Статьи пост

Кому дозволено не соблюдать пост в Рамадане?

ttgfff

Пост в месяце Рамазан – это обязательное богослужение, так же, как молитва. Мы не имеем права прерывать молитву без серьезных причин. То же самое касается и нашего поста. В статье мы подробнее расскажем о возможных причинах, по которым человек может прервать свой пост, и , которые Шариат считает весомыми.

Ислам — это религия облегчения, по этой причине ею дозволяется не соблюдать пост в месяц Рамазан некоторым категориям людей при определенных обстоятельствах.

Первая причина – болезнь

Сюда относят недуг, постигший человека, при котором больной опасается осложнения болезни и задержки процесса лечения в случае, если  будет соблюдать пост. Или же, если болезнь становится причиной беспокоящих болей, то в этом случае он не обязан соблюдать пост, но обязан его возместить. И не является условием  отсутствие силы для соблюдения поста, достаточно, чтоб он испытывал явные трудности при соблюдении поста.

Если человек  начал день, будучи здоровым, и потом его постигла болезнь, то ему дозволяется прервать пост. Что же касается легкой болезни, от которой он не испытывает явных трудностей, она не становится основанием для прерывания поста.

Если  болезнь тяжелая, представляющая опасность для жизни, в этом случае является обязательным прервать пост, и не имеет значения, постигла ли человека болезнь накануне дня поста или во время поста. Подобно тому человеку, испытывающему сильный голод или жажду, способные привести к его гибели, которому тоже обязательно прервать пост, даже если он не больной и не находится в пути. Основой этому является аят Корана: «И не убивайте самих себя, поистине, Аллах милостив к вам» (сура «ан-Ниса» 29)

Вторая причина — сафар 

Это когда путник вышел из своего города в месяц Рамазан и расстояние того пути, который он преодолевает, достигает 85 км и более, ему тоже дозволяется не соблюдать пост, но он обязан его возместить. Основой этому служит аят Корана: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время»(«Бакара» аят 185)

Важным условием является, чтоб его путешествие было дозволенным, дабы не стало несоблюдение поста облегчением в ослушании. Также, его путешествие должно быть начато до рассвета, если он вышел в путь из населенного пункта в середине дня, будучи постящимся, ему не дозволяется прерывать пост. Поскольку он приступил к богослужению, его нельзя прерывать, за исключением случаев, когда он вынужден будет прервать пост из-за причин, упомянутых раннее, но не из-за того, что он находится в пути.

У путника есть выбор между соблюдением и не соблюдением поста. Основанием этому служит хадис от Айши, да будет доволен ею Аллах, что Хамзат сын Амра Асламия сказал:»О посланник Аллаха, соблюдать ли мне пост в пути?», на что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если желаешь, соблюдай, если нет , то можешь не соблюдать» (Бухари 686/2, Муслим 237/7) 

Но, все-таки, если путник не испытывает особой трудности от соблюдения поста, то предпочтительнее будет ему соблюдать его, основой этому служит хадис, приведенный от Анаса, да будет доволен им Аллах, он сказал : «Путнику дозволено прервать пост, но соблюдение поста предпочтительнее» (Байхаки 245/4).

А если путник испытывает явные трудности в посте, то предпочтительнее прервать его. Приводится от Джабира, да будет доволен им Аллах:  «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо лежащего под деревом мужчины, брызгающего на себя воду и сказал: «Что с ним?», ему ответили: «Он постящийся, о Посланник Аллаха», на что Он ответил: «Не из добра соблюдение поста в пути» (Бухари 1844, Муслим 1115).

А если путник выбрал соблюдение поста и пожелал прервать его,  то у него есть на это право. Подобно тому, как больной соблюдал бы пост и тоже пожелал прервать его. И не имеет значения, прервал он пост с намерением воспользоваться облегчением или нет. 

Если путник, не соблюдающий пост, прибыл в город, то желательным является соблюдать имсак (отказ от действий, нарушающих пост), оставшееся время проявляя уважение к времени поста, но это не обязательно, поскольку он прервал его по уважительной причине. И не следует ему принимать пищу на виду у тех, кто не знают о его причине, оберегая себя от наказания и плохих подозрений. Тоже самое желательно и больному, не соблюдающемуся пост, который вылечился в середине дня.

Но если путник прибыл в населенный пункт, будучи постящимся, то ему не дозволяется его прерывать из-за отсутствия причины, позволяющей прерывать пост. Также как и больному не дозволяется прерывать пост, если он вылечился во время поста.

Не дозволяется путнику или больному соблюдать какой-либо другой пост в месяц Рамазан, например, желательный, возмещаемый, пост искупления или пост, который соблюдается по обету, ибо он будет считаться абсолютно недействительным.

Третья — слабость 

Когда человек не в силах соблюдать пост по причине своего преклонного возраста, т.е., если пост будет его сильно изнурять, создавать явные трудности. То же самое касается больного, который потерял надежду на выздоровление. Им обоим не обязательно соблюдать пост.

Основой этому аят Корана: «И не сделал для вас в вашей вере никакого затруднения» («Хадж» аят 78)

Что касается больного, не потерявшего надежду на излечение, ему тоже дозволяется не соблюдать пост, но с дальнейшим его возмещением.

Тот, кто не соблюдает пост по причине слабости, обязуется выплатить штраф в виде одного мудда (это около 600 грамм) основного продукта  питания в данном населенном пункте за каждый пропущенный день. Доводом этому является аят Корана: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» («Бакара» аят 184)

Если он решится,  несмотря на трудности, соблюдать пост, то в этом случае штраф не возлагается.

Ибну Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Это пожилой старик и женщина, которые не в силах соблюдать пост; им необходимо накормить нуждающегося за каждый пропущенный пост» (Асар, Бухари 1638/4)

От Аби Хурайры, да будет доволен им Аллах: «На того, кто дожил до преклонного возраста и не в силах соблюдать пост, возлагается выплата одного мудда зерна за каждый пропущенный пост» (Асар, Байхаки 271/1)

Ибну Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если ты будешь не в силах соблюдать пост, то накорми нуждающегося за каждый пропущенный день одним муддом» (Асар, Байхаки 230/4)

Анас, да будет доволен им Аллах, за год до своей смерти, будучи не в силах соблюдать пост,  выплачивал мудды в пользу бедных. (Асар, Даракутни 207/2, Байхаки 271/1)

И в том случае, когда на  пожилого старика и больного, не надеющегося  на излечение, возлагается выплата штрафа, но он не в состоянии его выплатить, необходимость выплаты с него снимается, даже если в последующем появилась  возможность выплатить его. Потому что на момент, когда была обязанность выплатить штраф, он был не в силах это сделать.

Примечание:

Если пожилой человек, который не в силах соблюдать пост, или больной, не надеющийся на излечение, дал обет на соблюдение поста, то этот обет считается  недействителен, поскольку он не в силах его выполнить. 

Четвертая причина — беременность и кормление ребенка

Дозволяется беременной и кормящей женщине не соблюдать пост в месяц Рамазан. Это является облегчением для них,  с учетом их положения. Но они обязаны его возместить.

Если беременная и кормящая женщина не соблюдали пост, то воспользовавшись облегчением, данным им, из-за страха  причинения вреда их здоровья, то они обязаны его только возместить. Основанием этому служит хадис, переданный от Анас аль-Каъби, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Всевышний Аллах простил путнику не соблюдение поста и сокращение молитв, а беременной и кормящей матери простил не соблюдение поста»(Абу Дауд 571/1, ИбнуМаджа 533/1)

Такое же решение, если они не соблюдали пост из-за страха за себя и за ребенка, т.е., достаточно всего лишь возместить его.

А если беременная женщина не соблюдала пост из-за угрозы выкидыша или причинения другого вреда ребенку, или кормящая мать не соблюдала пост из-за боязни уменьшения молока, и что это может отрицательно отразится на ребенке, то помимо возмещения этого поста, нужно выплатить штраф, упомянутый раннее.
Тот, кто  был вынужден прервать свой пост по другим причинам, например, ради спасения утопающего, человека или животного, то ему необходимо  возместить  пост вместе с выплатой штрафа. 

Если кормящая мать или беременная женщина не соблюдали пост по причине пребывания в пути или по болезни, достаточно возместить этот пост без выплаты штрафа.

Все предыдущие решения применимы так же и к той кормилице,  которая была нанята на кормление ребенка за определенную плату или бесплатно, т.е., ей дозволяется прервать пост с дальнейшим его возмещением и выплатой штрафа при условии, что нет другой кормилицы, не соблюдающей пост, или есть соблюдающая, которой нет необходимости прерывать пост.

Имам Навави говорит: «Если  постящийся увидел тонущего в месяц Рамазан и он не в силах ему помочь иначе, кроме как прервав пост, то дозволяется его прервать, и более того,  он обязан его прервать с последующем  возмещением и выплатой штрафа» («Мажмуъ» 359/6)

 

 

Источник: Зухайли, «Муътамад» с. 195-202, том 2

Яндекс.Метрика