Статьи джанаиз

Заворачивание покойного в саван

пвпвпывпыв

Продолжаем говорить об обрядах, связанных с последними часами пребывания человека на земле. О том, как правильно обернуть покойника в саван читайте далее. Также, после того, как омыли усопшего, коллективной обязанностью является завернуть его в саван. Не обязательно, чтобы тот, кто заворачивает, был взрослым, можно доверить это и ребенку. Саван должен быть из ткани, дозволенной во время жизни, т.е., то, что запретно из одежды мужчинам при жизни, запретно и после смерти. Это же касается и женщин. Запретен для мужчин и гермафродитов саван из шелка. Шелк запретен в том случае, если есть другая ткань, а если нет ничего, кроме шелка, то тогда разрешается его использовать. Если есть чистая ткань и ткань с нечистью, которая не дозволена в намазе, то запретно заворачивать усопшего нечистой тканью, хоть и дозволено живому одевать такую одежду. Если даже чистая ткань из шелка, заворачивают в нее, а не в испачканную. Женщинам, детям, не достигшим полового созревания, а также одержимым разрешается саван из шелка, но это нежелательно.

Достаточный и предпочтительный вариант

Достаточно (минимально) завернуть усопшего или усопшую в одну ткань, покрывающую все тело, для паломника — кроме его головы, для паломницы — кроме ее лица. Это назвал достоверным имам Навави в книге «Манасик» (стр. 98).

Сунной является заворачивать мужчину тремя лифафами (лифафа — ткань различного вида и хорошего сорта), которые покрывают покойника с головы до ног, основываясь на том, что Пророка (мир ему и благословение) заворачивали так же (Бухари, 1205, Муслим, 2179).

Мужчин разрешается заворачивать в четвертую и пятую ткань, так как Ибну Умар завернул своего сына в пять тканей: камис, чалма и три ткани. (Байхаки, 6689). А больше этого уже нежелательно.

Женщин и гермафродитов обернуть в пять слоев является желательным. Использование больше пяти тканей нежелательно.

Когда мужчину заворачивают в пятислойную ткань, на него надевают камис и чалму, а сверху покрывают тремя тканями.

А когда женщину заворачивают в пять слоев, сначала идет изар (кусок ткани для нижней части тела), затем камис (рубаха без воротника и с вырезом для головы), затем химар (платок для покрытия головы и волос женщины), и поверх этого оборачивают двумя лифафами, основываясь на том, что Пророк (мир ему и благословение) таким образом завернул свою дочь Умму Кульсум (Абу Дауд).

Желательно использовать для савана белую выстиранную хлопчатобумажную ткань. Саван Посланника Аллаха (мир ему и благословение) тоже был таким.

Расходы на саван

Расходы на саван и остальные обязательные ритуалы покрываются из имущества умершего. Если у умершего нет имущества, то тогда покрываются из имущества опекуна, который обязан его содержать, если у того тоже нет имущества, то из общественной казны (байт аль-маль), если и этого нет, то хоронят на имущество состоятельных мусульман.

Если усопшей есть муж, который обязан был содержать ее при жизни, то расходы покрывает он. А если при ее жизни на нем не было такой обязанности, например, из-за непослушания жены или ее несовершеннолетия, тогда муж не обязан оплачивать расходы.

Если муж не обеспечен имуществом, тогда расходы покрывают ее родственники, которые обязаны ее содержать, далее обращаются к общественной казне, и потом — к состоятельным мусульманам. Муж обязан покрыть расходы только на одну ткань, которая покрывает все тело.

Цвет савана

Сунна, чтоб саван был белый. Основа этому в хадисе:

 «Одевайте одежду белого цвета, поистине, она самая чистая и самая приятная, а также оборачивайте ею ваших усопших» (Тирмизи, 994)

Саван желтого и красного цвета является нежелательным как для мужчин, так и для женщин.

Форма заворачивания усопшего в саван

Является сунной вначале умастить ткань (саван) благовониями (кроме савана паломника), применяя его три раза. Благовония должны быть из ветки (‘уд), без применения миска.

Потом стелют ткани. Если ткани разных размеров, сначала стелется самая лучшая, красивая и большая из них, потом на нее стелют вторую, чуть меньше нее, а потом на вторую третью, которая меньше второй.

Желательно на каждую ткань, прежде чем постелить сверху другую, насыпать Ханут (благовония, которые используются специально для усопших, подобные камфору) и также кафур (камфора). Имам Шафии сказал: «Является сунной использовать камфору для всего тела усопшего, так как это способствует укреплению тела и замедляет процесс распада».

Затем, после того, как постелили три ткани, бережно спиной укладывают на них усопшего. Кладутся ли руки по швам, или их опускают на грудь, правую руку на левую — этому нет доводов, допустим и первый, и второй вариант.

Затем закрепляются ягодицы, их завязывают, подложив между ними вату или хлопчатый материал с ханутом и камфорой. Также, ватой, обработанной камфорой и ханутом, закрывают все отверстия на теле усопшего: уши, нос, глаза, а также места, участвовавшие в земном поклоне (лоб, ладони, колени, пальцы ног).

Затем переходят к оборачиванию. Сначала берут край левую часть ткани и оборачивают ею правую сторону усопшего, потом берут край правой, и заворачивают левую. По бокам, над головой и под ногами оставляют лишнюю ткань, над головой оставляют больше, чем под ногами. То же самое повторяется во второй и в третий раз.

Затем, эти лишние части и саван подвязывают, а позже, когда усопшего уложат в могилу, развязывают и оставляют там же. Запрещается писать на саване аяты из Корана.

Вся Хвала Аллаху, Господу миров!

 

 

Источник: «Мугниль Мухтадж» 933-937/1, «Шарх-уль Мафруз» стр. 478, «Тухфат-уль Мухтадж» 125-143/3, «Иршадуль авам» стр. 450

comments powered by HyperComments
Джаназа-намаз по покойному - Almasjid
2015-04-07 21:43:05
[…] Заворачивание покойного в саван […]
Форма погребения усопшего - Almasjid
2015-05-07 15:44:39
[…] Заворачивание покойного в саван […]
Яндекс.Метрика