Статьи разное

Хукм нардов и шахмат в исламе

rtrerreeeehe

Именем Аллагьа Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим на том!

Одной из популярных книг по фикху является книга Имама ан-Навави «Фатава», которая состоит из вопросов и ответов. Здесь мы будем разбирать из них два вопроса:

1. Можно ли играть в нарды?

Имам ан-Навави (да будет доволен им Аллагь) отвечает: «Играть в нарды является харамом (запретным) по словам большинства ученых»[1]. Есть хадис Посланника Аллагьа (мир ему и благословение) переданный от Малика, который приводит Муслим: «Кто играет в нарды, поистине проявляет непокорность Аллагьу и Его Посланнику»[2].

Учитывая слова из вышеуказанного хадиса, имеется очень большая опасность и каждый должен над этим задуматься. Если же у кого-то дома имеются нарды, пусть использует эту доску для других полезных целей. А если человек играет нарды и держит их дома, (не зная, что это харам) то у него сегодня есть возможность оставить  эту греховную игру и сделать тавбу. Если человек  зная это и дальше будет продолжать играть, то каждый раз будет совершая запретное впадать в грех. Если  бы эта игра была каким-то макрухом (нежелательное действие) или мубахом (разрешенное действие), было бы понятно. Но это не так! Когда все ученые говорят, что это является харамом, то мы не должны подходить к этой игре.Ведь даже те, кто побывали в хадже держат у себя дома эти нарды. А аргументируют это тем, что они играют когда к ним приходят гости или же когда они ходят к соседям. Находятся и те, кто утверждает  что они не играют на деньги, а  просто ради забавы. Особенно те, которые утверждают, что они любят Аллагьа и его Посланника, (мир ему и благословение) если будут играть в нарды, то проявят непокорность Аллагьу и его Посланнику (мир ему и благословение).

2. Разрешено ли играть в шахматы и попадает ли в грех играющий?

На этот вопрос Имам ан-Навави отвечает следующим  образом: «Если игра в шахматы отвлекает человека от своевременного совершения намаза или он будет играть на деньги, то это является харамом. Если нет, то играть в шахматы следуя мнению имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллагь) является макрухом, а по мнению остальных имамов является харамом»[3].

Для чего же разрешают играть в шахматы? Считается, что это способствует развитию мышления человека или для военно-стратегических целей (как этим пользовались раньше).

Если человек постоянно играет в шахматы, то это принижает его честь и достоинство. Такого человека не будут принимать в качестве свидетеля в шариатских вопросах. Мы знаем, что при бракосочетании необходимо иметь два свидетеля и они должны быть адилями (т.е. которые не совершают большие грехи и не постоянствуют на малых). А если они не будут являться таковыми, то их свидетельство не действительно, как и  это бракосочетание. Таким же образом нельзя брать в свидетели того, кто постоянно играет в шахматы.

В книге «Ианату-т-Талибин» пишется: «Возле трех имамов (Абу Ханифа, Малик, Ахмад) играть в шахматы является харамом, а возле Имама Шафии является макрухом (при вышеуказанных условиях)»

Как-то Али бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллагь) проходил рядом с группой людей которые играли в шахматы и сказал им: «Что за статуэтки, которыми вы так усердно заняты? Поистине, держать в руке раскаленный уголь, пока он не потухнет — для человека лучше, чем дотрагиваться до этих статуэток»! И после этого добавил: «Клянусь Аллагьом, не ради этого вы были созданы»!

Также Али (да будет доволен им Аллагь) сказал: «Игрок в шахматы, больше всех вынужден врать, когда он говорит: я убил или не убил и.т.п»[4].

Пусть Аллагь даст нам силы не приближаться к этим двум деяниям! Амин.

 

 

Салман-Хаджи
Стенограмма проповеди


 

[1] Фатава, стр 473
[2] Муслим №5896
[3] Фатава, стр 473
[4] Фатава

Яндекс.Метрика