Статьи разное

Желательные действия во время закалывания

rbhrehbrh

Жертвоприношение, как известно, было и остаётся важной частью Ислама. Оно является завершающим этапом Хаджа, его желательно исполнить при рождении детей, им искупляют грехи, раздавая мясо животного в качестве садака и так далее.

Исполнение данного обряда является простым в действии, но наполнено глубокой сутью и обладает рядом своих особых условий.

Далее, приведено описание наиболее важных моментов, связанных с ритуальным закалыванием жертвы в Исламе, согласно текстам из Сунны.


— Милосердие и жалость к животному.

Абу Умама рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Кто проявит милосердие во время жертвоприношения, к тому Свое милосердие проявит Аллах в День воскрешения» (аль-Бухари 381).

— Не тащить его сурово к месту закалывания.

— Не валить на землю жестоким образом.

В хадисе говорится: «Когда вы закалываете животное, то делайте это красиво, аккуратно…»  (Муслим 1955)

— Завязать ноги, кроме правой задней ноги, её оставляют свободной.

— Точить нож в недоступном для животного месте, т.е., не перед животным.

Ибн ‘Аббас рассказывал: «Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение, проходил мимо человека, который точил свой нож, поставив ногу на морду овцы, тогда как она смотрела на него. Пророк, мир ему и благословение, спросил этого человека: «Почему ты не наточил свой нож до того, как повалить ее на землю?! Неужели ты хочешь умертвить ее дважды?!» (Ат-Табарани в «аль-Кабир» 3/140/1 и «аль-Авсат» 1/31).

Имам Ахмад говорил: «Животных следует вести к месту закалывания мягко и пряча от них нож, доставая его только непосредственно во время закалывания» (См. “Джами’уль-‘улюми валь-хикам” 157).

— Не закалывать животное перед другим животным, особенно детеныша перед его матерью или мать перед детенышем.

Имам ан-Навави сказал: «Не следует закалывать одно животное в присутствии другого» (См. “Шарх Сахих Муслим” 13/93).

— Провести ножом по месту закалывания, чуть надавив, двигая его вперёд и назад.

— Перерезать обе шейные (яремные) вены.

— Отложить сдирание кожи до полного остывания туши.

В это время человеку подобает признавать и благодарить Аллаха за его огромное благо, за то, что сделал для нас это животное дозволенным и подчинил его нам, ведь Он мог бы его сделать запретным и направить его против нас.

— Также, является желательным человеку самому закалывать свою жертву.

В хадисе говорится: «Пророк, мир ему и благословение, привел сто верблюдов, из них собственноручно заколол 63 верблюда, а потом отдал нож к Али, да будет доволен им Аллагь, и остальных принес в жертву он» (Муслим, №2941, Абу Давуд, №1905).

Женщине же является желательным уполномочить человека, чтобы он заколол с нее жертву. Если человек по каким-то обстоятельствам сам не в состоянии заколоть жертву, то ему желательно присутствовать при совершении жертвоприношения уполномоченным им человеком, в том числе и женщине. Доводом этому является хадис, переданный Хакимом, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал своей дочери Фатима, да будет доволен ею Аллах: «Совершай жертвоприношение и присутствуй при его закалывании, поистине, оно с первой же каплей крови смоет все твои предыдущие грехи» (Хаким, 4/222).

— Произнести такбир трижды следующим образом:

«Аллаhу Акбар, Аллаhу Акбар, Аллаhу Акбар ва лиЛлаhиль хlамд».

Смысл: «Аллах велик и вся хвала Ему».

В хадисе от Анаса ибн Малика говорится: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принес в жертву двух белых баранов с черными пятнами, которых он зарезал их своими руками, то произнес: «Бисми-Лляhи Аллаху Акбар», и поставил ногу на их бока» (Аль-Бухари, 5558; Муслим, 1966).

— Потом желательно произнести «БисмиЛлаh».

Даже в нашем мазхабе его оставление является нежелательным, а в трёх остальных мазхабах намеренное оставление «бисмиЛляh» является харамом и мясо животного, заколотого без его произношения, не дозволяется. Учитывая слова имамов других мазхабов, нам не подобает оставлять это без внимания.

— Потом прочитать:

«Инна салати ва нусуки ва махIйайя ва мамати лиЛлаhи раббиль ‘аламин ля шарика ляhу ва бизалика умирту ва ана миналь-муслимин»

Смысл: «Мои молитвы, богослужение, моя жизнь и смерть находятся во власти Аллаха, Господа миров. Нет Ему соучастника, мне было велено признать Единственность Аллаха, и я являюсь мусульманином».

— После, прочитать салават (благословение) Пророка:

«Аллаhумма салли ‘аля саййидина МухIаммадин ва ‘аля али саййидина МухIаммадин ва саллим»

— Затем такбир, как и в предыдущий раз, трижды.

Но произнесение краткой формы: «БисмиЛляhи Аллаhу акбар» будет считаться исполнением сунны, как об этом пишется в книге «Бажжури» 418/2.

— Далее, желательно тому, кто закалывает животное, повернуться в сторону киблы.

— Затем, повернуть и жертвенное животное в сторону киблы, и прочитать: «Аллаhумма hаза минка ва иляйка фатакаббаль минни» («Сунануль кубра ли Байхаки» 286/9).

Имам ан-Навави сказал: «Сошлись ученые на том, что животное перед закланием следует положить на левый бок, поскольку это облегчает закалывание, ибо закалывающий, таким образом, берет нож в правую руку, а голову животного в левую» (См. “Шарх Сахих Муслим” 13/122).

Самым предпочтительным является раздать все мясо, кроме малого его количества, оставленного себе и своей семье. Лучше всего оставить печень, следуя за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, ибо Он ел от жертвы курбана печень.

В хадисе говорится: «Пророк, мир ему и благословения, в Ид уль-фитр (ураза байрам) не выходил, пока не съест что-нибудь, а в день Ид уль-Адха (курбан байрам) не ел ничего, пока не возвращался (с намаза), а при возвращении ел печень» («Сунан-уль кубра лиль Байхаки» 283/3).

— Сунной является не оставлять себе больше 1/3 жертвенного мяса, чтоб можно было его раздать как милостыню беднякам и как подарок состоятельным людям.

— И также сунной является, чтоб его садака (милостыня) не оказалась меньше 1/3 части.

 

Источник: «Шархуль Мафруз» с. 577, с некоторыми дополнениями.

Яндекс.Метрика