Статьи намаз

Намаз по сунне | Земной поклон

vvpvpvpvpvpv

Седьмой составной частью намаза являются два земных поклона(суджда) в каждом ракаате.

Основа этому заключена в аяте Корана:

«قوله تعالى: «يأيّها الّذين ءامنوا اركعوا واسجدوا واعبدوا ربّكم وافعلوا الخير لعلّكم تفلحون

Смысл: «О те, которые уверовали! Кланяйтесь, падайте ниц, поклоняйтесь вашему Господу и творите добро, — быть может, вы преуспеете»[1].

Также хадис, приведённый ранее, в прошлой статье:

«Когда встанешь на молитву….а затем соверши земной поклон должным образом, потом выпрямись, сидя, потом (опять) соверши земной поклон (и оставайся в таком положении), пока не успокоишься в нём.…»[2].

Также, основание – единогласное мнение ученых.

 

Обязательные действия

 

— Касание земли некоторой частью лба

Основой этому является хадис:

لما روى ابن عباس رضي الله عنهما: أن رسول الله ﷺ قال: «أمرت أن أسجد على سبعة أعظم، على الجبهة، وأشار بيده على أنفه، واليدين والركبتين وأطراف القدمين….» رواه البخاري ومسلم

От Ибну Аббаса, да будет доволен ими Аллах передается, что Пророк, мир Ему и благословение, сказал: «Мне было велено совершать земные поклоны, опираясь на семь костей: на лоб, — и при этом он указал рукой на нос, — на кисти рук, колени и пальцы ног…..»[3].

Обязательным и минимальным является соприкосновение хоть какой-то части лба в оголенном виде с местом земного поклона. Например, если у мужчины будет надета шапка, закрывающая весь лоб, или же у женщины будет косынка, также закрывающая весь лоб, то земной поклон, совершенный таким образом, не будет засчитан.

Земной поклон не засчитывается, если его совершить на чем-либо, что привязано к тебе и двигается при нашем движении, когда мы встаем и садимся; намаз нарушается, если совершить таким образом земной поклон, намеренно, зная запрет этого. Например, длинный халат или рукав, который надет на нас, и который не двигается при нашем движении: земной поклон, совершенный на этом халате, засчитывается. Так же, если этот халат надет на другом человеке, и если даже он двигается при его движении, то и в этом случае наш земной поклон будет засчитан, так как то, на чем мы совершаем земной поклон (в нашем случае – халат) не связан с нами[4].

Если же из-за болезни на лбу находится повязка, покрывающая весь лоб, то земной поклон, совершенный таким образом, засчитывается, и не нужно возмещать намаз в том случае, если нет возможности его снять и оголить какую-либо часть по причине того, что процесс снятия слишком болезненный, или при снятии болезнь может усилиться. В противном случае земной поклон не засчитывается[5].        

Если после совершения первого земного поклона на каком-либо листке, ко лбу приклеился этот листочек, закрывая весь лоб, то при совершении  земного поклона во второй раз обязательно его убрать, в противном случае земной поклон не будет действительным.

— Касание земли некоторой частью обеих кистей рук, ног и колен[6]

Подобно лбу, так же обязательным и минимальным является соприкосновение с местом земного поклона хоть каких-то частей от внутренней стороны кистей рук, от обоих колен и от нижней стороны пальцев обеих ног (минимально необходимо, чтоб хотя по одному пальцу обеих ног упирались в пол).

Распространенной ошибкой некоторых наших братьев и сестер  является то, что они не прикасаются в земном поклоне этой нижней стороной пальцев ног, а ставят ноги либо тыльной стороной, либо прикасаются кончиками пальцев. Из-за такой ошибки земной поклон не засчитывается.

Исключением является тот момент, когда не получается соприкасаться вышеупомянутыми частями тела, будь то из-за болезни или по другой причине. В таких случаях делают, как получается[7].

В отличии от лба, остальные части не обязательно оголять, т.е., совершение земного поклона, например, в носках или же в перчатках не влияет на намаз, но  желательно оголить эти части тела, кроме колен – их оголять нежелательно[8].

— Надавить на место земного поклона тяжестью головы

Обязательным является надавить тяжестью головы на место земного поклона.

В хадисе говорится:

لقوله ﷺ «إذا سجدت فمكّن جبهتك من الأرض ولا تنقر نقرا» رواه ابن حبان

«При совершении земного поклона (суджуд), прижимай свой лоб к земле и не будь подобен клюющим птицам»[9].

Это не является обязательным для остальных частей тела, однако, является желательным[10].  

— Нужно, что нижняя часть (таз) была выше верхней части (головы, плеч и рук)

Передается, что Барраъ бин Азиб, да будет доволен им Аллах, поставил свои руки (на пол), уперся коленями, поднял таз и сказал: «Так совершал земной поклон Посланник Аллаха, мир ему и благословение»[11].

— Не наклоняться для другой цели, кроме как для выполнения элемента намаза

— Задержаться в этой позе на некоторое время (тумаънина)[12]

 

Желательные действия

 

— Произнести такбир

Идя на земной поклон, желательно произнести «такбир».

Основой этому является хадис:

لما رواه أبو هريرة رضي الله عنه: أن النبي ﷺ «كان إذا قام إلى الصلاة يكبر حين يقوم، وحين يركع….، ثم يكبر حين يسجد، ثم يكبر حين يرفع رأسه، يفعل ذلك في الصلاة كلها حتى يقضيها» رواه البخاري ومسلم وأحمد

 От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается: «Когда Пророк, мир Ему и благословение, вступал в намаз, он произносил такбир, а также, когда совершал поясной поклон, земной поклон, когда поднимал голову с земного поклона – он  это делал во всем намазе, пока не завершал его»[13].

Не является сунной поднимать руки, так как Пророк, мир Ему и благословение, не поднимал руки когда совершал земной поклон[14].

— Последовательность

Желательно, совершая земной поклон, сначала приземлиться на оба колена, затем на обе ладони, затем поставить на место суджуда лоб и нос.

Основой этому является хадис:

لما روى وائل بن حجر رضي الله عنه قال: «كان رسول الله ﷺ إذا سجد وضع ركبتيه قبل يديه….. » رواه أبو داود والترمذي

От Ваиль бин Худжра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, мир Ему и благословение, когда совершал земной поклон, сначала ставил оба колена, затем обе ладони…..»[15].

Нежелательно делать наоборот, т.е., сначала приземляться на руки, потом на колени, или прикоснуться только лбом, не прикасаясь носом, как об этом пишется в «Умм». Желательно укладывать лоб и нос одновременно, как об этом пишется в «Мухарраре». Прикасаться носом не является обязательным[16].

— Чтение тасбиха 

В земном поклоне имаму обычного джамаата (не джамаата «махсурин»[17]) желательно ограничиться чтением трех раз следующего тасбиха:

سبحان ربي الأعلى وبحمده

Транскрипция: «СубхIана Раббияль агIля ва бихIамдиhи»[18].

Имаму же джамаата «махсурин», члены которого дали согласие на удлинение[19] и также тому, кто совершает намаз индивидуально, желательно читать тасбих до одиннадцати раз, а также добавлять:

اللهم لك سجدت وبك آمنت ولك أسلمت، سجد وجهي للّذي خلقه وصوره وشقّ سمعه وبصره، تبارك الله أحسن الخالقين

Транскрипция: «Аллаhумма ляка сажадту ва бика аманту ва ляка аслямту, сажада важhи лиЛлязи халякъаhу ва саввараhу ва шакъкъа самгIаhу ва басараhу, табаракалЛаhу АхIсануль халикъин»[20].

В книге «Равзат» приводится это дуа с добавление «бихIавлиhи ва къувватиhи» перед словом «табаракалЛаhу».

— Чтение дуа

 Желательно вышеупомянутым людям[21] побольше делать дуа в земном поклоне, как относительно религии, так и относительно мирских (дунья) дел.

Основой этому является хадис:

لما روي أبو هريرة رضي الله عنه: أن النبي ﷺ قال: «أقرب ما يكون العبد من ربه عزّ وجلّ وهو ساجد، فأكثروا الدعاء» رواه مسلم وأحمد والنسائي والبيهقي

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается:

 «Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона (саджда), так почаще же обращайтесь к Нему с мольбами в этом состоянии»[22].

Передается, что Посланник Аллаха, мир Ему и благословение в земном поклоне читал это дуа:

 اللهم اغفر لي ذنبي كلّه، دقّه وجلّه، وأوله وآخره، وعلانيته وسرّه، اللهم إنّي أعوذ برضاك من سخطك، وبعفوك من عقوبتك، وأعوذ بك منك، لا أحصي ثناء عليك انت كما أثنيت على نفسك

«Аллаhуммагъфир ли занби кулляhу дикъкъаhу ва жилляhу, ва авваляhу ва ахираhу, ва гIаланиятаhу ва сирраhу. Аллаhумма инни агIузу биризака мин сахатIика, ва бигIафвика мин гIукъубатика, ва агIузу бика минка. Ля ухIси санаан гIаляйка, анта кама аснайта гIаля нафсик»[23].

Обратите внимание! Дуа делается только на арабском языке.

— Разместить кисти рук напротив плеч[24]

— Вытянуть пальцы рук, сжав их вместе[25], в оголенном виде, и направив в сторону киблы[26]

— Направить все пальцы ног в сторону киблы

Пальцы ног направляются в сторону киблы, упираясь нижней стороной (подошвой) в пол[27].

— Мужчинам отделять локти от боков и живот от бедер средним образом[28]

Женщинам, даже несовершеннолетним, наоборот, желательно, чтоб живот был прижатым к бедрам во всех поклонах. В книге «Аль-Маджму» на основе выводов из книги «Умм» пишется, что женщине желательно во всем намазе, чтобы локти были прижатыми к бокам[29]. Также желательно, чтобы ноги и колени были прижатыми друг к другу во всем намазе[30].

— Отрывать локти с пола и мужчинам и женщинам[31]

— Не закрывать глаза

— Оставлять расстояние между ногами и коленями

Мужчинам в земном поклоне желательно оставлять расстояние между ногами и коленями размером с пядь.

В книге «Тухфат-уль Мухтаж» пишется:

«….И также, (желательно) раскрывать пальцы рук, сжав их вместе и направив в сторону киблы, и оставить расстояние между коленями и ногами размером с пядь, направив пальцы ног в сторону киблы….»[32].

Подобное же пишется и в других книгах по шафиитскому мазхабу[33].

Хвала Аллаху, Господу миров[34]!

 

 

 


[1] «Аль-Хадж», аят 77.
[2] Бухари 757, Муслим 883.
[3] Бухари 280/1, Муслим 207/4.
[4] «Шарх-уль Мафруз» с.304
[5] «Мугн-иль Мухтадж» 260/1.
[6] Этому основой является тот же хадис, приведенный выше, связанный с обязательностью прикосновения лба.
[7] «Мугн-иль Мухтадж» 260/1.
[8] «Тухфат-уль Мухтадж» 192/1.
[9] Ибну Хиббан 1778.
[10] «Фатх-уль Муин» с. 116
[11] Абу Дауд 896, Насаи 1104.
[12] Тумаънинат – задержка на время, которое отличает одно действие от другого. В «Фатх-уль Аляме» 213/2, пишется, что обязательная минимальная задержка – это время, достаточное для произношения слова «СубхIанаЛлаh».
[13] Бухари 273/1, Муслим 97/4, Ахмад 270/2.
[14] Бухари 257/1.
[15] Абу Дауд 193/1, Тирмизи 134/2, Насаи 163/2.
[16] «Мугн-иль Мухтадж» 262/1.
[17] Постоянное количество людей в джамаате, к примеру, в джамаат-намазе постоянно присутствует десять человек; это не касается тех джамаатов, в которых количество участников постоянно меняется.
[18] «Когда был ниспослан 74 аят из суры «аль-Вакия», Пророк, мир Ему и благословение, сказал: «Вы читайте его в поясном поклоне», а когда был ниспослан 1 аят из суры «аль-АгIля», он сказал: «Вы читайте его в земном поклоне» (Абу Дауд 869, Ибну Маджа 887, Хаким в «Мустадраке» 225/1).
[19] Также самому джамаату, когда имам задержался в земном поклоне («Хашият Ширвани» 271/2).
[20] От Али бин Аби Талиба, да будет доволен им Аллах, передается: «Посланник Аллаха, мир Ему и благословение, когда совершал земной поклон, говорил эти слова» (Муслим 59/6).
[21] Имаму джамаата «махсурин», члены которого дали согласие на удлинение, также, самому джамаату, и также тому, кто совершает намаз индивидуально.
[22] Муслим 200/4, Ахмад 421/2, Насаи 180/2, Байхаки 110/2.
[23] Муслим 201/4, Абу Дауд 203/1, Байхаки 128/2.
[24] Абу Дауд 730.
[25] Бухари 828.
[26] Байхаки 127/2.
[27] «Шарх-уль мафруз» с. 305
[28] «Шарх-уль мафруз» с. 305
[29] «Мугн-иль Мухтадж» 263/1.
[30] «Шарх-уль Мафруз» с.305, «Хашият Ширвани и Убади» 272/2.
[31] «Хашият Кайлюби и Умайрият» 183/1.
[32] Ибну Хаджар аль-Хайтами, «Тухфатуль Мухтадж» 272/2.
[33] Имам Навави в «Равзату-т-Талибине» 538/1, и «Мажмуъ» 282/3, также, имам Рамли в «Нихаят-уль мухтадже» 603/1, Хатыб Ширбини в «Мугн-иль Мухтадже» 263/1 и т.д.
[34] Статья составлена по материалам книг: «Тухфат-уль Мухтадж», «Мугн-иль Мухтадж» 259-263/1, «Ианату-т-Талибин» 190-194/1, «Шарх-уль мафруз» с. 303-307, «Фатх-уль Муин» с.114-117

Яндекс.Метрика