Статьи пост

Пост в Рамадане | Введение

rgrrrrrregwe

Пресветлый Рамадан стучится в двери верующих! Совсем скоро мечети наполнятся читающими таравих. Ежевечерне, празднично и весело, мусульмане будут разговляться в кругу родных и друзей, восхваляя Господа за дарованную благодать. А по утрам станут просить Аллаха продлить её ещё на один день…

Обязанностью всех совершеннолетних, умственно полноценных, здоровых, уверовавших в Аллаха и Его последнего Посланника, является пост в Рамадане.

О глубинном смысле данного столпа Ислама и его правилах написано немало книг. И, тем не менее, всегда остаются вопросы по его соблюдению.

Потому, в преддверии месяца поста, мы начинаем серию публикаций, посвященных посту. Для читателей сайта был переведен раздел из книги «Аль-Фикхуль Манхаджи» учёных Мустафы аль-Буга, Мустафы аль-Хинн, Али Шарбаджи, в котором кратко разъяснёны вопросы связанные с постом. В текст перевода также внесён ряд комментариев для большего понимания читателя.

Да поможет Всемогущий Аллах следовать полученным знаниям. Амин!

 

Значение слова «ас-савм»

Лексическое значение слова «ас-савм» —  الصوم- воздержание. Его шари’атское же значение – это воздержание от всего, что нарушает пост от рассвета до заката солнца, имея при этом намерение.


История о том, как пост в Рамадане стал обязательным

Пост в Рамадане стал обязательным в месяце Ша’бан во втором году по хиджре. Само же явление поста имело место и до Ислама, он был предписан Всевышним и предыдущим народам, а также среди людей Писания (иудеи и христиане), живших во времена Посланника Аллаhа (мир ему и благословение)[1].

Всевышний сказал:

قوله تعالى: (يا أيّها الّذين آمنوا كتب عليكم الصّيام كما كتب على الّذين من قبلكم لعلّكم تتّقون) البقرة: ١٨٣

Смысл: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь»[Сура «аль-Бакара», аят 183].

Ранним общинам же не был обязателен пост в Рамадане. Сходством между нашей общиной и прежними является только предписание поста, а отличием является то, что только общине Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) стал обязателен пост в Рамадане.

 

Вменение в обязанность поста в Рамадане

Доводом обязательности поста в Рамадане является аят Корана:

قوله تعالى: (شهر رمضان الّذي أنزل فيه القرآن هدًى للنّاس وبيّنات من الهدى والفرقان فمن شهد منكم الشّهر فلْيصمه) البقرة: ١٨٥

Смысл: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься»[Сура «аль-Бакара», аят 185].

Также, хадис Пророка (мир ему и благословение):

عن ابن عمر رضي الله عنهما، قال : سمعت رسول الله ﷺ يقول: «بني الإسلام على خمس: شهادة أن لا إله إلا الله، وأن محمدا رسول الله، وإقام الصلاة، وإيتاء الزكاة، والحاج، وصوم رمضان» رواه البخاري ومسلم وغيرهما.

Смысл: От Ибну ‘Умара, да будет доволен им Аллаh, передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ислам построен на пяти столпах: свидетельстве, что нет божества, которому следует поклоняться, кроме единого Творца – Аллаhа, и что Мухаммад – Его раб и Посланник, совершении пятикратного намаза, выплате заката, паломничестве в Мекку и посте в месяце Рамадан» [Аль-Бухари 8, Муслим 16, и другие].

Также слова Посланника (мир ему и благословение), обращённые к арабу, который задал вопрос: «Расскажи, что Аллаh обязал для меня из поста?», Он ответил: «Пост в Рамадане»[Аль-Бухари 1792, Муслим 11].

 

Шари’атское решение относительно человека оставившего без причины пост в Рамадане

Поскольку пост в Рамадане является одним из столпов Ислама и общеизвестной обязанностью в Исламе, то попадает в неверие тот, кто станет отрицать ее обязательность. Это в том случае, если он не является недавно принявшим Ислам или тем, кто живет вдали от ученых.

В том случае, если человек без уважительной причины не соблюдает пост в Рамадане, но в то же время не отрицает его обязательность, например, говорит: «да, я обязан соблюдать пост, но все же я не буду соблюдать его», то такой человек является грешником, а не неверным. И шари’атский судья обязан арестовать его, не давая ему в дневное время[6] еду и питье. Это делается для того, чтобы он хотя бы внешне постился.


Мудрость и польза поста, его тайные значения

Прежде всего, мусульманину подобает знать, что пост в Рамадане – это обязательное поклонение Всевышнему.

Смысл ее такой: это поклонение, к которому приступает раб, отвечая на веление своего Создателя, действуя согласно своей сущности, являясь рабом (не имеющий своей воли, отдающий себя в полную покорность своему Творцу), не ожидая в ответ ничего, что может быть получено за соблюдение поста.

Если мусульманин будет действовать таким образом, ничего не воспрепятствует ему познать пользу, мудрость и божественные тайны, заложенные в поклонении, будь то пост или что-то другое.

Безусловно, все решения Аллаhа, все правила шариата, все запреты и веления имеют свою мудрость, тайну и пользу, как физическую, так и духовную, но выполнение того или иного поклонения не обусловлено знанием этих польз или мудростей.

Так же общеизвестно, что соблюдение поста заключает в себе огромное количество польз, которые остаются скрытыми для людей, кроме малой части, которые открыты для людей размышляющих.

 

Далее мы приведем некоторые виды польз и мудростей от соблюдения поста, которые известны мусульманам:           

1. Пост, соблюденный должным образом, пробуждает сердце раба к осознанию своей сущности перед Аллаhом, ибо постящийся в определенной части дня оставляет прихоти своего тела, чувствуя голод и жажду, он не пытается их подавить, а игнорирует их. И чувство, что он является постящимся, дает ему понимание того, что, игнорируя свои прихоти и желания, он находится на пути осуществления приказа Аллаhа. И на этой почве пробуждается сердце, и развивается чувство понимания своей сущности перед Аллаhом, вспоминая господство и величие Его власти. Приходит к пониманию того, что он является рабом своего Создателя, который должен полностью отдаться покорности Его велениям, и принятию Его решения.

2. Месяц Рамадан является священным месяцем среди всех остальных месяцев года. Аллаh желает, чтобы его рабы наполняли этот месяц поклонением и использовали все средства для приближения к нему, и осуществляли все смыслы, выражающие свою рабскую сущность перед Аллаhом. Осуществимо ли такое, будучи всегда сытым, постоянно имея полные разными блюдами столы, имея возможность в любое время выпить любого вкуса напитки, все время ощущая ароматы блюд, и имея в мыслях одно – чем бы поужинать, чем бы перекусить?

И самым легким способом, установленным шариатом, который помогает сердцу и мозгу прийти к необходимой их функции и к проявлению своей рабской сущности, является пост в месяце Рамадан.

3. Постоянное пребывание человека в сытом состоянии, заостряет чувство жесткости, развивает в нем то, что толкает его к грубому поведению, к притеснению других. Но мусульманин не должен быть таковым. В посте, который установлен шариатом, есть воспитание для тела мусульманина и его чувств.

4. Один из важнейших принципов, на котором строится развитие мусульманского общества, является взаимная помощь и милосердие. Как богатый человек проявит сострадание к бедному, если ему не пришлось испытывать тяготы бедности, ее боли и горечь голода?!

А месяц поста – это самый лучший способ, в котором богатый может испытать на себе чувства бедного, а также пожить жизнью бедняка в боли и лишении. По этой причине пост является самым эффективным средством для богатых людей, сеющий в них чувства милости и сострадания к беднякам.

 

УСТАНОВЛЕНИЕ НАЧАЛА И КОНЦА РАМАДАНА

 

Начало месяца Рамадан устанавливается двумя методами:

Первый метод: видение (новой) луны в тридцатую ночь Ша’бана. Этим методом устанавливают начало месяца Рамадан, если об этом (о том, что видели луну) перед шари’атским судьей засвидетельствует один беспристрастный (‘адиль) свидетель[3].

Второй метод: истечение тридцати дней месяца Ша’бан. Это делается в том случае, если не было возможности увидеть луну по причине пасмурной погоды, или отсутствия свидетельства о видении луны.

Доводом этим двум решениям, является хадис:

«صوموا لرؤيته، وأفطروا لرؤيته، فإن غمّ عليكم فأكملوا عدة شعبان ثلاثين يوما» رواه البخاري ومسلم

Смысл: «Начинайте поститься, когда увидите ее (новую луну) и прекращайте поститься, когда увидите ее, а если вы не увидели ее по причине облачности, то завершите предшествующий месяц (Шабан) тридцатью днями»[Аль-Бухари 1810, Муслим 1080].

От Ибну ‘Аббаса (да будет доволен им Аллаh) передается: к Пророку (мир ему и благословение) пришел один араб и сказал: «Я увидел луну Рамадана». Он (мир ему и благословение) спросил: «Ты свидетельствуешь, что нет божества кроме Аллаhа?». Тот сказал: «Да». Он (мир ему и благословение) спросил: «Ты свидетельствуешь что Мухаммад – Посланник Аллаhа?». Тот ответил: «Да». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О, Билял, оповести людей и поститесь завтра»[Ибн Хиббан 870, Аль-Хаким 424/1].    

Когда выявится луна в каком-нибудь населенном пункте, пост является обязательным также и тем населенным пунктам, которые находятся рядом, за исключением тех, которые находятся далеко. Потому что населенные пункты, находящиеся по близости друг от друга, такие как Дамаск, Хомс, Алеппо, считаются как один населенный пункт. За исключением городов находящихся далеко друг от друга, как Дамаск, Каир, Мекка.

Дальность рассматривается изменением часового пояса[4].

Доводом этому является хадис:

От Курайба (да будет доволен им Аллаh) передается: «В ночь на пятницу будучи в Шаме, я видел молодой месяц Рамадана. Затем, в конце месяца, я прибыл в Медину, меня спросил Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллаh): «Когда вы увидели луну?». Я сказал: «Мы увидели ее в ночь на пятницу». Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллаh) спросил: «Ты видел ее?». Я ответил: «Да, и люди увидели ее, они начали поститься, и также Муавия начал поститься». Ибн ‘Аббас сказал: «Мы ее увидели в ночь на субботу и мы будем поститься пока рамадан не будет тридцать дней». Курайб спросил: «Не достаточно ли тебе видения луны Муавией и его пост?». Ибн ‘Аббас ответил: «Нет. Так научил нас Посланник Аллаhа, мир ему и благословение»[Муслим 1087].     

Именно поэтому мусульманские богословы и вынесли решение о том, что, если мусульманин начал поститься, увидев луну в своём населённом пункте, а затем отправился в путешествие в далёкий[6] населённый пункт, ему вменяется в обязанность завершить месяц Рамадан тогда, когда его завершат в местности, в которую он прибыл. Потому что по Шари’ату с того момента, как он прибыл в новый населённый пункт, он становится как бы одним из жителей этой местности, следовательно, должен соблюдать пост так же, как и все остальные жители.

Если в местности, в которую прибыл мусульманин, увидели луну[7], то он обязан разговляться вместе с ними. И не имеет значения, соблюдал он всего 28 постов (потому как в этой местности, в которую он прибыл, Рамадан мог быть 29-дневным) или 29 постов (потому как Рамадан мог быть 30-дневным). Однако в первом случае, когда приезжему пришлось разговляться вместе с жителями, тогда как он соблюдал всего 28 постов, ему вменяется в обязанность восполнить один пост в любое удобное для него время после «’Ид аль-Фитр» (праздника разговленья), потому что минимальное количество дней месяца Рамадан бывает 29.

Тот же, кто в праздничный день (‘Ид аль-Фитр) отправился в местность, в которой всё ещё постятся, обязан воздерживаться от всего, что нарушает пост, до наступления времени вечернего намаза.

 

Продолжение следует, иншаАллагь…

Следующая часть


[1] Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) постился после переселения по 3 дня в каждом месяце, постился также и в день ‘Ашура, потому что пост был известен от предков и людей писания, до того времени, пока Аллаh не обязал в месяце Ша’бан во втором году хиджры соблюдать пост Рамадана. И Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, постился в месяце Рамадан в течении 9 лет, пока не перешел в мир иной в месяце «Раби’уль Авваль» одиннадцатого года по Хиджре («Му’тамад» 156/2, «И’анату-т-Талибин» 242/2).
[2] Т.е. в промежуток времени, когда мусульмане обязаны поститься.
[3] Т.е. свидетель должен быть мужчиной, являющимся мусульманином, не совершающим явные грехи. Свидетельство одной женщины не достаточно («Мугн-иль Мухтадж» 618, «Фатх-уль ‘Аллям» 16/4).
[4] Т.е. города, находящиеся в другом часовом поясе, считаются дальними.
[6] Где другой часовой пояс.
[7] Т.е. видение луны, указывающий на завершение месяца Рамадан и наступление Шавваля.

 

Пост в Рамадане | Условия обязательности поста | Almasjid
2018-05-14 16:26:21
[…] Предыдущая статья […]
Яндекс.Метрика