Статьи закят

«Закятуль фитр» в исламе

пвпвпвпвпвпв

Закат по окончанию поста алимы считают закатом с тела. Мы упоминали ранее, что значением cлова «закат» является очищение. Как закат очищает наше имущество от возможно попавшего чего-то не дозволенного, так и закат по окончанию поста очищает нафс человека.

Есть хадис нашего любимого Пророка (мир ему и благословение):

 

 عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: «فَرَضَ رَسُولُ اللَّهِ r زَكَاةَ الْفِطْرِ طُهْرَةً لِلصَّائِمِ مِنَ اللَّغْوِ وَالرَّفَثِ وَطُعْمَةً لِلْمَسَاكِينِ، مَنْ أَدَّاهَا قَبْلَ الصَّلاَةِ فَهِىَ زَكَاةٌ مَقْبُولَةٌ، وَمَنْ أَدَّاهَا بَعْدَ الصَّلاَةِ فَهِىَ صَدَقَةٌ مِنَ الصَّدَقَاتِ».  

 

Смысл: Передано от Ибну Гlаббаса, что он  сказал: «Пророк АЛЛАГЬА (мир ему и благословение) сделал обязательным закат по окончанию поста, для соблюдавшего пост – очищением от его неподобающих деяний во время поста, для бедных – их едой. Тому, кто исполнит это до праздничного намаза, будет принятым закатом, а тому, кто исполнит после намаза – милостыней из милостыни».

Этот хадис передан от Ибну Г1аббаса и приводится во всех трех Сунанах: Абу Давуда, Ибну Мажагьа, Даракъут1ни (да будет АЛЛАГЬ доволен ими всеми).

Вакигl ибну Жарахl сказал «закат по окончанию поста для месяца поста имеет такое же значение, как и саджату сагьви для намаза, он очищает пост от недостатков, как сужда очищает от недостатков намаз».

Закат по окончанию поста стал обязательным в том же месяце Рамазан, когда стал обязательным пост, во втором году хиджры, за два дня до праздника окончания поста. Время выплаты заката по окончанию поста наступает с началом ночи перед праздником разговения, т.е. с окончанием последнего дня месяца Рамазан. По окончании этого дня с каждого живого на этот момент мусульманина и мусульманки, имеющих минимум еды для себя и для тех, кого они обязаны обеспечить, больше чем на одни сутки, обязаны отдать закат. Таким образом, с того кто умрет этой ночью, отдать закат обязательно, а с умершего перед наступлением ночи не обязательно. Так же является обязательным отдать закат с ребенка, родившегося перед наступлением ночи, и с того, кто принял ислам перед наступлением ночи, а с родившегося после этого или принявшего ислам после этого, не обязательно.  

Для выплаты заката по окончанию поста желательным и самым ценным является время перед праздничным намазом в день праздника разговения. Период после намаза является порицаемым, кроме как после поиска людей среди соседей и родственников, наиболее достойных для его получения. Откладывать его до конца праздничного дня без серьезной причины является запретным. Этот закат стал обязательным, чтобы в такой ценный день бедные люди не нуждались в еде и радовались вместе с другими. Поэтому является самым лучшим довести до них закат утром праздничного дня. Откладывание по причине отсутствия рядом с собой своего имущества, с которого отдают закат, или отсутствия рядом людей, достойных для его принятия, не является запретным. Тот, кто без серьезной причины не отдал закат до конца праздничного дня, обязан исполнить этот долг не откладывая.

Разъяснения по выплате заката с имущества, отрекшегося от ислама

С человека, неверующего в основе своей, ни с имущества, ни по окончанию поста закат не является обязательным, в этом мире с него закат не требуют, но в ахирате с него это потребуют, и за то, что не принял ислам и не выполнил эту обязанность, подвергнут наказанию. Относительно человека, который в основе своей был мусульманином, но позже отрекся от ислама, решение другое. За тот период, когда он был в исламе, из его имущества с него самого и с тех, кого он обязан содержать, закат взымают. После его отречения от ислама закат с него и с тех, кого он обязан содержать, не взымают, пока он не вернется в ислам. Если он вернется в ислам, то закат взымается, в том числе за все предыдущие годы, с него самого и с тех, кого он обязан содержать. Если же он умрет не вернувшись в ислам, то этим подтверждается его отречение от ислама, и все его имущество переходит в казну мусульман.

Для бедного неимущего человека закат по окончанию поста не является обязательным. Таковым считают человека, у которого нет еды, кроме той, что достаточна для него самого и тех, кого он обязан содержать, на одну ночь и один праздничный день. Его соответствующая самая необходимая одежда, дом или служащий не снимают с него эту нужду. Если же из указанного он имеет больше, чем необходимо, то он должен продать лишнее и выплатить закат по окончанию поста.

Тот, на кого возлагается обязанность выплаты заката по окончанию поста, должен выплатить его не только с себя, но и с жены, маленьких детей, взрослых детей, если они не способны работать и обеспечить себя, старых родителей и всех, кого он должен содержать, если кто-либо из них не является неверующим. Если же кто-то из них и является неверующим, с него закат не отдают, хотя обязанность обеспечивать их сохраняется. Так же сын должен содержать отца и его жену, но закат с жены отца он не обязан отдавать, кроме как по своей доброй воле. С жены, которая вышла из-под его подчинения, закат по окончанию поста не отдают, и содержать её он не обязан.  

Если муж обеднеет и у него не будет возможности выплатить закат с жены, тогда будет наиболее ценным, если жена выплатит закат с себя со своего имущества при его наличии, а некоторые алимы говорят, что это для нее становится обязательным.  

Если же для выплаты заката излишки составляют неполную мерку саха, то и это становится обязательным отдать. Если же излишки составляют столько, что этого недостаточно чтобы выплатить закат с себя и с тех, кого обязан содержать, тогда сначала отдают с себя, потом с жены, потом с маленького несовершеннолетнего ребенка, потом с отца, потом с матери, потом со взрослого недееспособного (больного) ребенка. Совершеннолетнего ребенка кроме больного или одержимого джиннами отец не обязан содержать, и с них он может отдать закат по своему желанию. Если есть две жены или два ребенка, но излишек достаточно только для того, чтобы отдать закат только с одного, то отец может отдать за одного из них по своему желанию.  

Для выплаты заката по окончанию поста обязательным объемом с одного человека является одна мерка саха. Это равняется массе четырех мерок мудда. Объем одного мудда, как передают от любимого Пророка (мир ему и благословение), равен тому, что помещается в прижатых друг к другу обеих ладонях среднего человека. По решению современных алимов мудд равен 510 граммам, тогда сах равен двум килограммам и сорока граммам (2040).

С чего выплачивают закат по окончанию поста

Для выплаты заката по окончанию поста предусмотрено отдать то, что является продуктом, наиболее употребляемым для обеспечения жизни в той местности, где находится человек, выплачивающий закат. Если люди преимущественно употребляют пшеницу (пшеничный хлеб), отдают пшеницей, если употребляют кукурузу, то отдают кукурузой, если употребляют рис, то отдают рисом. Можно отдать из употребляемого наиболее ценное, даже если его употребляют меньше, чем другое. Наиболее ценным считают то, что люди употребляют чаще всего. Поэтому самым ценным считают пшеницу, после нее – рожь, потом кукуруза, потом овес, потом финики, потом кишмиш (сушеный виноград), и так дальше. В таком случае, если отдать закат пшеницей, где бы ни было, то нет места, где его не употребляют. С одного человека отдавать закат наполовину пшеницей и наполовину рожью (разными продуктами) нельзя.

Если в одном селении или городе одинаково употребляют несколько продуктов, можно отдать закат любым из них, лучше отдать наиболее ценным. Если тот, кто отдает закат, находится в одном городе, а тот, с кого отдают, находится в другом городе, то отдают тем продуктом, который преимущественно употребляют в том городе, где находится тот, с которого отдают закат.       

Продукт, которым отдают закат, должен быть свежим хорошим зерном, не испорченным, не червивым, не мокрым, который можно хранить. Нельзя отдавать закат мукой или готовой едой.

 

Источник: «Иршад-уль авам» с. 542-546

Яндекс.Метрика