Статьи намаз

Условия намаза

ddgsgsgsgs

У намаза, как и многих других мусульманских ритуалов, есть свои условия.

Условиями намаза называются определенные действия, которые обязательно исполнить еще до вступления в намаз, а также во время его совершения. Если не выполняется хотя бы одно из условий, то намаз считается недействительным. Поэтому, каждому мусульманину необходимо знать и соблюдать следующие условия намаза:

1. Совершающий намаз должен находиться в состоянии ритуальной чистоты.
2. Тело, одежда и место, на котором совершается намаз, должны быть чистыми.
3. Следует укрывать части тела (аврат), которые, согласно Шариату, должны быть укрыты.
4. Каждый намаз совершается в определенный для него промежуток времени.
5. Совершать намаз следует, обратившись грудью к Каабе (Кибла).

Далее мы более подробно расскажем об этом.

1. Находиться в состоянии ритуальной чистоты

Человек, совершающий намаз, обязан быть в состоянии ритуальной чистоты, т.е., у него не должно быть нарушено ни малое (вузуъ), ни полное омовение (гъасль).

Основой этому является хадис:

عن ابن عمر رضي الله عنهما: «لا يقبل الله صلاة بغير طهور…. » رواه مسلم

От Ибну Умара, да будет доволен им Аллаh, передается: «Не принимает Аллаh намаз, совершенный не в омовении…»[1].

У того, у кого нарушилось омовение в намазе, будь то намеренно или же ненамеренно, намаз нарушается, он обязан обновить омовение и потом совершить намаз заново.

2. Чистота тела, одежды и места

Также, чтобы наш намаз считался действительным, нужно чтобы наше тело[2], одежда, надетая на нас[3] и место, на которой мы совершаем намаз[4], были чистыми от нечистот (которые не прощаются). Намаз не засчитывается, если даже он был совершен с нечистью на одежде, теле или месте ненамеренно, по забывчивости, или не зная о том, что нельзя так совершать намаз, в этом случае обязательным является совершить намаз заново, но уже в чистой от нечисти одежде.

Основой этому является аят Корана:

لقوله تعالى: (وثيابك فطهّر) المدثر:٤

Смысл: «И одежды свои очищай»[5].  

Если же нечисть будет не на вас или же не на том месте, где соприкасаются ваши части тела, во время стояния, сидения или же земного поклона, а будет напротив вас, то это не нарушает намаз, например, если на коврике на котором вы совершаете намаз будет нечисть, которая во время земного поклона будет находится напротив груди и при этом вы не касаетесь ее своими частями тела. Но совершать намаз таким образом нежелательно.

Нечистотами, согласно Шариату, являются:

Моча, кал, мазью[6], вадью[7], кровь, гной, сукровица (жидкость желтоватого цвета, смешанная с кровью, а также гнойная кровянистая жидкость, вытекающая из нарывов, язв), рвота[8], алкоголь[9], молоко животных, мясо которых запретны для употребления в пищу, собака, свинья и то, что рождается от них, труп животного[10], его кости и шерсть. Не считаются нечистотами мертвые рыбы, саранча и человек.

Все, что отделяется от живого животного, рассматривается как мертвое, исключением являются волосы, шерсть, перья, слюна и пот животных, мясо которых можно употреблять в пищу, а также слюна и пот других живых животных, кроме собаки и свиньи и всего, что рождается у них. Шерсть, отделенная от живых животных, мясо которых можно употребить в пищу, является чистой, а если от такого животного отделилась конечность и оно осталось живым, то эта конечность – наджаса. Живые животные (кроме собаки, свиньи и всего, что от них рождается) все чистые.

Нечистота бывает двух видов:

Незаметная нечистота (хукмият) – это та, которая утратила свой объем и качества – вкус, цвет, запах, например, моча которая высохла.  Для очищения места, загрязненного такой нечистотой, необходимо, чтобы вода протекла по нему[11].

Заметная нечистота (айният) – это видимая нечистота, которая имеет объем и качества – вкус, цвет, запах, например, кал попал на штаны. Очищая место, загрязненное подобной нечистотой, необходимо вначале удалить ее, а затем промыть это место водой до исчезновения ее вкуса, цвета и запаха, также наливая воду на нее. В случае, если не удается удалить полностью цвет или запах, это считается простительным, не простительно если остается и цвет, и запах.

Если моча мальчика в возрасте до двух лет по лунному календарю, который питается только материнским молоком, попала на что-либо, то это место достаточно сбрызгивать водой до тех пор, пока оно не намокнет. В данном случае протекание воды необязательно[12].

В хадисе говорится: «При удалении мочи девочки загрязненное место необходимо промывать водой, а при удалении мочи мальчика достаточно лишь сбрызнуть водой»[13].

Моча маленькой девочки рассматривается, как моча взрослого человека. Для удаления мочи надо поливать загрязненное место чистой, пригодной для очищения водой до полного исчезновения нечистоты и ее свойств – вкуса, цвета, запаха. В случае, если не удается удалить полностью цвет или запах, это считается простительным (не разрешатся чтоб остался и цвет, и запах).

Нечистота от собаки и свиньи, такая как, моча, кал, слюна или влага от нее, удаляется семикратным промыванием, в том числе один раз водой, смешанной с чистой землей, таким образом, чтоб вода стала мутной. Если дотронуться, например, до шерсти собаки в сухом виде, то промывать руку семь раз или даже один раз не нужно. Если рука или шерсть будут влажными, то необходимо совершить выше приведённое очищение.

В хадисе говорится: «Очищение посуды, которую облизала собака, осуществляется семикратным промыванием водой, одно из которых смешано с землей»[14]. Наилучшим является, чтоб промывание водой, смешанной с землей, было первым[15].

То, что, по своей сущности, является нечистым, не становится чистым само по себе. Например, навоз, мочу и т. п. невозможно сделать чистыми, их нужно удалять соответствующим образом, как мы рассказывали ранее. Исключением является обработанная и окрашенная, то есть дубленая кожа мертвого животного, кроме собаки и свиньи, а также вино, которое в результате брожения преобразовалось в уксус. Если же оно превратилось в уксус в результате добавления или попадания в него чего-либо, например, хлеба и т. п., то такой уксус не является чистым. Шкуры и шерсть животных, мясо которых можно употреблять в пищу, зарезанных по мусульманским ритуалам, чисты и без обработки[16].

Не прощается нечисть, а именно кровь или гной, будь то в малом или в большом количестве:

— если это нечисть (кровь или гной) собаки или свиньи (т.е., если это нечисть, которую возможно разглядеть)

— если человек сам специально нанес их на себя

— если туда попадет любое другое вещество, чего легко избежать, то и к такой крови или гною не делается снисхождение, даже если их мало.

Прощается малое количество крови или гноя:

— если кровь или гной не со своего тела, с условием, что в эту кровь или гной не попало другое вещество, которое легко избежать[17]

— если это выделения (свои) из прыщей, фурункулов, ран, царапин и человек сам, например, выдавил фурункул или сделал на теле царапину

— Если эта кровь и гной со рта, носа, ушей и глаз

Прощается большое количество крови или гноя:

— если это выделения (кровь или гной) из прыщей, фурункулов, ран, царапин, которые получились сами и которые не перешли никуда[18]

— если это кровь насекомого, в жилах которых не течет кровь, например, кровь блох, вшей, комаров, в том случае если: оно не перемешалось с другим веществом, которого не трудно избежать; это сделано ненамеренно; кровь, находится на одежде, в которой вы нуждаетесь. В противном случае, т.е., если кровь насекомого перемешалась с другим веществом, то не прощается даже малое количество, если вы сами убили его, прощается только малое количество, если кровь находится на одежде в которой вы не нуждаетесь, например, вы одели именно ту рубашку, на которой кровь насекомых, имея возможность надеть другую и т.д., то тогда тоже прощается только малое количество.

Насчет определения малого и большого количества крови и гноя есть разные мнения, самое достоверное из них заключается в следующем: малое количество крови и гноя – это то количество, от которого обычно людям бывает трудно остерегаться[19].

Если на теле или одежде в разных местах вразброс по малому количеству крови или гноя, и если собрать эту кровь или гной, то получится, что их много, то это все равно считается за малое количество и делается снисхождение. Если человек сомневается, много или мало на теле или одежде крови или гноя, то принимаем решение, что их мало.

К любой нечисти, даже если это нечисть от собаки или свиньи, делается снисхождение, если ее невозможно разглядеть взглядом человека с нормальным зрением.

Мокрота и слюна, вытекшая во время сна, не является нечистью, в том случае если они не выходят с желудка. Также чистой является и сперма[20], будь то человека или же животных, кроме спермы свиньи, собаки и всего, что от них рождается. Сперма будет являться чистой, если на половом органе (а именно на том месте где выходит сперма) не было нечисти, как мазью и т.д. в противном случае, она будет являться нечистью, так как она перемешалась с нечистью[21].

Если вы заметили человека на котором нечисть (непростительная) и который собирается совершить намаз, является обязательным оповестить того человека об этом. Обязательным является принять замечание от праведного мусульманина о том, что у нас намаз нарушился по причине того, что на нас во время намаза была нечисть или из-за того, что у нас оголился аврат[22].   

3. Прикрыть аврат

Обязательным является прикрыть аврат[23], если это возможно, во время намаза, мужчинам, женщинам и даже детям, даже если намаз совершается в полной темноте.

Основой этому является хадис:

عن عائشة رضي الله عنها: أنّ النبي ﷺ قال: «لا يقبل الله صلاة حائض إلا بخمار» رواه أبو داود والترمذي وابن ماجه وأحمد والحاكم

От Айши, да будет доволен ею Аллаh, передается, что Посланник Аллаhа, мир Ему и благословение, сказал: «Не принимается намаз совершеннолетней, кроме как покрывшись платком»[24].

— Аврат мужчины

Авратом мужчины в намазе является область тела между пупком и коленями.

Основой этому является хадис:

لما روي أبو سعيد الخدري رضي الله عنه: أنّ النبي ﷺ قال: «عورة المؤمن ما بين سرّته إلى ركبته» رواه أحمد والبيهقي

От Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллаh, передается, что Посланник Аллаhа, мир Ему и благословение, сказал: «Авратом мужчины является область тела между пупком и коленями»[25].

Обязательным является закрыть все вокруг, спереди сзади и по бокам (в области аврата). Также сделать так чтоб аврат не был виден с верхней стороны. Например, те, у кого свободный воротник футболки или рубашки, при наклоне, через этот же воротник бывает виден аврат, намаз совершенный таким образом не засчитывается. Также, обратите внимание, те, кто одевает рубашку на пуговицах, без майки под ней, между пуговицами можно заметить щели, и при наклоне, через них бывает виден аврат, это также нарушает наш намаз. Также, из-за коротких футболок при наклоне оголяется спина (ниже пупка), что также нарушает намаз.

Намаз не нарушается если аврат будет виден снизу, например, с нижней стороны свободных штанов и т.д. 

— Аврат женщины

Авратом женщины в намазе является все тело, кроме лица и кистей рук.

Основой этому является аят Корана:

لقوله تعالى: (ولا يبدين زينتهن إلا ما ظهر منها) النور:٣١

Смысл: «Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны….»[26]. Ибну Аббас и Айша, да будет доволен ими Аллаh, сказали Алласказал что под словом «которые видны» имеется ввиду все тело, кроме кистей рук и овала лица[27].

Они также, как и мужчины, обязаны закрывать аврат сверху и вокруг. И у них также не нарушается намаз, если аврат будет виден снизу. Но тут хотелось бы обратить внимание на один момент: некоторые женщины надевают длинные платья которые доходят до пола и которые закрывают ноги, это хорошо, что они так делают, это они обязаны во время намаза делать, но когда они совершают земной поклон, у них нижняя часть ног оголяется. Это недопустимо, обязательно нужно прикрывать также и нижнюю часть ног, можно их прикрыть или носками, или же, как многие женщины, одеть специально подготовленные для этого куски материи (на подобии мешочков) на резинках, закрытые с нижней части[28]. Также женщина должна следить за тем, чтоб её шея и нижняя часть подбородка была закрыта, эта часть не входит в границы лица. Также намаз нарушается, когда оголяется предплечье из-за коротких или слишком широких рукавов платьев у женщин, или из-за расстегнутых пуговиц на краю рукава. Также намаз нарушается, если оголится хоть один волос.

— Одежда закрывающая аврат

Ткань одежды должна быть плотной, такой, сквозь которую человеку, стоящему рядом, не будет виден цвет кожи того, на ком надета эта одежда.

Женщинам нежелательно совершать намаз в облегающей одежде, мужчинам будет не препочтительным[29].

Также нежелательно совершать намаз в одежде или на коврике с рисунками и узорами, так как оно иногда может отвлекать от намаза, также, совершать намаз, оголив плечо[30].

Желательно совершать намаз в самой лучшей одежде.

4. Знать о наступлении времени намаза

Условием намаза является совершение каждого намаза в определенный для него промежуток времени. Поэтому обязательную молитву нужно выполнять только после того, как наступит время соответствующего намаза. Совершающий намаз обязательно должен быть уверенным (якин) или предполагать (занну) о наступлении времени намаза. Намаз, совершенный с сомнениями, не засчитывается.

Уверенным в наступлении времени намаза человек считается, когда он сам увидит наступление времени намаза, например, видит, что солнце зашло и т.д. Также, если праведный мусульманин который сам увидел расскажет о том, что увидел. Также, если праведный муэдзин, который знает, как определять время намаза, прокричит азан. В наше время эта задача упростилась с появлением расписания намаза (нового), которое было составлено духовным управлением РД (алимами, которые работали над этим расписание долгое время), следование ему будет достаточным.

Когда человек не может определить время намаза, например, из-за облачной погоды, когда нет рядом никого и т.д., он обязан сделать иджтихад[31], т.е., он обязан предположительно определить для себя наступление времени намаза, ссылаясь на разные признаки и т.д., например, человек, который читает определенное количество зикра каждый день,  и который знает, за какое время он его зачитывает, исходя из этого он определяет предположительно наступление времени намаза, или же, например, если он слышит крик петуха, который кричит в одно и то же время, исходя из этого также определяют время, и т.д., в противном случае намаз не засчитается.

Разрешается тому, кто не способен на иджтихад, следовать за иджтихадом другого человека. А тому, кто способен сделать иджтихад, не разрешается следовать за другим, каждый следует своему иджтихаду. Слепому разрешается следовать за иджтихадом зрячего, если даже он сам способен на иджтихад[32].

Намаз не нужно совершать заново тому, кто совершил намаз предположительно (с иджтихадом), если он после узнал, что совершил намаз в свое время, или же если он не узнал об этом. В том случае, если он точно узнал о том, что намаз или часть из него был совершен до наступления времени намаза, обязательным является совершить этот намаз заново.   

Времена намаза:

— Утренний намаз («ас-субх»)

Время утреннего намаза начинается с истинного рассвета, сразу же после того, как появится белая горизонтальная полоса на восточном горизонте. Время утреннего намаза продолжается до восхода солнца, т.е., до тех пор, пока край солнечного диска не покажется на восточном горизонте.

— Полуденный намаз («аз-зуhр»)

Время полуденного намаза начинается с момента отклонения солнца от зенита в сторону запада, и продолжается до тех пор, пока длина тени определенного предмета не станет равной его высоте, плюс тень, когда солнце было в зените.

— Предзакатный намаз («аль-‘аср»)

Время послеполуденного намаза начинается сразу же после того, как заканчивается время полуденного намаза. Заканчивается с полным заходом солнца, т.е., пока солнечный диск полностью не исчезнет за западным горизонтом.

— Вечерний намаз («аль-магриб»)

Вечерний намаз начинается после полного захода солнца и продолжается до тех пор, пока не исчезнет зарево, т.е., красная полоса заката на западном горизонте.

— Ночной намаз («аль-‘ишаъ»)

Время ночного намаза начинается сразу же после окончания времени вечернего намаза. Время этого намаза заканчивается с появлением истинного рассвета.

Намаз желательно совершать в начале времени.

В хадисе говорится:

لما رواه عبد الله بن مسعود رضي الله عنه: أنه قال: سألت رسول الله ﷺ أي الأعمال أفضل؟ فقال: «الصلاة أول وقتها». رواه البخاري ومسلم وأبو داود والترمذي والنسائي وأحمد والبيهقي

От Абдуллаhа бин Масъуда передается: «Я спросил Пророка, мир Ему и благословение: «Какое деяние самое ценное?», Он ответил: «Намаз в начале его времени»[33].

Запрещается, без уважительной в шариате причины, откладывать намаз на срок времени, в который вы не успеете совершить полноценный намаз до наступления времени следующего намаза. Намаз считается совершенным своевременно, если даже хоть один ракаат будет совершен до наступления времени следующего намаза, но человек попадает в грех за то, что весь намаз не был совершен вовремя, т.е., до наступления времени следующего намаза.  

5. Обратиться грудью к кибле (каабе)[34]

Совершающий намаз, по возможности, обязан повернуться к Кибле. Если Кааба видна, нужно уверенно повернуться в ее сторону грудью; если человек находится далеко от Каабы, например, как мы, то повернуться нужно предположительно. И в обоих случаях нужно повернуться не в сторону Каабы, а к самой Каабе – точно в первом случае и предположительно во втором, далее мы более подробно расскажем об этом.

Основой этому является аят Корана:

قوله تعالى: (فولّ وجهك شطر المسجد الحرام وحيث ما كنتم فولّوا وجوهكم شطرة) البقرة: ١٤٤

Смысл: «Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети (каабе). Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону»[35].

Также в хадисе говорится:

قال رسول الله ﷺ لخلاد بن رافع الزّرقي الأنصري الذي علّمه الصلاة: «إذا قمت إلى الصلاة فأسبغ الوضوء، ثم استقبل القبلة…..» رواه البخاري ومسلم وأبو داود

Пророк, мир Ему и благословение, сказал Халляду бин Рафиъ аль-Ансарийи, которого обучал намазу: «Когда ты соберёшься совершить намаз, соверши омовение, затем, повернись к кибле……»[36].   

Определение киблы

Совершающие намаз делятся на два типа: те, кто в состоянии видеть Каабу, и те, кто не в состоянии

— Те, кто в состоянии видеть Каабу

Тот, кто в состоянии без труда видеть Каабу, и нет для этого никакой преграды, например, человек находится в мечети «Аль-Харам»: ему нельзя доверяться другим относительно нахождения Каабы, если даже темно и у него появились сомнения; также нельзя делать иджтиhад, потому что ему легко узнать точное месторасположение Каабы, т.е., он обязан точно повернуться грудью к Каабе, лицом не обязательно. Не обязательно при каждом намазе определять по-новому направление Каабы, если он совершает намаз на том же месте[37].

— Те, кто не в состоянии видеть Каабу

Те, которые находятся в Мекке, но не в состоянии видеть Каабу из-за преграды, такой, как, например, горы и здания, или же вовсе находятся вдали от Мекки, им дозволяется опираться в определении киблы на михрабы[38] находящиеся будь то в Мекке или же в других городах и селах, которые утвердили, опираясь на рассказ многих людей, переданные из поколения в поколение, подобно месту, где совершал намаз Пророк (мир ему и благословение) в Мединской мечети, т.е., в Равзе. Также, разрешается опираться на направление, указанное хозяином дома, который определил местонахождение киблы по видению полярной звезды или же по видению Каабы, а не по иджтиhаду.

Если кто-либо утверждает, опираясь на доводы, что михраб мечети в каком-нибудь населенном пункте не направлен правильно, то перестают следовать этому михрабу и делают иджтихад.

В том случае, если не получается определить местонахождение киблы вышеуказанным методом, т.е., человек не видит Каабу, нет рядом михрабов и т.д., в этом случае обязательно опираться на рассказ благочестивого мусульманина или же мусульманки, которые опираются на знания (не иджтиhад). Например, которые говорят, что видели Каабу или же утвержденный михраб. Не разрешается опираться на неверного, нечестивца и не мумайза[39]. Также, разрешается опираться на работающий правильно компас. Слепому человеку не разрешается опираться на рассказ кого-либо, если у него получается удостовериться явными доказательствами, такими, как прикосновение к Каабе или же утвержденный михраб.

Если же такого человека нет и есть возможность совершить иджтиhад, он обязан сделать иджтиhад, и, самостоятельно определив нахождение киблы, совершить намаз. 

А если же времени намаза осталось мало, он совершает его в любую сторону, но потом возмещает. Этому человеку следовать за другим (за иджтиhадом другого) не допускается. Если даже он в иджтиhаде замешкался из‐за мрака, тумана или туч, он совершает намаз, проявляя уважение ко времени намаза, повернувшись как придется, но потом возмещает.

Если человек не в силах делать иджтиhад – не помнит признаки, по которым он определял направление, он обязан возобновить иджтиhад для наступившего следующего намаза.

Человеку, не способному делать иджтиhад и определить нахождение киблы по признакам из-за слепоты или неспособности узнать их, разрешается довериться человеку, который может это сделать, будь то раб или женщина, но не нечестивец и не мумайиз. И такой человек не обязан возмещать намазы, совершенные таким образом, но он обязан спрашивать у того человека направления киблы для каждого из намазов.

Если у человека есть возможность научиться определять направление киблы, он обязан это сделать, и следовать за другими ему не дозволительно.

Если человек совершит намаз, выбрав направление к кибле по ижтиhаду ошибочно, данный намаз следует возобновить, если его время не закончилось, и возместить, если времени не осталось. Ну, а если он это узнал, будучи в намазе, тогда надо начать заново.

Если при повторном ижтиhаде определится другое направление киблы, следует совершать намаз уже в этом направлении; первый намаз возмещать не надо, так как ижтиhад другим ижтиhадом не нарушается. Разницы нет, когда ижтиhад поменялся: будучи в намазе или после. Тем не менее, если совершить четырёхракаатный намаз, все ракааты на четыре стороны ижтиhадом четыре раза, то и этот намаз засчитывается из-за упомянутой выше причины.

Следовательно, если у человека, совершающего намаз, менялся ижтиhад относительно направления киблы, то он повернётся в эту сторону и завершит намаз. Если же он поменяется после завершения намаза, то это не повлияет на совершённый намаз. Но нужно учитывать, что ижтиhад не делают из-за несущественных признаков, рассматриваются лишь веские причины, а не просто слова «я думаю», «мне кажется» и тому подобное[40].

 

Хвала Аллаhу, Господу миров[41].

 


[1] Муслим 102/3.
[2] Сюда входит также полость рта, нос, уши и глаза («Мугн-иль Мухтадж» 289/1).
[3] Если даже одежда длинная которая при вашем движении не движется, например, длинный халат, край которого не движется при движении того, на ком он надет, и на краю которого находится нечисть, намаз в таком одеянии не засчитывается («Мугн-Иль Мухтадж» 291/1).
[4] Тут имеется ввиду, что чисто должно быть то место, на которую вы касаетесь во время намаза частями тела и одеждой («Фатх-уль алям» 119/2).
[5] Сура «аль-Муддассир», аят 4.
[6] Почти прозрачная слизистая жидкость, выделяющаяся из полового органа при возбуждении.
[7] Густая белая жидкость, иногда выделяющаяся после мочеиспускания или вследствие поднятия тяжести.
[8] Все что вырвалось после того, как достигло желудка, является нечистью, такого мнения придерживается Ибну Хаджар в «Тухфатуль Мухтадж», также аш-Ширбини в «Мугн-иль Мухтадж», аль-Малибари в «Фатх-уль Муин» и т.д. По мнению имама Рамли в книге «Ниhаят-уль мухтадж», нечистью считается все, что вырвалось после того, как перешло границу глотки, а вернее, то место, откуда произносится буква «ХIа».
[9] Сухое опьяняющее вещество, как опиум, другие наркотики, анаша и т.д. не являются нечистью, т.е. намаз, совершенный с ними в кармане и т.д., засчитывается («Тухфат-уль Мухтадж» 99/1).
[10] Имеется ввиду труп животного, мясо которого дозволено в пищу, но которое не было заколото по шариату, а также труп животного, без разницы, большое животное или маленькое, мясо которого запрещено употреблять, тут не рассматривается, было оно заколото или нет. Например, в мечети можно увидеть такую картину: на полу лежит мертвая муха, и люди наступив на нее совершают намаз — такой намаз не засчитывается («Фатх-уль Муин» 108/1).
[11] Т.е., чтоб вода наливалась на нее, будь она из крана или же с кувшина.
[12] «Тухфат-уль Мухтадж» 108/1.
[13] ат-Тирмизи 71.
[14] Муслим 649.
[15] «Манхадж-уль Кавим» с. 125.
[16] «Мугн-иль Мухтадж» 134-141/1.
[17] Не вредит, если в кровь или гной попадет такое вещество, которого трудно избежать, как пот, вода во время омовения и т.д., распространение крови или гноя из-за этого также прощается («Фатх-уль алям» 509/1.).
[18] «Фатх-уль Алям» 505-506/1.
[19] «Хашият-т-Тармаси» 203/3.
[20] Но является желательным ее смыть («Ниhаят-уль Мухтадж» с хашиятами 285/1).
[21] «Ианату-т-Талибин» 103/1.
[22] «Тухфат-уль Мухтадж» 228/1.
[23] Аврат – это та часть тела которую обязательно прикрыть мужчинам и женщинам в намазе и вне него.
[24] Абу Дауд 149/1, ат-Тирмизи 377/2, Ибну Маджаh 215/1, Ахмад 150/6, аль-Хаким 251/1.
[25] Ахмад 187/2, аль-Байхаки 226/2.
[26] Сура: «ан-Нур», аят 31.
[27] «Мугн-иль Мухтадж» 285/1.
[28] «Ианату-т-Талибин» 134/1.
[29] «Ниhаят-уль Мухтадж» с хашиятами 9/2.
[30] «Ниhаят-уль Мухтадж» с хашиятами 15/2.
[31] Иджтихад – усердие в определение чего-либо (в нашем случае времени намаза) доступными средствами.
[32] «Хашият Ширвани» 39/1.
[33] Бухари 197/1, Муслим 73/2, Абу Дауд 101/1, Ат-Тирмизи 516/1, ан-Насаи 236/1, Ахмад 410/1, аль-Байхаки 434/1.
[34] Ки́бла — в исламе — точно установленное из любой точки земного шара направление в сторону священной Каабы в г. Мекке в Аравии, соблюдаемое всеми мусульманами во время совершения пятикратных ежедневных молитв и отправления ряда ритуалов.
[35] «Аль-Бакара» аят 144.
[36] Аль-Бухари 2307/5, Муслим 105/4, Абу Дауд 197/1.
[37] Имеется ввиду, что, если тот, кто в состоянии увидеть Каабу, т.е., будучи рядом с Каабой или же в Мекке, определит для себя точное направление, то потом от того, что какая-нибудь преграда загородит Каабу от него, не обязательно заново определять направление, в том случае, если он не изменил свое место («Ниhаят-уль Мухтадж» с хашиятами 512/1).
[38] Михраб — ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой. Михраб указывает направление на Мекку (киблу) и чаще всего расположен в середине стены. Михраб предназначен для того, чтобы в нём молился имам мечети (руководитель намаза), который во время молитвы должен находиться впереди остальных молящихся.
[39] Ребенок, не достигший половой зрелости, но способный отличать хорошее от плохого, примерно 7-летнего возраста.
[40] «Ниhаят-уль Мухтадж» с хашиятами 519-521/1.
[41] Статья составлена по материалам книг: «Ниhатяуль Мухтадж» с хашиятами, «Тухфат-уль мухтадж», «Фатх-уль Муин», Ианату-т-Талибин», Минhаджу-т-Талибин», «Манхаджуль Кавим», «Мугн-иль Мухтадж».

Яндекс.Метрика