Нравственность

Торгуйте честно!

sfsfsfsfsfsfs

Именем Аллагьа, Милостивого ко всем на этом свете, и лишь к уверовавшим – на том.

В наши дни одним из самых распространенных ремесел человека является торговля. На современном рынке можно приобрести и также продать буквально все материальное, начиная с недвижимости и средств передвижения, заканчивая бытовыми мелочами. Не многие знают, какое место торговля занимает в Исламе. В книгах по исламскому праву, «фикх», торговле посвящен целый раздел, который состоит из множества глав – и это все только для того, чтобы мусульмане умели торговать согласно шариату, Корану и сунне. А все, что связано с шариатом, делается по строгой справедливости и честности.

В частности, есть один такой момент, из-за которого возникает много споров и разногласий. Это ознакомление с товаром прежде, чем приобрести его. Продавец обязан указать на все изъяны и недостатки товара, а также на все его качества, которые интересуют покупателя, прежде чем его продать. Сделать так, чтобы покупатель не вернулся к нему с товаром и со словами: «Почему ты меня обманул?» —  так как мусульманин не обманывает, он не имеет на это право. Например, человек продает машину как нормальную, а потом выясняется, что она битая и крашенная или вообще «левая», после чего продавец пытается уйти от ответственности, отключая свои номера, что и приводит к большим разбирательствам и спорам между людьми. Мы наблюдаем, что люди не смотрят на последствия, лишь бы продать свой товар, а как – уже неважно.  

Очень некрасиво и даже противно смотрится та картина, когда с виду религиозные люди –мужчины, которые ходят в тюбетейках, закрытые женщины (не все, конечно, являются такими), –применяют десятки способов и комбинаций, чтобы обмануть в торговле, не говоря уже о других, более далеких от религии людей. Конечно же, ни у одного человека, который считает себя мусульманином, нет никаких оправданий за такой подлый поступок, как обман. Но когда человек обманывает от имени религии, то ситуация усугубляется вдвойне, так как у немусульман и слишком далеких от религии мусульман может появиться негативное мнение об Исламе, и получится так, что человек обманул, что является, без сомнения, большим грехом и тем самым принизил статус Ислама в глазах другого человека. За что он сам, несомненно, будет унижен в обоих мирах (если не раскается и Аллагь не простит его).

Возникает такой вопрос: «Почему человек обманывает, тем более, если он мусульманин, почему он поступает подло по отношении к людям?»

Когда человек не боится Аллагьа и не уповает на Него, это проявляется в его действиях и в повседневной жизни, особенно, если это касается торговли. Мы видим, что многие бизнесмены и продавцы, будучи мусульманами, обманывают людей всеми возможными способами, свободно продают алкоголь, сигареты, насваи, таблетки и всякие другие мерзости, которые являются харамными. И когда спрашиваешь у них, почему они так поступают, зная о запрете и последствиях этого, то они все как один отвечают: «Откуда нам прибыль, если мы не будем обманывать, и не будем все это продавать». Получается, что эти люди никак не уповают на Аллагьа и обманываются тем, что все зависит только от их действий. Конечно же, все это им приукрашает сатана, заставляя их смотреть на происходящее сквозь свою призму, затягивая их в круговорот мирской грязи и надев на них уздечку обмана. Этих людей он полностью превращает в свои верховые животные, которые идут туда, куда он захочет и видят только то, что ему угодно. И не удивительно, что такие люди запретное видят дозволенным, а дозволенное запретным. Но они просчитывают такой момент, хоть это и касается только этой жизни и не имеет никакой ценности, тот момент, что обманом и, продавая харам, заработанное ими имущество Аллагь обязательно смоет в двукратном размере путем всяких бед, будь то пожар, авария, болезнь или смерть, которая не позволит ему вообще как-то распорядиться этим имуществом.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллагь, передает, что Пророк, мир ему и благословение, как-то проходил мимо человека, который торговал и перед которым лежала кучка зерна. Пророк, мир ему и благословение, просунул руку в эту кучку, и оказалось, что изнутри она влажная, и он сказал торговцу: «Что это, о, обладатель этого продукта?» и торговец объяснил, что она попала под дождь. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал ему: «Тебе стоило бы сделать ту влажную часть с верхней стороны, чтобы люди могли ее видеть и оценить по имеющимся качествам, так как тот, кто обманывает и занимается мошенничеством, не из нас»[1].

В следующем хадисе передается, что Посланник Аллагьа, мир ему и благословение, сказал: «Мусульманин – брат мусульманину, ему не дозволяется продать своему брату то, в чем находится недостаток, кроме как показав ему это»[2].

Также приводятся слова Пророка, мир ему и благословение, где он говорит: «Не дозволяется никому продавать что-либо, не выявив его состояние (т.е. недостатки, если они имеются), а если кто-либо (посторонний) знает о них, то ему тоже не дозволяется скрывать их»[3].

Например, ты видишь, как другой продает свой товар, будь то машина, недвижимость или что-то другое, с каким-либо недостатком, и ты знаешь об этом. И этот человек обязан указать на недостаток товара, а если он не скажет своему покупателю об этом, то, видя все это, ты не имеешь права молчать, ты просто обязан сказать покупателю об этом недостатке.

В книге «аль-Масаъ» приводится рассказ: «Имам Абу Ханифа, да будет доволен им Аллагь, отправил своему партнеру по торговле бракованную одежду, в которой был некий изъян, передав ему, что в ней есть этот недостаток. Но партнер, проигнорировав его слова, решил продать эту одежду как нормальную, не сказав покупателям ни слова о недостатке.

Абу Ханифу охватил гнев, когда он узнал об этом, и вырученные от этого товара деньги он раздал как милостыню (сумма была очень большая – 30000 дирхамов, это приблизительно 90 кг серебра, т.е., 2 880 000 рублей) и расстался с этим партнером».

Несомненно, это является назиданием для нынешних торговцев, чтобы они побоялись Аллагьа в своей деятельности, стремились к дозволенному и остерегались запретного, дабы Аллагь дал баракат (благодать) их имуществу»»[4].

Даже бывают случаи, что человек покупает у кого-то участок земли, и он оказывается вторым или третьим хозяином, так как тот человек один и тот же участок продал нескольким людям, получил тройную сумму и исчез. Это, конечно ни в какие рамки не входит. 

Пусть Аллагь поможет нам вести честную торговлю, иначе, если ты сегодня обманешь покупателя, то завтра сам окажешься покупателем, и продавец окажется хитрее, чем ты. Никто из нас не желает быть обманутым и поэтому нам выгодно иметь справедливую торговлю.

Хвала Аллагьу, Господу миров.

 

 

Салман ад-Дагистани
Стенограмма проповеди


[1] Муслим
[2] Ибн Маджах
[3] Ахмад
[4] «Аль-Масаъ» с. 319

Яндекс.Метрика