Статьи омовение

Таяммум — омовение землей | Часть вторая

trejrek
  • Обязательные действия таяммума

Совершение таяммума имеет четыре обязательных действия:

1. Намерение:

Намерение обязательно делать сердцем, желательно произнести его языком. Намереваться нужно, чтобы намаз стал дозволенным (халяль) или обязанности намаза стали дозволенными[1].

Если сделать намерение, при совершении таяммума, на обязательный намаз (фард-намаз), то этим же таяммумом можно совершить и желательные намазы, но не наоборот, то есть, если при совершении таяммума сделать намерение, для совершения желательного намаза или просто для совершения намаза, то этим таяммумом нельзя совершить обязательный намаз, за исключением заупокойной молитвы (джаназа-намаз), так как она, в таких случаях, приравнивается к желательному намазу. При совершении таяммума недействительным считается намерение, совершить малое или большое очищение, или же очиститься от малого или большого осквернения.

Намерение обязательно сделать в момент прикосновения рук к земле, и оно должно сохраниться до прикосновения к любой части лица.

Человеку, совершившему таяммум, можно совершать все, что требует омовение, кроме совершения двух или более обязательных намазов одним таяммумом. Разрешается совершение двух и более обязательных намазов одним омовением, но одним таяммумом это не разрешается.

2. Протирание лица:

Протирание лица полностью, пылью, которая находится на руках, что охватывает и бороду, будь она длинной или нет. Нельзя ограничиться простым касанием рук до лица, на которых находится пыль, а нужно довести эту пыль на видную часть кожи лица. Не обязательно доводить эту пыль до оснований бровей и усов (как это является обязательным в омовении), так как Посланник Аллаха, мир ему и благословение, описал таяммум в хадисе, переданном от Аммара бин Ясира, которого мы упоминали в предыдущей части. В этом хадисе Пророк, мир ему и благословение, ограничился двумя ударами об землю, одной из них он протер лицо, а другой протер обе руки. По причине того, что довести пыль до этих оснований является очень сложно, это не входит в обязанность таяммума. А в омовении нет таких затруднений, и поэтому,  указанное в нем доведение воды до этих мест, является обязательным.

3. Протирание обеих рук:

После второго удара руками об землю, повернув ладони вверх, нужно поставить внутреннюю часть пальцев левой руки, на которых находится пыль, на верхнюю часть пальцев правой руки, таким образом, чтобы кончики пальцев не выпирали друг от друга, и провести до запястья [рис 1].

После того, как левая рука дойдет до запястья правой, пальцы левой руки нужно согнуть во внутреннюю сторону локтевой кости, при которой, остальная часть ладони остается не тронутой, и таким образом, нужно провести их до локтя [рис 2].

После того, как пальцы левой руки дойдут до локтя правой (включая локоть), левую руку надо повернуть во внутреннюю сторону правой и, поставив оставшуюся часть ладони левой на внутреннюю часть правой, её нужно провести до запястья (то есть, поставить ладонь левой руки, не включая пальцы, на то место, где начинается бицепс и проведя его до запястья). При всем этом, большой палец левой руки должен находиться в поднятом состоянии, чтобы в конце, когда он дойдет обратно до запястья, провести его по верхней части большого пальца правой руки [рис 3].

Подобным же образом нужно протереть и левую руку.

Доводом всему этому является хадис, переданный от Аслам бин Шарик ат-Тамими, который являлся слугой Пророка, мир ему и благословение, а также поводырем его верховой верблюдицы: «Я, как-то сказал Пророку, мир ему и благословение, что я осквернен (стал джунубом) и в это время был ниспослан аят про таяммум. И Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Тебе хватит этого» и ударил обеими руками об землю, и чуть встряхнув их, протер ими лицо, после чего провел ими по своей бороде. После этого он заново поставил руки на землю и,  набрав на руки пыль, после чего, чуть вытерев руки друг о друга, протер ими обе руки полностью до локтей[2]».

Является обязательным снять перстень (или кольцо), если он находится на руке, при втором ударе рук об землю, чтобы земля достигла этого места,  не достаточно просто покрутить или пошевелить его, как это допускается в омовении.

4. Порядок:

Все, что мы перечисляли выше, необходимо совершать по порядку. Сначала, надо протереть лицо вместе с намерением, а потом руки, так как таяммум является ритуалом, замещающим омовение, в котором, в свою очередь, необходим порядок. Поэтому и в таяммуме порядок тоже обязателен.

Из обязанностей таяммума также является, совершение его двумя отдельными ударами рук об землю, если даже мы можем охватить пылью, полученной от одного удара, лицо и обе руки.

  • Желательные действия таямума:

Совершение таяммума также имеет много желательных действий, часть из которых мы упоминали ранее, а теперь разъясним самые важные из них:

1. Желательным, в действиях таяммума является, то, что является желательным в действиях омовения. Желательно, начать таяммум с именем Аллаха, свят Он и велик, начать протирание лица с верхней части, также протереть правую руку перед левой. Также является желательным, охватить полностью все, обязательные для протирания части, и чуть больше чем нужно, например, при протирании лица, выходя за границу лица, охватить и часть головы, а при протирании рук, охватить часть предплечья. При совершении таяммума желательно соблюдать последовательность, не отрываясь от нее между протиранием лица и рук, на долгое время. Также, к желательным действиям таяммума относится, чтение после его завершения, шахады и дуа, которое желательно читать после омовения. Как мы упоминали выше, также из желательных действий таяммума является, скрещивание пальцев после протирания рук. При совершении таяммума, также желательно повернуться в сторону киблы, как и в омовении.

Также, желательно не прибегать к помощи другого человека, при совершении таяммума, кроме случая, когда человек сам не может, то есть, когда у него есть на то веские причины;

2. Желательно разделять пальцы рук при нанесении удара об землю, и это желательно в обоих ударах, чтобы, увеличить площадь соприкосновения рук с пылью от земли;

3. Желательно ограничиться двумя ударами об землю, охватив все лицо первым ударом и обе руки вторым ударом. Является нежелательным протирать один и тот же орган повторно, вопреки омовению. Причиной же нежелательности повторного протирания в таяммуме является, то, что смыслом повторного мытья частей тела при совершении омовения является, прибавление чистоты. А в повторном протирании в таяммуме такой цели нет;

4. Следующим желательным действием является, уменьшить пыль на руках после удара об землю–это желательно,если ее слишком много на руках. Делается это, путем встряхивания рук или дуновения на них. Но делается это, таким образом, чтобы осталось достаточное количество пыли, этому свидетельствует хадис, который передается от Аммара бин Ясир, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал ему[3]: «Поистине, тебе хватило бы этого» и ударил об землю обеими руками и встряхнул их;

Из  других источников передается, что Пророк, мир ему и благословение, подул на них и потом протер ими лицо[4].

5. Также желательно не отрывать руку при протирании лица или рук, пока пыль не охватитвесь протираемый орган. Также желательно, протереть обе ладони друг о друга, после протирания рук.

  • Условия таяммума:

Для совершения таяммума необходимы четыре условия:

1. Чтобы таяммум совершался чистой землей, как мы это упоминали в предыдущей части, ссылаясь на слова Всевышнего: «… направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки»[5];

2. Если таяммум совершается для обязательного намаза, то необходимо, наступление времени этого намаза. Или же если он совершается для суннат — намаза, которому указано определенное время, то в этом случае тоже необходимо наступление его времени, так как Всевышний говорит: «…когда вы встаете на намаз»[6], а вставание на намаз бывает только после наступления его времени. Это условие не относится к омовению, так как на это есть доводы из хадисов, а хукм таяммума остается в силе.

Причиной этому является, то, что таяммум считается очищением, совершаемым только при крайней необходимости, точнее, при отсутствии возможности совершить омовение, и он не может быть совершен, кроме, как при наступлении необходимого времени. Также обязательно уверенно (якин) знать о наступлении времени намаза, или хотя бы предположительно (занну) знать об этом;

3. Еще одним условием для совершения таяммума является, отсутствие воды или опасение для здоровья, при использовании имеющейся в наличии воды, как мы это подробно разъяснили в предыдущей части.

А если человек не найдет ни воды, ни соответствующей земли (подобно тому, кто находится в заточении), он обязан совершить обязательный намаз, когда наступит его время, оказав почтение времени обязательного намаза, а потом он возместит его при первом обнаружении воды;

4. Следующим условием таяммума является, проявление старания в поисках соответствующей земли, опираясь на слова Всевышнего: «…направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки»[7], то есть, стремитесь, в аяте это говорится в повелительной форме. А если земля попадет на него посредством ветра, причем это повторится несколько раз и вместе с этим он сделает намерение на таяммум, то этого недостаточно, и такой таяммум не считается действительным.

К вышеперечисленным условиям относятся и всеобщие условия правоспособности, такие как: чтоб он являлся мусульманином, разумным.

Предыдущая часть

 

 

Источник: «Иршад-уль авам» с. 136, «Мугн-иль Мухтадж» 97/1, «Мажмуъ» 275/2


[1] Слова намерения: «Я намереваюсь совершить таяммум, для того, чтобы обязательный намаз стал дозволенным (халяль)» или же «чтобы обязанности намаза стали дозволенными» и.т.п.
[2] Дарукутни, 1\179
[3] О том, при каких обстоятельствах Пророк, мир ему и благословение, сказал ему это, мы подробно упоминали ранее.
[4] Бухари, Муслим, Абу Дауд
[5] Аль-Маида, аят 6
[6] Аль-Маида, аят 6
[7] Аль-Маида, аят 6

Таямум — омовение землей | Часть первая | Almasjid
2016-03-30 17:31:26
[…] Следующая часть […]
Таяммум — омовение землей | Часть третья | Almasjid
2016-04-19 12:24:37
[…] Предыдущая часть […]
Яндекс.Метрика