الأحزاب: ٥٦

Смысл: «О те, которые уверовали, вы читайте Ему салават….»[11].

Также переданы хадисы, один из которых:

عن أبو مسعود عقبة بن عمرو رضي الله عنه قال: «كيف نصلّي عليك إذا نحن صلّينا في صلاتنا؟» قال: «قولوا: اللّهم صلى على  محمد النبي الأمي، وعلى آل محمّد، كما صليت على إبراهيم وعلى آل إبراهيم، وبارك على محمد النبيّ الأميّ وعلى آل محمد، كما باركت على إبراهيم وعلى آل إبراهيم إنّك حميد مجيد» رواه ابن حبّان والحاكم والدارقطني والبيهقي

«От Абу Масъуда Укбат бин Амруна, да будет доволен им Аллаh, передается: «Он спросил: «Как нам читать салават в намазе?», и Пророк, мир ему и благословение, ответил: «Вы говорите: «Аллаhумма салли гIаля мухIаммадини-н-набийиль умийи, ва гIаля али МухIаммад……»»[12].

После прочтения первого ташаhhуда (т.е., во втором ракаате трехракаатного или четырехракатного намазов, после второго земного поклона), чтение салавата является только желательным, а не обязательным, как после последнего.

Минимальная форма обязательного салавата:

اللهمّ صلّ على محمّد

Транскрипция: «Аллаhумма салли гIаля МухIаммад».

Обязательные части салавата те же, что и для ташаhhуда[13]. Но в салавате, в отличие от ташаhhуда, можно произнести также: «СаллялЛаhу гIаля МухIаммад», «СаллялЛаhу гIаля Расулиhи» или «СаллялЛаhу гIаля-н-Набийи»[14].

Совершенная форма:

Желательным является имаму, маъмуму, и тому, кто совершает намаз индивидуально, чтение салавата Ибраhима, мир Ему:

اللّهم صلّى على محمد وعلى آل محمد كما صلّيت على إبراهيم وعلى آل إبراهيم وبارك على محمد وعلى آل محمد كما باركت على إبراهيم وعلى أل إبراهيم إنك حميد مجيد

Транскрипция: «Аллаhумма салли гIаля Мухаммади-в-ва гIаля али МухIаммад, кяма салляйта гIаля Ибраhима ва гIаля али Ибраhим, ва барик гIаля МухIаммади-в-ва гIаля али МухIаммад, кяма баракта гIаля Ибраhима ва гIаля али Ибраhим, филь гIалямина иннакя ХIамиду-м-Маджид».

Желательным является в последнем ташаhhуде[15] после прочтения салавата Пророку, мир Ему и благословение, прочитать салават и его семье.

Минимальным будет произношение слова «алиhи» после салавата на Пророка, вот таким образом: «Аллаhумма салли гIаля Мухаммади-в-ва алиhи». Совершенным образом считается, если прочитать салават Ибраhима, который мы привели ранее, т.е., чтение салавата Ибраhима, мир ему, является совершенной формой чтения салавата Пророку, мир Ему и благословение, а также и его семье.

Имам ан-Навави в книге «аль-Азкар» пишет, что желательной формой салавата после ташаhhуда является этот вариант:

اللهم صلّ على محمّد عبدك ورسولك النبيّ الأميّ وعلى آل محمد وأزواجه وذرّيّته كما صلّيت على إبراهيم وعلى آل إبراهيم وبارك على محمّد النّبيّ الأمّيّ وعلى آل محمّد وأزواجه وذرّيّته كما باركت على إبراهيم آل إبراهيم في العالمين إنّك حميد مجيد

Транскрипция: «Аллаhумма салли гIаля МухIаммадин гIабдика ва расулика-н-набийиль умийи ва гIаля али МухIаммади-в-ваазважиhи ва зуррийятиhи кама салляйта гIаля Ибраhима ва гIаля али Ибраhим ва барик гIаля МухIаммадини-н-набийиль умийи ва гIаля али МухIаммади-в-ва азважиhи ва зуррийятиhи кама баракта гIаля Ибраhима ва гIаля али Ибраhима филь гIалямина иннака хIамиду-м-мажид»[16].  

Также, после чтения последнего ташаhhуда и салавата желательно имаму, маъмуму и тому, кто совершает намаз индивидуально, прочитать дуа, прося себе из мирского или же ахиратского. Оставлять чтение дуа является нежелательным. Салават, ташаhhуд и дуа читаются про себя (так, чтоб было слышно самому себе), а не громко, без разницы, читающий будет имамом, маъмумом или совершающим намаз индивидуально.

Предпочтительнее читать дуа, переданные от Пророка, мир ему и благословение.

Одними из них являются следующие дуа:

اللهم اغفر لي ما قدّمت وما أخّرت وما أسررت وما أعلنت وما أسرفت وما أنت أعلم به منّي أنت المقدّم وأنت المؤخّر لا إله إلاّ أنت

Транскрипция: «Аллаhуммагъфир ли ма къаддамту ва ма аххарту ва ма асрарту ва ма агIлянту ва ма асрафту ва ма анта агIляму биhи минни, анталь мукъаддиму ва анталь муаххиру ля иляhа илля анта»[17].

Также желательно читать следующее дуа, некоторые алимы даже посчитали обязательным его чтение:

اللهم إنّي أعوذ بك من عذاب القبر ومن عذاب النّار ومن فتنة المحيا والممات ومن فتنة المسيح الدّجّال

Транскрипция: «Аллаhумма инни агIузубика мин гIазабиль къабри ва мин гIазаби-н-нар ва мин фитнатиль махIйя валь-мамати ва мин фитнатиль масихIи-д-даджаль»[18].

Также:

اللهم إنّي ظلمت نفسي ظلما كثيرا ولا يغفر الذّنوب إلاّ أنت فاغفرلي مغفرةً من عندك وارحمني إنّك أنت الغفور الرّحيم

Транскрипция: «Аллаhумма инни залямту нафси зульман касиран ва ля ягъфиру-з-зунуба илля анта фагъфирли магъфиратан мин гIиндика вархIамни иннака анталь гъафуру-р-рахIим»[19].

Имаму джамаата махсурин, члены которого дали согласие на удлинение, маъмуму, а также тому, кто совершает намаз индивидуально, нет ограничений в удлинении чтения дуа, но имаму (джамаата махсурин, члены которого дали согласие на удлинение) является желательным не удлинять чтение дуа, продолжительностью больше минимального ташаhhуда и чтения салавата[20].

А тем, кто не является имамом джамаата махсурин или же является, но джамаат не согласен на удлинение, является нежелательным удлинять чтение дуа после ташаhhуда и салавата[21].

Нежелательно читать дуа в первом ташаhhуде, т.е., желательность чтения дуа касается только последнего, обязательного ташаhhуда. Но маъмуму, который завершил чтение первого ташаhhуда до завершения чтения имама желательно читать дуа, зикр, также салават семье Пророка, вместо того, чтобы молчать и ждать завершения чтения имама[22].

После завершения чтения первого ташаhhуда, поднимаются на следующий третий ракаат (если это трехракаатный или четырехракаатный намаз, а если это двухракаатный намаз то вы не поднимаетесь, а просто завершаете намаз, произнося салям), произнося такбир от начала до самого выпрямления, и, поднявшись, желательно поднять руки, подобно тому, как их поднимали при вступительном такбире. После, делается все как и в предыдущем ракаате, за исключением ташаhhуда. Т.е., если это четырехракаатный намаз, то вы не садитесь для чтения ташаhhуда, а поднимаетесь на четвертый ракаат, если же это трехракаатный намаз, то вы, после двух земных поклонов, садитесь и читаете последний ташаhhуд, как мы описали ранее, и затем завершаете намаз салямом.

 

Одиннадцатой составной частью намаза – является сидение во время чтения ташаhhуда и салавата.

Необходимо читать обязательный ташаhhуд и салават (т.е., последний ташаhhуд и салават после него) в положении сидя. А во время чтения первого ташаhhуда и салавата сидеть является сунной.

Разрешается сидеть в любом положении, сунной же является сидеть во время чтения первого ташаhhуда в положении ифтираш, а во время чтения последнего ташаhhуда – в положении таваррук[23].

Во время сидения для чтения ташаhhуда является сунной уложить кисти обеих рук на бедра, так, чтобы кончики пальцев были наравне с коленями, вытянув пальцы левой руки, сжав пальцы между собой и направив в сторону киблы. Пальцы правой кисти зажимают в кулак, все, кроме указательного пальца — его оставляют вытянутым. Кончик большого пальца упирается во внутреннюю часть указательного пальца в середине, ближе к краю указательного пальца.

Во время произнесения слов «иллялЛаh» в слове «ля иляhа иллялЛаh», указательный палец желательно поднять, немного согнув его. Во время поднятия желательно перевести взор на палец и продолжать на него смотреть до того момента, пока вы не начнете подниматься на следующий ракаат или же пока не произнесете салям для завершения молитвы. Это желательно, даже если ваша рука покрыта чем-либо, таким, как материал и т.д.

Имам ан-Навави в книге «Минхаджу-т-Талибин»[24] пишет, что после того как подняли палец, желательно им не шевелить[25].

Ибну Хаджар аль-Хайтами в книге «Аль-Манхаджуль кавим» пишет: «Не является сунной шевелить пальцем (после его поднятия), напротив, это нежелательно, если даже есть хадис насчет этого, потому что в хадисе имеется ввиду поднятие пальца, а не шевеление»[26].  

Среди ученых даже есть те, которые утверждают, что это запрещено и что это нарушает намаз.

Подобное же о желательности не шевелить пальцем в ташаhhуде пишется и в других книгах шафиитского мазhаба[27].

Основой тому является хадис:

عن عبد الله بن الزبير أنّه ذكر: «أنّ النّبيّ ﷺ كان يشير بأصبعه إذا دعا ولا يحرّكها» رواه أبو داود والنسائي

«От АбулЛаhа бин Зубайра, да будет доволен им Аллаh, передается: «Пророк, мир Ему и благословение, поднимал палец, когда взывал к Аллаhу и не шевелил им»[28].

 

Хвала Аллаhу, Господу миров[29].

 

 


[1] Ташаhhуд – молитва, произносимая во время намаза после второго суджуда во втором и последнем ракаатах. Ташаhhуд обязательно читать в сидячем положении.
[2] Аль-Бухари 287/1, Муслим 115/4, аль-Байхаки 138/1, ад-Даракутни 350/1.
[3] «Минхаджу-т-Талибин», «Шарх-уль мафруз» с.313.
[4] Ташдид – удвоение. В арабском языке каждый согласный может быть кратким или удвоенным. Удвоение согласных обозначается не повторением буквы, как в русском языке, а специальным надстрочным значком в виде лежачей тройки, над той буквой, которую следует произносить как удвоенную. Этот значок называется шадда, а явление удвоения называется ташдид – усиление. Этот значок ставится над согласной буквой. Огласовки фатха и дамма ставятся над этим значком, а кясра под буквой, а иногда кясра становится над буквой, но под значком шадда. 
Удвоенные согласные произносятся слитно как один согласный, но более длительно и напряженно, чем соответствующие краткие согласные. 
Если усиление происходит неправильно, либо его вовсе не будет, это может привести к смысловым искажениям. 
Пример: (دَبُورٌ) дабурун – западный ветер. (دَبُّورٌ) даббурун – оса. 
[5] «Фатх-уль Муин» c/119, «Ианату-т-Талибин» 199/1, «Мугн-иль Мухтадж» 270/1.
[6] «Нихаят-уль Мухтадж» с хашиятами 613/1.
[7] Основой является хадис, который передается от Ибну Аббаса, да будет доволен ими Аллах, который сказал: «Пророк, Мир Ему и благословение, учил нас ташаххуду, он говорил: «Ат-ТахIийятуль мубаракату-c-салявату-тIIайибату…..» (Муслим 118/4, Абу Дауд 224/1, Тирмизи 174/2, Насаи 193/2, Ибну Маджа 291/1, Ахмад 292/1).
[8] «Мугн-иль Мухтадж» 269/1, «Шарх-уль Мафруз» с.310.
[9] Аль-Бухари 411/1, Муслим 58/5.
[10] «Мугн-иль Мухтадж» 269/1.
[11] Сура «аль-Ахзаб», аят 56.
[12] Ибну Хиббан 505, Хаким 268/1, Даракутни 355/1, Байхаки 146/2.
[13] «Ианату-т-Талибин» 200/1.
[14] «Нихаятуль Мухтадж» с хашиятами 625/1.
[15] Чтение салавата семье Пророка, мир Ему и благословение, в первом ташаhhуде не является сунной.
[16] «Хашият Шабрамаллиси» 619/1.
[17] Муслим 60/6, Тирмизи 377/9.
[18] Муслим 1326.
[19] Аль-Бухари 834.
[20] Продолжительность измеряется количеством букв, т.е. берется в расчет количество букв в минимальном ташаhhуде и салавате.
[21] «Ниhаят-уль Мухтадж» с хашиятами 624/1.
[22] «Ниhаят-уль Мухтадж» с хашиятами 623/1.
[23] Таваррук – это сидение молящегося на левом бедре, просунув левую ногу под голень правой и опираясь пальцами правой стопы в пол так, чтобы они были направлены в сторону киблы.
[24] «Минхаджу-т-Талибин» с. 101.
[25] Т.е. получается, что нежелательно шевелить палец после его поднятия (Нихаят-уль Мухтадж с хашиятами Шабрамаллиси и Рашиди 610/1).
[26] «Аль-Манхадж-уль Кавим» с.201.
[27] «Мугн-иль Мухтадж» 267/1, «Тухфат-уль мухтадж» 207/1, Ниhаят-уль Мухтадж с хашиятами Шабрамаллиси и Рашиди 610/1, «Наджм-уль ваhадж» 159/2, «Шарх-уль Мафруз» с. 309, «Ужалятуль Мухтадж» 214/1, «Фатх-уль Муин», «Хашият Кайлюби» 186/1, «Хашият-т-Тармаси» 79/3.
[28] Абу Дауд 227/1, Насаи 1270.
[29] Статья составлена по материалам книг: «Мугн-иль Мухтадж» 265-273/1, «Тухфатуль Мухтадж» 206-210/1, «Хашият Ширвани» 276-296/2, «Ниhаятуль Мухтадж» с хашиятами Шабраммаллиси и Рашиди 606-625/1, «Фатх-уль Муин» с.118-122, «Ианату-т-Талибин» 197-205/1, «Шарх-уль Мафруз» с.308-315, «Муътамад» 288-299/1, «Минхаджу-т-Талибин» с.101-103, «Манхадж-уль Кавим» с.200-203.

Яндекс.Метрика