Статьи омовение

Таяммум — омовение землей | Часть третья

РАРВАВВРВ

Постановления касательно таямума:

Касательно таямума есть несколько постановлений и из них:

1. Таямум для каждого обязательного (фарз) намаза:

Для совершающего таямум не разрешается совершить более одного обязательного (фарз) намаза одним таямумом. Таямум является очищением, совершаемым при крайней необходимости, поэтому одним таямумом не совершаются два или более из пяти обязательных намазов. Также ссылаясь на слова Ибн Умара (да будет доволен ими Аллагь) где он говорит: «Таямум делать обязательно для каждого намаза, даже если у него не испортилось омовение»[1], совершить два фарз намаза одним таямумом нельзя. При этом не имеет значения —  совершаются ли они в одно время или же в разные времена[2], будь они своевременные или возмещаемые. Таким же образом он не имеет право совершить два обязательных тавафа или же один обязательный таваф и обязательный намаз. Во всем вышеуказанном не различают между здоровым и больным, совершеннолетним и несовершеннолетним. Основой этому являются слова Всевышнего: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, быть может, вы будете благодарны»[3]. И здесь требуется, чтобы мы очищались перед каждым намазом.

Человеку, который совершает таямум, разрешается совершить одним таямумом один обязательный (фарз) намаз и сколько угодно желательных (суннат) намазов (будь это до совершения фарза или же после). Также ему разрешатся, совершив один фарз-намаз этим же таямумом совершить желательный таваф. Разрешается совершить и одним таямумом несколько заупокойных молитв (джаназа — намаз) или же один фарз – намаз и джаназа – намаз, так как джаназа – намаз подобен суннат – намазу в дозволенности его оставления (кроме того случая, когда человек обязан будет его совершить).

Если человек забыл совершить один из пяти обязательных намазов за день, и не может вспомнить какой из них именно, то он должен возместить все пять одним таямумом. Потому как пропущенный по забывчивости намаз один, а остальные не являются обязательными.

Если при совершении таямума для второго фарза верующий будет находиться в омовении от первого (т.е. у него не испортилось омовение от первого фарза[4]), то он должен обновить для второго намаза только таямум, будь этот – первый таямум от малого омовения или от полного. А если же у него испортилось омовение, то он должен обновить все: полное омовение (в том случае если у него было нарушено полное омовение) или же малое омовение, протирание – масх водой (на больном органе, куда вода не поступает или не должна поступать) и таямум, как и в первый раз.

2. Таямум вместо купания (полного омовения):

Если человек не может найти воду или же он не может её использовать (для купания, по причине болезни и т.д.), то вместо купания он делает таямум, так же как и вместо омовения. Потому как то, что используется для очищения от малого осквернения (т.е. для малого омовения), имеет место использоваться и от большого осквернения. Для тех, кому потребовалось очищение (человек, который находится в состоянии осквернения (джунуб); женщина у которой завершился менструальный цикл (хайд’); женщина, у которой прекратились послеродовые выделения (нифас);  также те, кто находятся в подобном им  состоянии) и они не смогли найти воду (или если даже нашли, то не смогли воспользоваться ею) достаточно  сделать обычный таямум. Основой этому являются слова Всевышнего: «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной, если вы имели близость с женщинами и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки»[5].

Передал Имран бин Хассин (да будет доволен им Аллагь): «Мы находились вместе с Посланником Аллагьа (мир ему и благословение) в сафаре и он совершил намаз вместе с другими. В это время один человек стоял в стороне и Пророк (мир ему и благословение) спросил у него: «Что тебе не позволило сделать намаз?». Тот ответил, что он осквернился (стал джунубом) и не нашел воды. Затем Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Ты должен был сделать таямум, и это хватило бы тебе»[6]«.

Передал Аммар бин Ясир (да будет доволен им Аллагь): «Как-то я осквернился (т.е. стал джунубом) и я протер все свое тело землей (когда не было возможности найти воду). Об этом я рассказал Пророку (мир ему и благословение) на что он ответил: «Тебе хватило бы это, и ударил ладонями об землю и протер ими лицо и обе руки»[7]«. Передается от Абу Зарра (да будет доволен им Аллагь):»Я пас верблюдов в отдаленном от людей месте, где стал джунубом. После чего я рассказал это Пророку (мир ему и благословение) и он сказал мне: «Чистая земля средство очищения для мусульманина, даже если он не найдет воду десять лет, а когда найдет её то пускай сразу воспользуется ею»[8]«.

Когда оскверненный мужчина или же женщина сделают таямум и после этого найдут воду, то они обязаны использовать её (т.е. искупаться). Также если воду найдет тот, кто не находится в состоянии джунуб (т.е. тот, кто замещал омовение таямумом) будет обязан сразу же совершить омовение, ссылаясь на предыдущие хадисы.

3. Искание воды:

Человеку, у которого нет воды, разрешается совершить таямум только после поиска воды (обыскав свой багаж, посмотрев на все четыре стороны). Если ему что-либо не закрывает обзор увидеть то, что вокруг него (например: если он находится на ровном поле), то он не должен идти искать воду. А если рядом находится маленький холм или что-то подобное, то он должен подняться на него и посмотреть по сторонам. При этом ему или его имуществу (будь оно с ним или на месте привала) не должна грозить какая-либо опасность. Если же он будет вместе с группой людей, то он обязан просить у них воды. При этом нужно попросить воды у каждого из них . Ссылаясь на слова Всевышнего: «… вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки»[9] не говорят «не нашли» кроме как после того, как поискали. Искать воду можно только после наступления времени намаза, так как он её ищет для наличия условий совершения таямума (одним из условий которого является отсутствие воды). И нельзя искать воду в то время, когда еще нельзя совершать таямум.

Если после первого таямума человек еще на том же месте и он захочет сделать таямум еще раз (по причине того, что у него испортилось омовение или же для другого фарз — намаза), то он будет обязан поискать воду заново. Поиски воды необходимо возобновить в связи с тем, что человек может обнаружить скрытый от глаз колодец или же того, кто приведет его к воде . Такой поиск по новой сравнивается с обновлением иджтихада (вынесение решения) для определения направления киблы, но все-таки второй поиск будет более легким и непринужденным. Таким же образом необходимо искать воду и для третьего таямума и для каждого фарз – намаза в последующем по отдельности, пока он находится на этом же месте.

Если человек перейдет на другое место или произойдет то, посредством чего он может достать воду (например: он увидел караван или же собрались тучи), то он обязан заново искать воду.

Если его кто-либо направит к воде (при отсутствии следующих опасений: 1) время намаза пройдет до конца его поисков 2) он отстанет от своих спутников 3) нет никакой угрозы для него и для его имущества 4) место будет находиться на недалеком расстоянии (на которое обычно отдаляются для сбора дров или травы для подстилки, а также куда могут отвести своих животных, чтобы они паслись там), то он обязан пойти к направленному месту. Указанное выше расстояние превышает то, которое обычно проходят в поисках воды (в свою очередь которое составляет расстояние необходимое для прохождения на зов о помощи). Если же то место, куда его направляют находится далеко настолько, что если он пойдет туда и может не успеть сделать намаз вовремя, то он не направляется в это место и делает таямум.

Если же он с уверенностью будет знать, что до конца времени намаза найдет воду (до того, как останется время от подготовки и совершения намаза до наступления времени следующего намаза), то ему будет лучше подождать, чтобы он смог его совершить с омовением. А если нет никакой надежды, что он найдет воду до конца времени намаза, то ему лучше сделать таямум и совершить намаз в начале своего времени, дабы получить достоинство совершения намаза в начале его времени. Если же у него есть предположения или сомнения, что он найдет воду до конца этого времени, то ему лучше будет совершить намаз в начале его времени (сделав таямум) так как совершить его в начале является более уверенным, чем получение достоинства омовения в конце.

4. Двойной таямум:

Если человек (не находящийся в омовении) получит две раны или более, на двух или более органах омовения (голова[10], лицо, руки и ноги), при которых невозможно будет использовать воду для омовения, то он обязан для каждого органа сделать отдельный таямум. Для каждого органа отдельный таямум совершается по порядку омовения. Например: сначала для рук , затем для ног[11] (тут обе руки рассматриваются как один орган, также и ноги).

А если же у него на всех четырех вышеуказанных органах будут раны[12], то он обязан сделать три таямума. Так как протирание (масх) головы во время омовения не должно охватывать всю голову. Для этого достаточно протереть некоторую часть головы в указанных границах, в отличии от остальных частей тела таких как лицо, руки и ноги. При не доведении воды хотя бы до малой их части делает омовение не действительным и по этой причине стал обязателен таямум от лица, рук и ног.

А в случае если раны охватят все органы и вообще невозможно будет использовать воду, то достаточно сделать один таямум.

Предыдущая часть

 

Источник: «Мугн-иль Мухтадж» 94/1, «Мажмуъ» 338/2


[1] Аль-Байхаки, 1\221
[2] Здесь речь идет об указанном времени намаза, например: время обеденного намаза продолжается до послеобеденного, т.е. он не имеет право сделать два фарз намаза ни в промежутке одного фарз намаза, ни в промежутке двух, одним таямумом.
[3] Аль-Маида, аят 6
[4] Здесь речь идет о таямуме при наличии препятствия поступления воды на нужную часть тела.
[5] Аль-Маида, аят 6
[6] Бухари, 1\134, №341
[7] Бухари, 1\129, №331
[8] Абу Давуд, 1\80, Тирмизи, 1\387, Насаи, 1\139
[9] Аль-Маида, аят 6
[10] тут имеется ввиду та часть головы на которой во время омовения делается масх
[11] Здесь надо учитывать, что даже когда мы говорим «для ног», таямум совершается как обычно, и вообще когда говориться таямум, для чего угодно и при любой ситуации, это обычный таямум — протирание лица и обеих рук.
[12] или же что-то другое, что не позволяет или препятствует поступлению воды на часть этого органа.

Яндекс.Метрика