Статьи омовение

Таямум — омовение землей | Часть первая

ыаыыпыпы

В шариате таямум – это доведение пыли до лица и обеих рук, вместо омовения, обязательного купания или одного из частей тела (которые входят в омовение или купание) при определенных условиях. Таямум является, дозволением (рухса[1]) и достоинством, которого удостоилась только наша умма (община), в то время когда, другим общинам не была предоставлена такая возможность. По этому поводу передается немало известных хадисов, из них является хадис, переданный от Хузайфа бин Яман, да будет доволен им Аллагь, что Пророк( мир ему и благословение)сказал: «Нас возвысили над другими общинами тремя вещами: для нас всю землю сделали мечетью[2], пыль этой земли сделали нам очищающим, когда мы не найдем воду и наши ряды в намазе  сделали подобными рядам ангелов»[3].

Впервые таямум в шариат ввелся в шестом году по хиджре на газавате «Бани-ль-Мусталак», это утвердилось в Коране, Сунне и в единогласном решении всех ученых. Разрешается делать таямум (при определенных условиях) от малого омовения, а также от большого, которым является осквернение (джунуб) и менструация.

Доводом из Корана являются слова Всевышнего: «Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки»[4].

А доводом из хадиса является, то что передал Аммар бин Ясир (да будет доволен им Аллагь): «Как-то я осквернился (т.е. стал джунубом) и я протер все свое тело землей (когда не было возможности найти воду), это я рассказал Пророку (мир ему и благословения), на что он ответил: «Тебе хватило бы это, и ударил ладонями об землю и протер ими лицо и обе руки»[5].

И вся исламская умма единогласно согласилась, что таямум разрешается  и что он замещает обязательное омовение и купание, а также, что таямум не служит очищением от нечистот (наджаса), т.е. в этом случае он не замещает воду.

Способ совершения таямума:  

Таямум – это протирание лица и рук вместе с локтями пылью[6], по поводу которого приводится хадис от Ибну Умара (да будет доволен ими Аллагь) что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Таямум – это два удара ладонями об землю: один удар, чтоб набрать пыль для протирания лица, а второй для рук вместе с локтями»[7], если пыль от этих двух ударов охватит все лицо и обе руки, то этого достаточно, а если пыли от двух ударов не хватит, то он должен наносить столько ударов ладонями об землю чтобы набрать пыль, сколько будет необходимо.

Не разрешается делать таямум, кроме как землей, ссылаясь на вышеупомянутый хадис Хузайфата, да будет доволен им Аллагь. Замля должна быть той в которой содержится пыль прилипающая к телу. Также можно делать таямум песком смешанная с землей в которой присутствует пыль. 

Не разрешается делать таямум глиной, от которой невозможно получить пыль. Таямум не будет считаться действительным, если его сделать землей, смешанной с мукой, известью или с измельченным шафраном, или же с чем-то другим.

Земля, которой мы пользуемся должна быть чистой, так как таямум является очищением. Также как и омовение, таямум не разрешается совершить нечистотой (наджас).

Таямум разрешается делать любым видом земли: красной, белой, черной и с одного места его могут совершить несколько человек.

Причины, приводящие к таямуму:

Таямум разрешается делать при наличии двух причин: отсутствие воды и невозможность ее использования.

1. Отсутствие воды:

Введение таямума в шариат было по причине определенных ситуаций, в которые попадали люди, как например: отсутствие воды и то, что не могли ее находить, подобно ситуации путника. Если же он найдет воду, то ему нельзя совершать таямум, ссылаясь на слова посланника Аллагьа, мир ему и благословение, что: «Чистая земля – это средство для омовения для любого мусульманина, пока он не найдет воду»[8]. Условием для этого является, чтобы цель его сафара не была греховной, так как рухса не касается греховного.

Когда нуждающийся отыщет воду и в это время у него есть другие потребности относительно этой воды, как его жажда или жажда его верхового животного, то будет считаться, что этой воды вообще нет, относительно его омовения, так как ему не разрешается использовать эту воду в других целях, кроме тех потребностей. К такому же обстоятельству можно отнести случай, когда он нашел воду, но не может пройти к ней из-за хищного зверя. К этому еще можно отнести случай, когда  вода находится дальше от места его расположения больше чем на 2,5 км, в таком случае тоже вода рассматривается, как будто ее нет и таямум во всех этих случаях, является уместным.

Но нужно учитывать, что для того, кто нуждается в воде для омовения, прежде чем сделать таямум, обязательно поискать воду как следует, согласно словам Всевышнего: «….и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки»[9] и слово «не нашли» не используется, кроме как после поисков и так как таямум является замещающим омовение водой, совершение замещающего будет действительным только после отсутствия замещаемого.

Если же ищущий найдет воду по обычной, приемлемой цене, то он обязан ее купить и тут таямум тоже не считается. Купить он ее должен, если у него есть возможность на покупку этой воды и также если количество средств, которые находятся у него, превышает количество его долга (если у него есть долг) и провизию его пути, также эти средства должны превышать затраты на его верховое животное т.е. если у него есть излишние средства.

Если ему бесплатно дадут воду или же одолжат орудие для добычи воды, то он обязан это принять.

А если он найдет воду (или она у него с собой), недостаточную на все омовение, то он сначала должен использовать эту воду на что хватит из омовения, только потом сделать таямум, следуя словам Всевышнего: «….и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки»9 , а в этом случае вода найдена и таямум тут не уместен, пока он эту воду не использует полностью[10].

2. Невозможность использования воды:

Это может быть по причине, наступившей болезни или полученной раны, а также когда есть опасение, что он заболеет при использовании воды или же когда он болеет и боится, что использование воды усугубит положение. Подобной причиной является, если есть опасение, что использование воды будет тормозить поправление или когда вода наносит чрезмерный изъян внешним частям тела. Во всех этих ситуациях шариат разрешает нам не использовать воду, при котором таямум становится обязательным, опираясь на хадис, переданного от Джабира (да будет доволен им Аллагь) где он говорит:

«Мы вышли в сафар, и на одного из нас упал камень, который ранил его голову, после этого у него как то случилась поллюция (в последствии чего он должен был искупаться) и он спросил товарищей, не знают ли они для него, какого либо облегчения, путем которого он может сделать таямум, на что они ему ответили, что ему нет такого облегчения в шариате и что у него есть возможность искупаться, в последствии чего он искупался и умер от этого. И когда мы пришли к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) ему рассказали о случившемся, на что он сказал: «Вы убили его, неужели нельзя было спросить, когда вы не знаете, ведь лечением того, кто не может высказаться, является задавание вопроса. Поистине, ему хватило бы сделать таямум и убрать пыль с его раны (так как говорится, что рана была на голове, имелась возможность, что она была на лице, которое является частью таямума) или же поставить повязку на рану, сделать на ней масх и омыть оставшееся тело»[11] . Также доводом, вышесказанному, является предыдущий хадис Аммара бин Ясира, да будет доволен им Аллагь.

 Также причиной неиспользования воды, при котором он имеет право сделать таямум, является сильный холод. Доводом этому является хадис, переданный от Амра бин ‘Аса (да будет доволен им Аллагь) где он говорит: «Я  подвергся поллюции холодной ночью на газавате «Зат – а- Ссаласиль» и я побоялся, что если искупаюсь, то погибну. И я после этого сделал таямум и совершил вместе с другими утренний намаз. После этого, случившееся я рассказал Пророку (мир ему и благословение) и он сказал: «О Амр, ты совершил намаз со своими товарищами, будучи оскверненным?!» на что я ответил: Я слышал слова Всевышнего, где говорится: «Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам»[12] и Пророк (мир ему и благословение) не возразил моим словам» .

Если часть его тела покрыта ранами, при использовании воды которые могут привести к гибели или ухудшению состояния, он омоет здоровую часть тела, а с остального делает таямум[13].

Следующая часть

 

 

Источник: «Мугн-иль Мухтадж» 86/1, «Мухаззаб» 124/1, «Мажмуъ»238/2


[1] то, что разрешается в шариате в целях облегчения
[2] т.е. на любом месте земли нам можно совершать намаз, в то время, когда предыдущим общинам не разрешалось совершать молитву, кроме как в определенном месте.
[3] Муслим, №522
[4] «Аль-Маида», аят 6
[5] Бухари, №331
[6] Здесь имеется в виду — пыль чистой земли
[7] Абу Давуд, 1\79, Хаким, 1\179-180
[8] Абу Давуд: 1\80, Тирмизи: 1\387, Насаи: 1\139
[9] «Аль-Маида», аят 6
[10] Здесь должны учитываться, все условия использования этой воды, как его жажда или жажда его верхового животного и.т.д.
[11] Абу Давуд: 1\82, Байхаки: 1\227-228
[12] Ан-Ниса, аят 29
[13] Там где говорится, что надо сделать таямум, он не будет отличаться, смотря, с чего ему приходится таямум, т.е. везде, где говорится таямум, будь это с большого или малого омовения или же по другим причинам, подразумевается протирание лица и рук пылью от земли.

Таяммум — омовение землей | Часть вторая | Almasjid
2016-03-30 17:18:01
[…] Предыдущая часть […]
Яндекс.Метрика