Статьи намаз

Желательные действия в намазе

сямяфмымыв

Желательные действия (суннаты) – это те действия, при совершении которых человек получает вознаграждение, а при оставлении их намаз не нарушается.

Суннаты в намазе делятся на несколько частей: совершаемые до вступления в намаз, во время намаза и после намаза. Далее идет их перечисление.

Желательные действия, совершаемые до вступления в намаз

Азан и Икамат

Чтения азана и икамата перед намазом является настоятельной сунной. Азан и икамат являются одной из особенностей нашей общины, как об этом сказал ас-Суюти[1].

Основой этому является Коран, хадисы и единогласное мнение ученых.

Приведем один из аятов Корана, служащий доводом:

لقوله تعالى: (إذا ندى للصّلاة من يوم الجمعة فاسعوا إلى ذكر الله وذروا البيع) الجمعة: ٩

Смысл: «Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю»[2].

В хадисе говорится:

عن ملك بن الحويرث قال: أتيت النبي ﷺأنا وصاحب لي، فلمّا أردنا الإقفال من عنده قال لنا: «إذا حضرت الصلاة، فأذّنا وأقيما، وليؤمكما أكبركما» رواه البخاري ومسلم والبيهقي

От Малика бин Хувайриса передается: «Я с моим другом пришел к Пророку, мир Ему и благословение, и когда хотели уйти, он сказал: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан и икамат, а самый достойный будет вашим имамом»[3].

Азан и икамат желательно читать мужчинам до совершения обязательного пятикратного намаза, в остальных случаях, когда совершаются желательные намазы, совершаемые коллективно, желательно призывать словами «АссалятаджамигIагь» (спешите на коллективный намаз). При совершении пропущенных обязательных намазов также желательно читать азан и икамат. В случае, когда совершается несколько (пропущенных) намазов, в начале читается азан и икамат, а для последующих только икамат. Такое же решение и для того, кто совершает пропущенный и своевременный обязательный намаз.

Азан и икамат желательно читать перед совершением как коллективного, так и индивидуального намаза, если даже тот, кто совершает намаз индивидуально, услышал азан муэдзина и не намерен пойти туда на коллективный намаз. При совершении коллективного намаза достаточно, если один человек прочитает азан и икамат.

Для женщин желательно чтение только икамата. При совершении намаза женщиной индивидуально, икамат читается тихо (так, чтоб было слышно то, что читаешь самой себе), а при совершении коллективно, одна из женщин читает так, чтоб было слышно присутствующим женщинам. Запрещено читать икамат громко, если его может услышать посторонний (не махрам) мужчина.

Порядок оглашения азана:

Аллаhуакбар, Аллаhуакбар, (Аллаh превелик, Аллаh превелик) – повторить два раза

АшhадуалляиляhаиллялЛаh, (Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаhа) – два раза

Ашhаду анна Мухаммада-ррасулюллаh (Свидетельствую, что, поистине, Мухаммад – Посланник Аллаhа) – два раза

ХIаййя ‘аля-ссаляh, (Спешите на молитву) – два раза

ХIаййя ‘аляль-фаляхI, (Спешите к спасению) – два раза

Аллаhуакбар, Аллаhуакбар, (Аллаh превелик, Аллаh превелик) – один раз

Ля иляhаилляллаh (Нет ничего достойного поклонения кроме Аллаhа) – один раз

Порядок оглашения икамата:

Аллаhуакбар, Аллаhуакбар

Ашhадуалляиляhаилляллаh

Ашhаду анна Мухаммада-ррасулюллаh

ХIаййя ‘аля-ссаляh

ХIаййя ‘аляль-фаляхI

Кадкамати-ссалятукадкамати-ссаляh (Настало время молитвы, настало время молитвы)

Аллаhуакбар, Аллаhуакбар

Ля иляhаилляллаh

Условия азана и икамата:

— Последовательность

Для того, чтоб азан и икамат считались действительными, обязательным является читать слова в том порядке, в котором они приведены выше. Если нарушился их порядок, то следует продолжить с того места, до которого они провозглашены по порядку. При чтении азана и икамата, если пропущено хотя бы одно слово, то нужно вернуться к этому слову, прочитать его, и так довести до конца их чтение.

— Непрерывность между словами азана и икамата

Не вредит небольшая речь и скоротечное молчание, если даже это сделано намеренно.

— Громкое чтение

Совершенный вариант азана и икамата – это когда читаешь так, чтоб все собравшиеся для коллективного намаза услышали его. Минимальный вариант это – когда читаешь так, чтоб услышал хоть один человек.

Это то, что касается азана и икамата перед совершением коллективного намаза, а тому, кто совершает намаз один, при оглашении азана и икамата, достаточно слышать самого себя, т.е., это является минимальным. Совершенным является повысить голос больше минимума.

— Наступление времени намаза

Азан и икамат не засчитываются, если огласить их до наступления времени намаза. Исключением является утренний намаз, для него можно читать азан со второй половины ночи. Икамат также не засчитывается до наступления времени намаза, даже если прочитать до утреннего намаза (со второй половины ночи).

Условия муэдзина и мукима (читающего икамат):

— Должен быть мусульманином

Если провозгласит азан не мусульманин, то азан не засчитывается.

— Должен быть мумайизом

Азан ребёнка, не достигшего возраста мумайза, пьяного и сумасшедшего не засчитывается.

— Должен быть мужского пола

Азан женщины и гермафродита для мужчин считается недействительным.

Совершить намаз за сутратом[4]

Для того, кто желает совершить намаз, является сунной совершить его за преградой (сутрат).

Основой желательности сутрата является хадис:

قوله ﷺ: «إذا صلى أحدكم فليجعل تلقاء وجهه شيئا فإن لم يجد فلينصب عصا فإن لم يكن معه عصا فليخطط خطّا ثم لا يضرّه ما مرّ أمامه» رواه أبو داود

«Когда кто-либо из вас будет совершать намаз, пусть поставит перед собой что-либо, если не найдет ничего, пусть установит палку, если не будет у него палки, пусть начертит линию, после (того, как он сделал это) не навредит (в совершенности намаза) ему то, что будет проходить перед ним»[5].

У сутрата четыре степени:

1. Стена или столб (или что-либо подобное ей, такое же неподвижное, как дерево и т.д., но стена предпочтительнее);
2. Палка, которую вонзили в землю (или какой-либо багаж, стульчик и т.д., но палка предпочтительнее);
3. Молитвенный коврик или какой-нибудь материал (край коврика будет служить преградой);
4. Линия, начертанная в длину или в ширину (в длину предпочтительнее).

Условия:

— Сохранение последовательности между вышеперечисленными степенями

Т.е., человеку не разрешается переходить на следующую степень, имея возможность совершить предыдущую. Например, совершая намаз в мечети и имея возможность встать сзади стены или столба, человек ставит стульчик, и таким образом совершает намаз, в таком случае этот стульчик не будет считаться сутратом.

— Чтобы высота того, что входит в первую и вторую степень, не было меньше две трети размера локтя среднего человека (32 см.)[6]

— Чтобы расстояние между сутратом и местом, где стоит молящийся, не превышало размера трех локтей среднего человека (144 см.).

Расстояние между сутратом и совершающим намаз стоя, измеряется от пяток[7]. У того, кто совершает намаз сидя – от ягодиц[8].

— Чтоб у коврика и линии была протяженность не больше размера трех локтей среднего человека

Является сунной, чтобы сутрат[9] находился не напротив лица, а чуть левее или правее[10]. Правее — более предпочтительно.

Передний ряд является сутратом для последующего ряда, если, конечно, между ними расстояние не превышает трех локтей[11].

Молящемуся[12], который установил сутрат, соблюдая все условия, является сунной преградить путь тому, кто проходит между ним и сутратом[13].По мнению имама Рамли, желательно преграждать путь также и тем, кто не является мукаллафом[14] и тем, кто проходит перед ним ненамеренно, по забывчивости или по незнанию, т.е. даже тем, кому не будет греха за это[15].

Запрещено совершеннолетнему, разумному мусульманину (т.е. мукалляфу) намеренно, зная запретность этого[16], проходить между совершающим намаз (обязательный или желательный) и установленным им (с соблюдением условий) сутратом, если даже нет другой дороги. Исключаются моменты, когда вынуждены поспешить, как, например, нужда сходить в туалет или по другой уважительной в шариате причине. В этом случае, если нет другой дороги, разрешается пройти перед молящимся[17].

Основой этому является хадис:

لخبر: «لو يعلم المارّ بين يدي المصلي ـ أي إلى السترة ـ ماذا عليه من الإثم لكان أن يقف أربعين خريفا خيرا له من أن يمرّ بين يديه» رواه الشيخان

«Если бы знал проходящий перед молящимся, что его ждет (то есть, сколь грешно проходить перед совершающим намаз), то посчитал бы лучшим простоять сорок лет, нежели пройти перед ним»[18].

Если молящийся не установил сутрат, или сутрат был установлен, но без соблюдения указанных условий, то молящемуся не разрешается преграждать путь тому, кто проходит перед ним и проходить перед таким молящимся не запрещается, но не является предпочтительным. Намаз того, перед кем прошли, не нарушается.

Вступать в намаз бодрым

Является желательным приступать к намазу в бодром виде, порицается вялым и неохотным образом, потому что в Коране есть аят, в котором Всевышний порицает лицемеров за то, что они вставали на намаз неохотно:

لقوله تعالى: (وإذا قاموا إلى الصلاة قاموا كسالى) النساء: ١٤٢

Смысл: «Когда они (лицемеры) встают на намаз, то встают неохотно»[19].

Желательные действия, совершаемые во время намаза

Те действия, которые желательно выполнять во время намаза, делятся на два вида: это hайъаты и абг’азы.

Абг’азы – это важнейшие сунны, при пропуске которых намаз не нарушается, но которые восполняются двумя земными поклонами в конце намаза (суджуд-сахви), т.е., при пропуске абг’азов в конце, до саляма, желательно совершить два земных поклона.

Желательные действия, при пропуске которых намаз не нарушается и они не восполняются двумя земными поклонами, т.е., в конце не является желательным совершить суджуд-сахви, являются hайъатами.

Итак, абг’азами в намазе являются:

— Сидение для чтения первого ташаhhуда

Т.е., сидение во втором ракаате после двух земных поклонов в четырехракаатном и трехракаатном намазах.

— Чтение первого ташаhhуда

Та минимальная часть ташаhhуда, которая является обязательной для чтения в последнем ташаhhуде. Если оставлено что-либо из этой части, то желательно совершить суджуд-саhви.

— Чтение салавата Пророку, мир Ему и благословение, в первом ташаhhуде

— Чтение салавата семейству Пророка, в последнем ташаhhуде

— Чтение дуа «Кунут» (маhдина)

— Чтение салавата и саляма Пророку, его семейству и его сподвижникам в «Кунуте»

Суджуд-саhви желательно совершить если пропустить весь «Кунут» или же часть из минимальной части «Кунута», который читается во время иътидаля во втором ракаате утреннего намаза и в последнем ракаате витр-намаза во второй половине месяца Рамадан.

— Стояние во время чтения «Кунута»

Может возникнуть вопрос: как можно оставить только лишь сидение для чтения ташаhhуда и стояние для чтения «Кунута», не оставив при этом чтение самого ташаhhуда и «Кунута»? 

Поясненяем: когда совершающий намаз не знает «Кунут» или ташаhhуд, то в таком случае ему является желательным стоять в первом случае и сидеть во втором в течении промежутка времени, необходимого для их чтения. В конце не делается суджуд-саhви. В противном случае, т.е., если он оставил стояние или же сидение, ему желательно совершить суджуд-саhви.

Как мы упомянули выше, при пропуске, если даже и намеренно, хоть одного из абг’азов, желательно в конце намаза (до саляма), совершить два земных поклона. Обязательно следует сделать намерение совершить суджуд-саhви прежде, чем вступить в него.Совершаются они также, как и обычные земные поклоны в намазе: два земных поклона с сидением между ними, а также обязательные и желательные составляющие.

Намаз нарушается если из-за пропуска hайъата намеренно, зная запретность этого, совершить земной поклон[20].

Остальные желательные действия в намазе, помимо абгазов, считаются hайъатами. Так как мы ранее перечисляли желательные действия, мы не станем их тут приводить заново, перечислим лишь те, которые не упоминались.

— Совершать намаз смиренно (хушуъ)

Желательно совершать намаз со смиренным сердцем, т.е., не думая ни о чём другом, кроме как о том, что относится к намазу, даже если это касается ахирата (Того света), и не делая лишних движений[21].

Основой этому является аят Корана:

قوله تعالى: (قد أفلح المؤمنون الذين هم في صلاتهم خاشعون) المؤمنون: ١-٢

Смысл: «1. Воистину, преуспели верующие 2. которые смиренны в своих молитвах»[22].

В хадисе говорится:

عن أبي هريرة رضي الله تعالى عنه: أن النبيﷺرأى رجلا يعبث بلحيته في الصلاة، فقال: «لو خشع قلب هذا لخشعت جوارحه» رواه الترمذي

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh, передается, что Пророк, мир Ему и благословение, увидел человека, который игрался своей бородой в намазе и сказал: «Если бы у него сердце было смиренным, то и органы его были бы смиренны»[23].

Человек не получает вознаграждение за намаз если отсутствует смиренность[24].

Среди ученых есть также и те, кто считает, что наличие смиренности хоть в некоторой части является условием намаза, из них: аль-Кази Хусейн, АбиЗайд аль-Марвази, Имам аль-Газали, Суфьяну-с-Саври[25].

Как достичь смиренности в намазе?

В первую очередь, надо беспокоиться о намазе, о смиренности, потому что наше сердце думает о том, что его беспокоит. Чтобы быть смиренным, надо также выбросить из головы посторонние мысли, освободить сердце от всего, что не касается намаза. Надо представить себе, что находишься перед Царём царей, Который знает скрытое и явное, и понимать, что ты беседуешь с Ним. Великий учёный, познавший Аллаhа, Мухаммад аль-Бакри говорит: «К смиренности приводит удлинение поясного и земного поклонов»[26].

— Смотреть на место земного поклона

Во всем намазе желательно смотреть на место земного поклона (там, где ставят лоб), так как это тоже из тех действий, придающих смиренность в намазе. Это также, желательно слепому и тому, кто совершает намаз в темноте. При чтении ташаhhуда во время поднятия пальца, взор переводят на палец, как мы об этом упоминали ранее.

— Осмысливать то, что читаешь из Корана или зикра

Осмысливанием того, что читаешь в намазе, также достигается смиренность.

В Коране говорится:

قوله تعالى: (أفلا يتدبّرون القرآن أم على قلوب أقفالها) محمد: ٢٤

Смысл: «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?»[27].

Желательно читать аяты Корана медленно, не спеша[28].

Желательные действия, совершаемые после намаза

— Чтение азкаров и дуа

Желательно после завершения обязательного намаза, имаму, маъмуму и тому, кто совершал намаз индивидуально, читать азкары и дуа[29].

В хадисе говорится:

لما روي أبو أمامة رضي الله عنه قال: قيل لرسول اللهﷺ: أي الدعاء أسمع؟ قل: «جوف الليل الأخر، ودبر الصلوات المكتوبات» رواه الترمذي

От Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророка, мир Ему и благословение, спросили: «Какая мольба скорее будет услышана Господом?», и Он ответил: «Мольба в последнюю часть ночи и после предписанных (обязательных) молитв»[30].

Маъмуму, имаму и тем, кто совершал намаз индивидуально, желательно читать их про себя (так, чтоб слышал то, что читаешь). Имам читает азкары и дуа громко, если он читает их, чтоб обучить присутствующих рядом, в противном случае, если он не читает, чтоб обучать кого-то или если все знают азкары, то тогда желательно читать про себя.

Имам Навави в своей книге «Равзату-т-Талибин» пишет:

«Сунной является увеличивать поминание Всевышнего Аллаха после намаза, и, поистине пришло пояснение того, что желательно произносить из азкаров, множество достоверных хадисов, которым я дал разъяснение в книге «аль-Азкар». Желательно читать дуа после саляма про себя, кроме того случая, когда имам желает обучить присутствующих этим дуа – в этом случае имам читает их громко»[31].

Также имам ан-Навави сказал в «аль-Мажмуъ»:

«И так же сказали ученые нашего мазхаба, что, поистине, желательным является читать азкары и дуа после намаза про себя, но если имам желает обучить людей, то в таком случае он читает их громко, чтобы обучить их. Когда же он научит их, и они станут знающими, то имам будет читать про себя».

Подобное же пишется и в других книгах по фикху[32].

Также, имаму желательно повернуться к маъумам, читая азкары и дуа, и самым ценным является повернуться так, чтоб правая сторона имама смотрела на маъмумов, а левая на михраб. Маъмумам и тем, кто совершает намаз индивидуально, желательно при чтении азкаров и дуа быть направленным в сторону киблы. Ценнее читать те азкары, которые переданы от Пророка, мир Ему и благословение, но основа сунны (аслу сунна) считается исполненной, если читать и другие тоже[33].

— Переместиться на другое место

Является сунной совершающему намаз после завершения сменить место, будь то после желательного или же обязательного намаза, чтоб увеличить количество мест, где совершался земной поклон, поистине, эти места свидетельствуют в Судный день.

Самым ценным из смены места является совершение суннат-намаза дома после совершения обязательного намаза в мечети. Даже если это будет мечеть аль-Харам в Мекке, мечеть в Медине, аль-Акса и другие. 

Основываясь на хадисе:

عن زيد بن ثابت رضي الله عنه: أنّ النبي ﷺقال: «صلوا أيها الناس في بيوتكم، فإن أفضل صلاة المرء في بيته إلا المكتوبة» رواه البخاري ومسلم

От Зайд бин Сабита, да будет доволен им Аллаh, передается, что Пророк, мир Ему и благословение, сказал: «О люди, совершайте свои намазы дома, поистине, самым предпочтительным намазом, за исключением обязательного, является намаз, совершенный дома»[34]

Мудрость этого в том, что в этом есть защита от показухи, и также в том, что баракат от намаза получают дом и семья.

В хадисе говорится:

عن جابر رضي الله عنه قال: قال رسول اللهﷺ: «إذا قضى أحدكم الصلاة في مسجدهفليجعل لبيته نصيبا من صلاته، فإن الله جاعل في بيته من صلاته خيرا» رواه مسلم

От Джабира, да будет доволен им Аллаh, передается что Пророк, мир Ему и благословение, сказал: «Когда кто-либо из вас совершит намаз в мечети, вы перенесите часть от него к себе домой, поистине, Аллаh сделает в вашем доме из вашего намаза благо»[35].

В «Хашият-т-Тармаси»[36] приводится текст из книги имама ан-Навави«Шарх-уль Муслим»:

«Поистине, побудили к совершению суннат-намаза в доме по причине того, что это скрытно, далеко от показухи и защищено от неудач, также, для того, чтобы в доме посредством этого намаза была благодать, ниспускались милость и ангелы, и покидал этот дом шайтан…».

Исключением являются:

Суннат-намазы, совершаемые коллективно; суннат-намазы (ратибаты), совершаемые в пятничный день в мечети до джума (рузмана), так как желательно прийти в мечеть в начале дня; суннат-намаз (Ратибаты), совершаемые до обязательных намазов, если наступило время и вы находитесь в мечети; два ракаата обхода вокруг Каабы и во время Ихрама в хадже; суннат-намаз «Зуха», Истихара, и суннат-намаз при выходе в путь (сафар) и возвращении с пути; если есть боязнь, что вы не успеете совершить суннат-намаз до наступления времени следующего обязательного намаза из-за того, что мало времени или потому, что дом далеко, или если есть боязнь, что он дома его может не совершить; если совершаете в мечети Итикаф[37].

 

Хвала Аллаhу, Господу миров[38].

 


[1] «Ианату-т-Талибин» 260/1.
[2] «Аль-Джума», аят 9.
[3] Аль-Бухари 226/1, Муслим 174/5, аль-Байхаки 67/3.
[4] Сутра — объект, используемый для осуществления намаза, в качестве барьера между молящимся и проходящими перед ним.
[5] Абу Дауд 689.
[6] Ахмад Годоберинский в своей книге «Иршад-уль Авам» пишет, что большая часть современных ученых установила размер локтя в 48 см.
[7] Об этом сказал Ибну Хаджар в «Тухфат-уль Мухтадж» 235/1. По мнению имама Рамли в «Ниhаятуль Мухтадж», расстояние измеряется от пальцев ног.
[8] «Хашият аш-Ширвани» 409/2.
[9] Тут имеются ввиду такие сутраты, как столб, палка, начертанная в длину линия. Исключением являются стена и коврик.
[10] Так чтоб вы были напротив нее хоть какой-либо частью.
[11] «Тухфат-уль Мухтадж» 235/1.
[12] Это желательно не только самому молящемуся (за сутратом), а также тому, кто не молится и находится рядом, с условием, что условия сутрата у молящегося выполнены («Фатх-уль Муин» с.130).
[13] Делать это нужно не совершая много движений, нарушающих намаз, например, протянув руку вперед.
[14] Мукаллафом является всякий совершеннолетний (согласно шариату), умственно полноценный (т.е., не умалишенный) человек, который является мусульманином.
[15] «Фатх-уль Аллям» 336/2, «Хашият аш-Ширвани» 411/2.
[16] Если человек не знает запретность этого по причине недавнего принятия ислама или из-за отсутствия ученых, у которых можно спросить, в этом случае ему не будет греха за этот поступок.
[17] «Хашият Ширвани» 412/2.
[18] Аль-Бухари 510, Муслим 1132.
[19] «Ан-Ниса», аят 142.
[20] «Фатх-уль Муин» с. 134.ёё
[21] «Фатх-уль Муин» с.125.
[22] «Муъминун», аят 1-2.
[23] Ат-Тирмизи в «Навадиру усуль» 317/1.
[24] «Манhаджуль Кавим» с. 208.
[25] «Хашият-т-Тармаси» 148-149/3.
[26] «Ианату-т-Талибин» 213/1, «Фатх-уль Муин» с.126.
[27] «Мухаммад», аят 24.
[28] «Мугн-иль Мухтадж» 278/1.
[29] Имам Навави в «Минхаджу-т-Талибин» с.104.
[30] Ат-Тирмизи 471/9.
[31] «Хашият-т-Тармаси» 124/3.
[32] Имам аш-Шафиив «аль-Умму» 242/1, Ибну Хаджар аль-Хайтамив «Тухфат-уль Мухтадж» 216/1, Имам Рамли в «Нихаятуль Мухтадж» (с хашиятами) 644/1, Хатыб аш-Ширбинив «Мугн-иль Мухтадж» 282/1 и т.д.
[33] «Мугн-иль Мухтадж» 282/1, «Фатх-уль Аллям» 324/2, «Хашият-т-тармаси» 116/3.
[34] Аль-Бухари 256/2, Муслим 69/6.
[35] Муслим 778.
[36] «Хашият-т-Тармаси» 147/3.
[37] «Ниhаят-уль Мухтадж» с хашиятами 645/1, «Тухфат-уль мухтадж» 217/1, «Хашият аш-Ширвани» 325/2, «Хашият Кайлюби» 199/1.
[38] Статья составлена по материалам книг: «Тухфат-уль Мухтадж», «Хашият аш-Ширвани», «Ниhаят-уль Мухтадж» с хашиятами, «Хашият-т-Тармаси», «Манhаджуль Кавим», «Фатх-уль Муин», «Ианату-т-Талибин», «Мугн-иль Мухтадж», «Фатх-уль Аллям».

Яндекс.Метрика